«Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы воспитателя МАДОУ № 83 города Хабаровска Крюковой Альбины Викторовны)
статья (старшая группа)

Крюкова Альбина Викторовна

Рекомендации по практической работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста», развитие идеи, заложенной в прграмме "Приобщение к истокам русской ародной культуры" О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой, пополнение ее содержания дополнительными смысловыми блоками "Россия-Родина моя", "Они прславили нашу Родину"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста»

(из опыта работы воспитателя МАДОУ № 83 города Хабаровска Крюковой Альбины Викторовны)

Россия - Родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, развивать у детей глубокое, осознанное чувство любви к Родине, её духовному наследию.

 «Российский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойного завоёванного русским искусством, литературой, историей. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, музыке, живописи», - отмечал Д.С. Лихачёв.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Родная культура способна зажечь у детей искорку любви и интереса к жизни народа, воспитать настоящих патриотов своей Родины.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, истории, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия от распространившихся сегодня псевдоценностей массовой культуры.

 Во многих современных программах делается попытка найти ответ на вопрос: «Почему у детей представления о русской культуре и истории России отрывочны и поверхностны?» Например, в программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой собран богатейший этнографический фольклорный материал, но, на мой взгляд, недостаточно отражена тема истории России, которая является неотъемлемой частью русской народной культуры.

 Несмотря на то, что актуальность проблемы формирования познавательного интереса к русской народной культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста признана среди психологов, педагогов, воспитателей, работников органов управления, образования, возможности ее решения, ее сущность на теоретическом уровне исследованы недостаточно. Не определена система педагогических и психологических средств эффективного развития, не выявлены критерии развития дошкольников для этих целей.

     Недостаточная теоретическая разработанность проблемы, ее практическая значимость позволили определить тему исследования «Формирование познавательного интереса к русской народной культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста»

Коренные преобразования в стране конца 20го – начале 21го веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями не только в социально- экономической, политической, но и духовной сферах общества и сознания её граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

        В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России…» Новой Федеральной образовательной программой перед педагогами поставлена цель разностороннего развития ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

        Народная культура и история Отечества призваны дать новый импульс духовному оздоровлению народа. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, стать подлинным патриотом». (С. Михалков).

        Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является, а история Отечества пробуждает интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, расширяет детский кругозор, воспитывает уважение к человеку.

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Теплов Б.М. писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека - не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».

        Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка определяет процесс воспитания как процесс приобщения ребёнка к миру общечеловеческих ценностей.  

        К концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы ценностные основы отношения к природе, «рукотворному миру», явлениям общественной жизни, отношение к себе и другим людям.

        С дошкольного возраста дети должны быть уверены в своей нужности, ценности, индивидуальности. Формирование культуры ума, тела, души ребёнка - есть основа интереса к познанию, самосовершенствованию, активному мировосприятию. В результате формируются начала духовности, нравственного сознания и самосознания личности. Безусловно, это возможно при условии планомерного, разностороннего и системного воспитания ребёнка, в основе которого лежат приоритетные методологические принципы:

Принцип гуманности

Любовь к Родине, её наследию, семье! Без этого невозможно формирование личности, её духовности.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А.С. Пушкин: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

 Принцип непрерывности

Процесс формирования высших чувств у ребёнка происходит не только в специально- организованной деятельности, но и в совместной и самостоятельной деятельности, а также в системе дополнительного образования.

Принцип креативности

Возможность творческих проявлений у детей в разных видах деятельности, когда каждый ребёнок становится поэтом, артистом, художником, а педагог поощряет творческую активность детей, создавая определённые условия для самовыражения.

Принцип эмоционально-психического комфорта

Ярко окрашенные эмоциональные переживания оставляют глубокий след в душе ребёнка.

Принцип деятельности

Ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Игра, как ведущий вид деятельности, становится средством познания, переживания, сопричастности к русской народной культуре.

Моделируя и отлаживая технологию работы по формированию патриотических чувств у детей средствами русской народной культуры, я опиралась на энциклопедические источники исторического, культурологического, этнографического содержания и достижения педагогической науки последних лет.

Мною была сделана попытка развить идею, заложенную в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», пополнить содержание дополнительными смысловыми блоками («Россия- Родина моя», «Они прославили нашу Родину»)

Целью этой работы стало- создание условий, обеспечивающих формирование познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Определить уровень познавательного интереса к русской культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста.

