МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина"
методическая разработка (подготовительная группа)

Бусыгина Вера Константиновна

Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают знания о культуре родного народа, его ценностях, традициях и обычаях, обучая дошкольников, обогащая и развивая их интеллект. Читая и обсуждая сказки, ребята постигают морально-этические ценности своего народа. Сопереживая героям сказок, они учатся добру, взаимопониманию, уважению к другим людям. В этом и многом другом заключается большой воспитательный потенциал сказок.

Для реализации задач по формированию гражданской идентичности, уважению к историческому и культурному наследию России мы используем сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В.Я. Пропп, известный отечественный филолог, не раз посвящал страницы    своих    фундаментальных     работ     анализу     произведений А.С. Пушкина: «В истории русской художественной культуры Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки с полным пониманием всей красоты народной сказки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №79 ГОРОДА ТЮМЕНИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование гражданской идентичности,

уважения к историческому и культурному наследию России

через сказки Александра Сергеевича Пушкина

                                        СОСТАВИТЕЛИ:

                   Вера Константиновна Бусыгина, старший воспитатель

                                      Ольга Николаевна Жило инструктор по физическому воспитанию

                                         

г.Тюмень

2023 г.

Одной из ведущих функций современного дошкольного образования это - обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами (Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.№ 1028)

Гражданская идентичность выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.

Становление гражданской идентичности определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которыми связана эта принадлежность. Гражданская идентичность тесно связана с потребностью в установлении связей с другими людьми и включает в себя не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и восприятие значимости этой общности, представление о принципах и основах данного объединения, принятие поведенческой модели гражданина, осознание целей и мотивов деятельности, представление о характере взаимоотношений граждан между собой.

Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы:

1) общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

2) самоназвание гражданской общности;

3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Самый доступный способ донесения информации в дошкольном возрасте — это сказка. Отечественный филолог В.П. Аникин во многих своих работах подчеркивал огромное значение сказочных образов для воспитания подрастающего поколения.

Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают знания о культуре родного народа, его ценностях, традициях и обычаях, обучая дошкольников, обогащая и развивая их интеллект. Читая и обсуждая сказки, ребята постигают морально-этические ценности своего народа. Сопереживая героям сказок, они учатся добру, взаимопониманию, уважению к другим людям. В этом и многом другом заключается большой воспитательный потенциал сказок.

Для реализации задач по формированию гражданской идентичности, уважению к историческому и культурному наследию России мы используем сказки русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В.Я. Пропп, известный отечественный филолог, не раз посвящал страницы    своих    фундаментальных     работ     анализу     произведений А.С. Пушкина: «В истории русской художественной культуры Пушкин был первым человеком, который от простой крестьянки стал записывать сказки с полным пониманием всей красоты народной сказки». 

Цель: формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

Образовательные:
- Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
- Учить понимать мораль сказки, знакомить с человеческими чертами характера:  трудолюбие, терпеливость, верность, стойкость, мужество, гостеприимство, отзывчивость. 

 - Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
Развивающие:
- Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
- Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
Воспитательные:
  - Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

- Воспитывать  желание сохранять культуру своей  Родины.

- Воспитывать  гордость за Россию.

Методы и формы работы: игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, выставка книг, детских рисунков на темы произведений А. С. Пушкина, строительство снежных построек на участках, экскурсия в библиотеку, спортивно-познавательное развлечение.

Этапы работы:

Мероприятия

Участники

Результат

1.

Изучение творчества А.С.Пушкина

1.1.

Чтение сказок («Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче

и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный...», «Сказка о золотом петушке»)

Педагоги, дети подготовительных групп

Воспитание чувства гордость за родное прошлое. Формирование традиционной системы ценностей, представление об истинных жизненных приоритетах, нравственной опоре каждого человека, сохраненной в народной духовности и законах сосуществования.

Формирование умения вдумчиво работать с текстом произведения, анализировать последовательность событий и причинно-следственные связи в сюжете сказки, размышлять над прочитанным, высказывать собственные суждения, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщения, использовать в своей речи новые слова.

1.2.

Экскурсия в библиотеку «Творческая гостиная «У лукоморья дуб зеленый…»

(Приложение 1)

Педагоги, дети подготовительных групп, родители, сотрудники библиотеки

Закрепление знаний детей о сказках А. С. Пушкина.

Развитие эстетического вкуса, творческих способностей.

Воспитание любови к книге, приобщение детей к словесному искусству.

Определение фигуры А.С.Пушкина, великой исторической личностью, интегрирующим символом гражданской идентичности.

2.

Практическая деятельность

2.1

Выставка рисунков «Пушкин XXI века»

(Приложение 2)

Педагоги, дети подготовительных групп, родители

Углубление знаний о творческом наследии А.С.Пушкина, повышение уровня художественного образования, развитие творческого потенциала, а также всестороннего эстетического воспитания.

2.2

Оформление прогулочных участков снежными фигурами по мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина: «Царевна Лебедь», «Золотая рыбка» и др.

(Приложение 3)

Педагоги, дети подготовительных групп, родители

Обеспечение целостности педагогического процесса и создания окружающего пространства, удовлетворяющего потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка. Расширение двигательного пространства для оптимизации двигательной активности детей.

2.3.

Проведение спортивно-познавательного развлечения «Русский характер»

(Приложение 4)

Педагоги, дети подготовительных групп

Источники используемой литературы:

  1. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 5. - С. 42-45. 
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя / В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
  3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —336 c.
  4. Пропп В.Я. Русская сказка / В.Я. Пропп. – Л.: ЛГУ, 1984. – 332 с.
  5. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. – М.: Academia, 1928.
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданская_идентичность 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию (развитие речи) с использованием ИКТ по теме "Знаешь ли ты сказки Александра Сергеевича Пушкина?"

Цель:Закрепить у детей навыки диалоговой речи.Задачи:1. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении.2. Развитие навыков общения и обмена информацией в рамках проводимого за...

Сценарий литературного досуга «Поле – чудес по сказкам Александра Сергеевича Пушкина» с детьми подготовительной группы.

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества...

Сценарий досуга, посвященный сказкам Александра Сергеевича Пушкина в старшей и подготовительной группах

Литературный досуг для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посвященный творчеству поэта А.С. Пушкину...

Презентация для родителей по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

laquo;Сказка о царе Салтане»: интересные факты. 6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина традиционно отмечается Пушкинский день – праздник поэзии и русского языка.Предлаг...