Золотая Хохлома
проект

Мусаелян Анна Борисовна

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети знакомятся с хохломской росписью, ее историей, узнают для чего служит роспись, имеют возможность рассмотреть предметы, расписанные этой росписью в специально организованном музее хохломских изделий.

 

Реализация проекта по тематике «Золотая Хохлома» обеспечивает активное участие детей и педагогов.

 

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей и педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohlama_musaelyan.docx535.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зареченская СОШ дошкольное отделение детский сад №9

(МАОУ Зареченская СОШ ДО ДС №9)

ул. Медовая дом 5, р.п. Заречье, Одинцовский городской округ. Московская область,143085

Проект «Золотая Хохлома»

Воспитатель: Мусаелян А.Б.

Вид, тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий.

Сроки проведения: 1 неделя (01.04.2022 - 07.04.2022)

Участники        проекта:        дети        старшего        дошкольного        возраста;        родители; педагоги.

Возраст детей: 5 – 7 лет.

Основание для разработки:

Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок: дети знакомятся с хохломской росписью, ее историей, узнают для чего служит роспись, имеют возможность рассмотреть предметы, расписанные этой росписью в специально организованном музее хохломских изделий.

Реализация проекта по тематике «Золотая Хохлома» обеспечивает активное участие детей и педагогов.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности – детей и педагогов.

Актуальность. Музеи дают нам прекрасные возможности для расширения своих представлений о мире. Это особенно ценно для детей. В дошкольном возрасте дети легко приобщаются к систематическому и регулярному посещению музеев и к музейным формам обучения.

Известно, что для того, чтобы наслаждаться искусством, нужно быть художественно образованным человеком. При реализации проекта "Золотая Хохлома", хотелось, чтобы встреча с музеем ассоциировалась у детей с приятными эмоциями. Чтобы дошкольники, приходя в музей, не только узнавали знакомые произведения искусства, но и умели ими восхищаться. Для этого нужно подготовить детей к посещению музея заранее. Для этого с ребятами была проведена предварительная работа : занятие «Азбука искусства». Цель занятия является знакомство с жанром изобразительного искусства Хохломской росписью. Дети в дошкольном возрасте ориентированы

на собственное изобразительное творчество, поэтому наряду с теоретическими сведениями проект "Золотая Хохлома" включил и практическую работу. Ребята самостоятельно расписывали ложку элементами хохломской росписи.

Использование репродукций картин и фотографий изделий декоративно- прикладного искусства, игровых приёмов, элементов драматизации, музыкальных фрагментов и стихов помогло психологически подготовить детей к посещению музея.

Когда ребята пришли на экскурсию, они с радостью узнавали знакомые предметы: «Смотрите: Это наша ложка!» Если посещение музея сопровождается радостью, восхищением, удивлением и другими положительными эмоциями, то в музей хочется прийти снова. Так возникает увлечение искусством и начинает формироваться потребность постоянного общения с ним.

Знакомство с произведениями народных мастеров имеет большое значение для духовного развития и патриотического воспитания дошкольников. Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данного проекта существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные хохломские изделия увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов

быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы познакомить детей с жанрами декоративно-прикладного искусства. Это и явилась основной причиной создания нашего проекта.

Цель проекта: Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.

Задачи:

  • Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
  • Воспитывать        интерес        дошкольников        к        русскому        декоративно        –

прикладному искусству.

  • Учить детей расписывать ложки.
  • Способствовать        развитию        творческих        способностей        детей,        умения работать сообща, согласовывая свои действия;

Этапы реализации проекта:

  1. этап. Организационный. Уточнение представлений детей о жанрах декоративно-прикладного искусства, их значении для духовного богатства народа, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми.

Совместная деятельность родителей и детей.

Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о хохломской росписи

Хохломская роспись ложек "Моя ложка"

Чтение        и        обсуждение консультаций «Золотая Хохлома»

Создание                развивающей среды: уголка для сюжетно- ролевых        игр                «Музей хохломских                        изделий»;

«Магазин        "Русский сувенир"; дидактических игр

Подбор        материала        для сюжетно-ролевых        игр

«Магазин        «Русский сувенир».

«В музее интересно».

Рекомендации для родителей

«Детям о хохломе»

Изготовление карточек с изображением хохломского узора и хохломского изделия по количеству детей, для оформления игры-лабиринта "Найди предмет".

памятка «Приобщение детей к искусству».

  1. этап. Теоретический. Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.
  2. этап. Практический. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о хохломской росписи, как жанре декоративно-прикладного искусства, через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Совместная        деятельность родителей и детей.

Рисование «Хохломская ложка»; Коллективная        аппликация

«Хохломской поднос».

Чтение и заучивание загадок о хохломских изделиях.

Беседа        «Где рождаются хохломские изделия».

Чтение        стихотворений,        загадывание загадок.

Посещение городского музея.

Коллективная        аппликация

«Хохломской поднос».

Посещение магазина русской народной утвари "Русский сувенир".

Проведение        дидактических        игр        и упражнений.

Проведение подвижных игр. Проведение сюжетно-ролевых игр.

Фото        родителей        с        детьми        у музейных экспонатов.

  1. этап. Подготовка к презентации. Презентация.

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми.

Совместная деятельность родителей и детей.

Организация        и презентация выставки хохломских изделий

«Золотая Хохлома».

Помощь детям в росписи ложек..

Посещение        городского музея, магазина

«Русский сувенир»

Итог.

Выбор темы проекта оказался не случайным. После проведенной работы и родители, и дети пришли к выводу о том, что приобщение к народному искусству помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления поновому, увидеть красоту окружающего мира и формирует у них желание и умение сохранить то, что сделано до него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Художественное творчество» - «Золотая хохлома»

Закрепить знания об особенностях хохломской росписи. Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора на различных поверхностях. Упражнять в рисовании всем ворс...

Конспект занятия в подготовительной группе "Золотая Хохлома"

К занятию прилагается презентация. Детям занятие очень понравилось. Рекомендую провести со своими детьми....

Интегрированное занятие по теме "Знакомство с золотой хохломой" (средняя группа)

Вводное занятие,проводилось в понедельник - первый день тематической недели.Интеграция: познание и художественное творчество...

Конспект совместной деятельности по теме "Золотая хохлома"

Занятие предполагает интеграцию двух видов деятельности: речевой и художественно-изобразительной. Цель - ознакомление с русскими народными традициями и обрядами, декоративно-прикладной росписью - хох...

Интегрированное занятие "Золотая Хохлома"

Интегрированное занятие (ознакомление с окр.миром, изодеятельность),старшая группа....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....