2. Содействовать усвоению интересных и содержательных сведений о народной культуре и истории Отечества через разные виды деятельности.

3. Воспитывать уважительное отношение к культурному и историческому наследию народа.

4. Приобщать родителей к осмыслению значимости формирования познавательного интереса к своему Отечеству у дошкольников.

Ожидаемыми результатами работы должны были стать:

 -Отражение детьми в игровой, изобразительной и самостоятельной художественной деятельности знаний о народной культуре. Использование народных средств выразительности.

                                                                                                                             

-Изменение в эмоциональной сфере личностных отношений старших дошкольников: степень дифференцированности нравственных и эстетических чувств. Становление системы деятельности и актуальных ценностей детей.

  Прежде всего были созданы условия:

        

        

  1. Повышение профессионального мастерства - моя тема по самообразованию: «Формирование познавательного интереса к русской народной культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста».
  2. Среда погружения в атмосферу: макет «Русская изба», предметы быта, костюмы, иллюстративный и текстовый материал, народные игры, праздники.
  3. Необходимо эмоционально положительное воздействие на ребёнка при использовании различных средств воспитания. Я, как педагог, вкладывала частичку своей души, своё отношение к происходящему, что вызывало у ребёнка более глубокие и прочные переживания. Как известно, впечатления детства, эмоционально окрашенные, не только открывают ребёнку окно в мир, но и вселяют надежду на добро, веру в справедливость, доверие к взрослым, способность перенимать оценку событий взрослыми.
  4. Методическое обеспечение: Учебно-наглядые пособия, дидактические игры, музей «Русская изба», программы О.Князевой «Приобщение детей к русской народной культуре», Т.Комаровой «Народное искусство в воспитании детей», методические разработки Данилиной «Дошкольнику - об истории и культуре России», М.Тихоновой «Красна изба».
  5. Развитие познавательной активности и познавательного интереса происходило по принципу «Через малое к большому». При отборе содержания делала акцент на культурологический и исторический акцент.
  6. Взаимодействие с родителями осуществлялось через приобщение родителей к решаемой детским садом проблеме, показ необходимости использования устного народного творчества для познавательного и нравственного развития детей, что способствовало созданию в семье благоприятного микроклимата через возможность общения ребёнка с родителями на предложенную тему.

Наблюдение за игровой деятельностью детей, анализ продуктивной и самостоятельной художественной деятельности детей, результаты психолого - педагогической диагностики эмоциональной сферы личностных отношений детей позволили выявить актуальный уровень нравственно- эстетического развития детей. Этот материал дал мне возможность определить зону ближайшего развития каждого ребёнка моей группы. Полученная информация об уровне представлений детей о народной культуре, её выразительных средствах, отражала набор несистематизированных знаний. Изучение, совместно с психологом, эмоциональной сферы личностных отношений детей показало на недифференцированность высших социальных, эстетических, нравственных чувств.

        Сфера деятельностных отношений отражала интересы детей к игре, музыке, низкий интерес к музею, наблюдению в природе.

        Уровень творческого воображения был невысок в игровой, изобразительной, художественно- речевой деятельности.

Всё это позволило мне определить приоритетные задачи в приобщении детей к ценностям русской народной культуры, обозначить основные линии работы по созданию системы взаимодействия с детьми через атмосферу, передающую дух и традиции народа, ритуалы приветствия, прощания, праздничных встреч, благоприятный эмоциональный климат группового доверия к каждому из нас, и тому новому познавательному и удивительному материалу, который ежедневно входил в жизнь детей и вызывал потребность в сильных, целостных эмоциональных переживаниях.

Система моей работы по данной проблеме включала в себя следующие блоки:

  1. «Устное народное творчество»
  2. «Народное декоративно - прикладное искусство»
  3. «Народная музыка. Традиции»
  4. «Народные игры»
  5. «Россия - Родина моя»
  6. «Они прославили нашу Родину» (исторические личности, писатели, художники, поэты, музыканты)

Работа по каждой теме включала занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность, праздники и развлечения. Реализация программы проходила через все виды детской деятельности и дополнительного образования на основе интегрированного подхода,

В свою работу внедряю новые разделы в парциальные программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»: «Россия - Родина моя», «Они прославили нашу Родину»; программу Т.С. Комаровой «Народное искусство в воспитании детей». Использую в своей работе методические разработки Г.Н. Данилиной «Дошкольнику об истории и культуре», М.В.Тихоновой «Красна изба»

   Работу по формированию познавательного интереса осуществляю по следующим направлениям: работа с детьми, взаимодействие с родителями.

 Работа с детьми

Реализуя любую программу, проект необходимо, прежде всего, заинтересовать детей данной проблемой, создать у них положительное эмоциональное отношение к предложенной теме. Поэтому, здесь мною использовались самые разнообразные методы и приёмы, главной задачей которых является желание заинтересовать и погрузить ребёнка в атмосферу красоты, добра, переживаний. Огромное воспитательное воздействие на ребёнка оказывает устное народное творчество. Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных сказках, пословицах и поговорках. В них, как и других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной лаконичной форме.

Знакомство с устным народным творчеством проводила в совместной деятельности с детьми. Огромной любовью у детей пользуется сказка. Слушая сказки, дети испытывают те или иные чувства, переживания. Они радуются удачам героев, ненавидят то плохое, с чем герои борются. С самого начала сказки дети встают на позицию положительного героя, решая вместе с ним поставленные задачи. Старалась во время рассказывания сказок окружать детей той атмосферой волшебства, неожиданных сюрпризов, предметами старины. В этом мне «помогали»: ковёр - самолёт, наливное яблочко, волшебная палочка, природные звуки, театр би-ба-бо и т.д. Несмотря на то, что многие дети самостоятельно умеют читать, они с большим удовольствием и ежедневно просили меня рассказывать им сказки.

Пословицы и поговорки, как выражение «народной мудрости», богатого житейского и исторического опыта народа, также формируют у детей положительное отношение к трудовой деятельности, любви к родному краю, Родине, природе, матери, здоровому образу жизни. Беседы, книжки-самоделки, литературные викторины закрепляют представление детей о мире во всём его многообразии и противоречивости.

Яркой, доступной и популярной формой приобщения детей к народным традициям является фольклорный праздник- обряд. Через игровые забавы создавала радостную атмосферу современного досугового праздничного общения детей, а использование специфических художественных средств (декламационно – речевого, песенного, танцевально- игрового фольклора, ряженья, народной атрибутики) настраивало детей на естественное и положительное восприятие общего праздничного действия. В детском саду вместе с музыкальным руководителем проводили фольклорные праздники («Осенины», «Рождественские колядки», «Синичкины именины», «Масленица» и т.д.), которые прочно вошли в учебно- воспитательную работу детского сада.

Календарные праздники, повторяясь в своей статичности из года в год, приучают детей осознавать обрядовые каноны и правила. Каждый ребёнок выполнял то, что умел, что уже знал, чему научился, участвуя в традиционных действиях. Русская народная песня всегда звучала в группе, создавая у детей бодрое, радостное настроение.

Мои воспитанники до сих пор принимают участие в фольклорной группе «Весёлка» в детском саду. В народной песне их привлекают простые рифмы, юмор, напевность, несложное повествование.

Изобразительные эталоны красоты дети усваивали через посещение Дальневосточного художественного музея; рассматривание и обследование предметов народного декоративно- прикладного искусства (Гжели, Дымки, Городецкой, Жостовской, Каргопольской росписи), которые есть в нашем детском саду. Каждое новое знакомство с народным промыслом сопровождалось творческим подходом: «устраивались ярмарки», «походами в гости к мастеру», «украшением избы», «изготовлением подарков для дорогих гостей», «устройством музея ремёсел». Дети становились «гончарами, мастеровыми», лепили и расписывали предметы быта, животных, строений, одежды, головных уборов. Такая художественно-творческая деятельность формировала у детей не только эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, но и разнообразные художественно-творческие способности. Мои воспитанники овладевали приемами народной росписи, вышивки, лепки из глины, теста. Проводила работу по приобщению к народному искусству в интегрированной форме как в совместной деятельности (игра, досуг, прогулка, режимные моменты), так и на занятиях. Предоставленные детям возможности заниматься разнообразными видами деятельности на основе народного искусства способствовали удовлетворению потребности каждого ребенка в деятельности.

Так, на занятии «Голубая гжель», предлагала детям открыть мастерскую по изготовлению сувениров с росписью для дорогих гостей. Ребятам были предоставлены различные материалы (глина, ткань, бумага, краски, кисти). Дети открыли целый конвейер: кто лепил посуду и фигурки, кто расписывал голубыми цветами полотенца и салфетки, кто просто рисовал на бумаге замечательные гжельские узоры. В итоге, у нас получился прекрасный набор сувениров, выполненных по выбору и желанию детей.

В своей работе я использовала широкий спектр игр, которые помогали моим детям лучше узнать о быте, традициях и обычаях русского народа, в организации физкультурных минуток на занятиях. Сюжетно-ролевые игры («Семья», «Ярмарка», «Мастерская игрушки» и др.) погружали детей в атмосферу старины. Готовясь к сюжетно-ролевой игре «Ярмарка», мои воспитанники с восторгом изготавливали поделки, которые потом «продавали» друг другу за пословицы или поговорки, ставили сценки с использованием кукольного театра, репетировали хороводы, пели песни, чтобы развлекать гостей на ярмарке.

На прогулках и в свободное время часто использовала народные подвижные игры («Пятнашки», «Горелки», «Мороз-Красный нос», «Краски» и др.). И теперь мои шестилетки знают и с удовольствием играют в те игры, в которые играли их прабабушки и прадедушки.

Очень любят дети театрализованные игры. Они с радостью исполняли роли в постановках русских народных сказок, ставили спектакли с участием любимых народных персонажей (Петрушки, Бабы-Яги и др.). Свои спектакли мы показывали малышам и на организованных в саду утренниках, развлечениях, праздниках.

Особое внимание уделяла работе по обогащению знаний детей интересными, содержательными сведениями об истории России, ее защитниках и людях, прославивших нашу Родину. Используя игровые приемы («Путешествие по реке времени», «Чудо-зеркало», «Волшебная книга» и др.), любимых героев (богатыри, Хозяюшка, домовенок Кузя), мне удавалось не только заинтересовать детей этими темами, но и дать им знания об устройстве русской избы, русских городах, народном быте и костюме, былинных богатырях.

Знакомство с русской избой проводила в форме занятия – путешествия по реке времени, где в прошлом детей встречали Хозяйка с домовенком Кузей. На этом занятии дети узнавали о быте русских людей, сами обустраивали макет избы, узнавали новые понятия («красный угол», «бабий закуток» и др.).

При проведении занятия «Поэзия русского костюма» мои воспитанники узнавали о деталях русского костюма, оберегах. Мне удалось с помощью «Чудо-зеркала» предоставить им возможность стать девочками и мальчиками из прошлого. У детей появилось желание водить хороводы, петь народные песни, чаще применять в своей речи пословицы и поговорки.

Представление об историческом прошлом нашей Родины я формировала на занятиях («Кто были наши предки», «Как татары хотели Русь завоевать» и др.) и в совместной деятельности («Злое истребление», «Человек без Родины, что соловей без песни» и др.).

Например, занятие «Как татары хотели Русь завоевать» помогло детям узнать об истории жизни русских людей, научили отличать достойные поступки от недостойных, выделять и понимать лучшие человеческие качества. С помощью «Волшебной книги» ребята получили представление об образе захватчиков. Особенно их поразила длительность татаро-монгольского ига, жестокость врагов.

Но наше прошлое немыслимо без людей, прославивших нашу Родину. С большим вниманием дети слушали рассказы и былины о богатырях и полководцах, основателе Санкт-Петербурга Петре I, о наших знаменитых земляках.

 На занятии Петр Великий - основатель города Санкт-Петербурга, используя «Волшебную книгу», знакомила детей с жизнедеятельностью русского царя Петра I. Это настолько заинтересовало детей, что мне удалось отметить у них повышение интереса к истории других русских городов. Они поняли, что человек славен своими делами, стремились сами совершать больше хороших поступков.

Рассказывая детям об А.В. Суворове, я пыталась помочь им осознать, что для того чтобы стать мастером своего дела (в данном случае - военным командиром) надо много над собой работать; старалась привить им уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплинированность, преданность своему делу. И здесь снова на помощь мне пришла «Волшебная книга». Дети рассматривали ее, затаив дыхание, ожидая чуда от каждой новой страницы

Мой богатый опыт путешествий по историческим местам нашей Родины, посещение музеев Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, позволял мне интересно и содержательно преподнести эту информацию детям, через увлекательные беседы, «путешествия», викторины, «Клуб любознательных», посещение музеев Хабаровска.

Считаю, что эта работа не просто дает детям знания, а прививает им чувство патриотизма, гордости за свой народ, его великую культуру и язык, за своих знаменитых предков.

 Взаимодействие с родителями

                                                                                                                               

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Если обе стороны направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создание благоприятных условий, то и получишь желаемый результат. На этапе презентации убеждала родителей в значимости темы, ее актуальности. Для меня было важным заручиться их поддержкой и помощью. Презентацию темы проводила через родительское собрание, наглядную информацию, открытые просмотры занятий. Многие родители заинтересовались проблемой, принимали участие в жизни группы. Живой интерес они проявляли, когда проводила нетрадиционные формы работы, такие как: «Игротека», «Колесо истории».

«Игротека» являлась самостоятельной формой работы с семьей и элементом родительского собрания, консультации, стенной газеты и так далее. При проведении «Игротеки» разучивала с родителями народные подвижные игры. Родители выступали в роли детей, я - педагога.

При организации викторины «Колесо истории» родителям предлагалось ответить на вопросы:

    -Какого происхождения были персонажи героических былин:

     Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович?

    -Как называлось войско в Древней Руси?

    -Назовите пословицу, поговорку, в которой заключена народная

      мудрость.

    -Какие народные игры вы знаете?

    -Назовите самую распространенную обувь русского народа.

    -Какие народные промыслы вы знаете? и др.

Победителям вручались призы-поделки и рисунки детей. При обучении родителей использовала папки-передвижки, фотовыставки, альбомы с пословицами и поговорками, загадками, песнями. Все это не только являлось приобщением родителей к решаемой проблеме, но, главным образом, оказывало помощь в создании благоприятного микроклимата в семье через возможность общения ребенка с родителями на предложенную тему. На этапе организации совместных дел родители моих воспитанников выступали не только как зрители, но и как активные участники мероприятий в группе (русские народные праздники, «Где дружба и совет, там и промахов нет» и др.).  Родители оказывали помощь в изготовлении макета «Русской избы», в сборе иллюстративного и текстового материала, в проведении фольклорных праздников («Рождество», «Масленица», «Праздник русской березки» и др.), вечеров народных игр и забав.

Результативность

Проведенная мною работа по теме «Формирование познавательного интереса к русской народной культуре и истории Отечества у детей старшего дошкольного возраста» позволила мне сформировать эмоционально - положительное отношение у детей к народному искусству, истории Отечества. Мною отмечается положительная динамика в развитии представлений, практических умений, интереса к национальному наследию у детей.

Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию. У моих воспитанников на высоком уровне сформированы представления о:

                                                                                                                             

-истории Отечества

- выдающихся деятелях

-народном декоративно-прикладном искусстве

-народных праздниках, традициях

-устном народном творчестве

Свои знания дети переносят в практическую деятельность:

-используют пословицы, поговорки, загадки в разговорной речи

-играют в кукольный настольный театр, разыгрывают знакомые сказки,

небылицы, организуют сюжетно - ролевые игры, игры- забавы, подвижны игры

-умеют мастерить народные игрушки из глины, ткани, соломки, теста, занимаются рукоделием

Выводы

 На мой взгляд, мне удалось развить у детей интерес к народному искусству, уважительное отношение к истории страны, ее традициям, что является основой формирования патриотических чувств у детей.

И самое важное в этой работе, те личностные изменения, которые наметились у детей в процессе приобщения к народной культуре: повысилась психологическая возможность детей понять себя и других, увидеть и почувствовать себя в этой культуре, прожить модели поведения, социальные роли, ранее недоступные им.

Рассматривая игровую изобразительную и самостоятельную художественную деятельность в динамике развития, в сравнении с прошлыми показателями, можно сделать заключение, что положительные изменения наблюдаются и в интеллектуальном, в личностном развитии детей, высших социальных эмоциях.

Недифференцированность высших социальных эмоций снизилась, в том числе эстетических и нравственных.

Повысился коэффициент личностных ценностей. Высокий уровень творческого воображения наблюдается в творческой деятельности, изобразительной, в художественно-речевой.

Библиография

  1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду (этнографический подход). – Барнаул: БГПУ, 2003.
  3. Бабаева Т.И., Михайлова З.А., Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
  4. Васильева А., Гербова В.В., Комарова Т.С.  Программа воспитания и обучения в детском саду– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005.
  6. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.
  7. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О. А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, переработано и дополнено – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
  8. Маклакова Н.В. История и культура русского народа в патриотическом воспитании дошкольников.
  9. Назарян А.А. Организация образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Русская печь».
  10. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: АРКТИ, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект образовательной ситуации для детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детского сада № 430» г. Нижний Новгород Денисовой Е.В.

Тема: Чистый воздух – это здоровье.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о ...

Игровые педагогические технологии как средство формирования интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

в стать описаны формы и методы работы с дошкольнками по развитю предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений классической музыки....

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...