"Воздух нам необходим"
опыты и эксперименты (старшая группа)
научить детей эксперементировать с помощью простых вещей.
обьяснить где обитает воздух
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44 комбинированного вида»
Кировского района г. Казани
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ № 44
Приказ № ____ от «___» _____________ 2022 г.
Открытое занятие
по теме :
«Воздух нам необходим»
Воспитатель
Шамсутдинова Г.Р.
Казань, 2022
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментальной деятельности.
Путем экспериментирования расширить представления детей о свойствах воздуха: не видим, прозрачен, не имеет запаха, может двигать предметы, находится повсюду.
Развивать у детей любознательность, делать выводы, умозаключения.
Активизировать словарь детей: невидимый, безвкусный, прозрачный, упругий.
Воспитывать ценностное отношение к окружающей среде.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Развивающие: Развивать интерес к исследовательской деятельности, способность делать умозаключение, анализировать и сравнивать.
Воспитательные: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу, вызывать радость от открытий, полученных в результате опытов.
Предварительная работа: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Материалы:
- Раздаточный: стаканчики с водой, трубочки для сока (по количеству детей), , полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, салфетки, мандарин, яблоко.
Ход занятия:
Дети встают полукругом
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и нашим гостям, чтобы у нас с вами было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? (одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку.
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, воздух. Сегодня я, как руководитель научной лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого он цвета?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: А как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет?
Ответы детей.
Воспитатель: Совершенно верно: воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
Дети: Это корка
Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Кто знает, какого они цвета?
Ответы детей.
Воспитатель: А как называются эти шарики?
Дети: Воздушные
Воспитатель: А вы знаете, почему они так называются?
Дети: Потому что внутри шарика есть воздух
Воспитатель: А откуда воздух появился в шариках?
Дети: Он там появился, когда шарик надували.
Воспитатель: Значит - в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Дети: Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода
Ответы детей
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Дети: Мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
Воспитатель: Оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
Дети: мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Обнаружение воздуха при помощи прозрачного пакета.
Воспитатель:
Что у меня в руках? (пакет).
В нем что - нибудь лежит? (коллеги высказывают свои предположения: пустой, в нем ничего нет).
Воспитатель предлагает коллегам хорошенько рассмотреть пакет. Воспитатель показывает «фокус» с пакетом:
- показывает со всех сторон,
- складывает в несколько раз,
- взмахивает пакетом, ловя воздух вокруг себя, закручивает пакет.
Воспитатель: Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (дает потрогать надутый пакет).
Почему пакет изменил форму? (подвести высказывания коллег к тому, что в пакете воздух).
Воспитатель: В пакете воздух, он занял все пространство в пакете, пакет стал похож на подушку.
А теперь вы возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте сами поймать воздух вокруг себя.
(Дети проводят опыты с целлофановым пакетом, кружатся вокруг себя, ловят воздух).
Воспитатель: Мы поймали воздух и заперли его в мешочке.
Воспитатель: Коллеги, к какому выводу вы пришли?
Воспитатель:
Что произойдет, если проткнуть пакет? (Коллеги высказывают свои предположения.)
Что ж, давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?(дует легкий ветерок, выходит воздух).
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что?( Почувствовать!)Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.
Уважаемые коллеги, какой вывод можно сделать из этого опыта?
(воздух мы не видим, но мы его чувствуем).
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; чтобы его увидеть, его надо поймать. Это мы и сделали. Мы поймали воздух и закрыли в пакет, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. Воздух можно почувствовать кожей.
Воспитатель: Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Физминутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
Воспитатель: А как вы думаете мы сможем ли мы услышать воздух?
Ответы
Воспитатель: На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Да
Воспитатель: Благодаря свистульке мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух издаваемый из резиновой игрушки)
Воспитатель: А ещё ребята с помощью воздуха можно передвигать предметы.Опустите парусные кораблики на воду.
Подуйте на кораблики, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? Дети: Он не плывёт.
Воспитатель: А если ветер очень сильный?
Дети: Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, при помощи воздуха, будут плавать.
Подведение итогов:
1). Игра «Раз, два, три – свойство воздуха назови!» (воспитатель показывает схемы-карточки на доске, а ребята называют свойство воздуха)
- Воздух бесцветный и прозрачный (воздух не имеет цвета).
- Воздух окружает нас повсюду.
- Воздух не имеет своего запаха -только передает чужие запахи.
- Воздух внутри нас - человек дышит воздухом.
- Воздух не имеет своей формы.
- Воздух невидимый.
Воспитатель:
Теперь подведем итоги сегодняшней встречи. Что вас, уважаемые коллеги, сегодня удивило, чему вы новому сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
– Мне очень понравилось быть ведущим сотрудником научной лаборатории. У меня в лаборатории сегодня работали очень хорошие сотрудники.Вы с помощью опытов и экспериментов смогли изучить свойства воздуха. Все умеют договариваться, доброжелательны, готовы выручить друг друга в любую минуту, справедливо решали возникшие несогласия.
- На этом научная деятельностьв лаборатории опытов и экспериментов не заканчивается. Я надеюсь, что мы с вами продолжим работу в нашей лаборатории. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья! А на память о нашем исследовании я хочу подарить вам всем по шарику!
Методическая литература по теме:
- О. В. Дыбина, Н. П. Рахманов В. В. Щетинина неизведанное рядом.: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ «Сфера»2001
- О. Р. Галимов "Физика для дошкольников". О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина "Неизведанное рядом".
- «Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность "Воздух нам необходим"
В материалах представлены результаты проведения опытно-экспериментальной работы по теме "Воздух нам необходим". Цель работы: дать детям представление о воздухе; продемонстрировать при помощи эксп...

Конспект занятия в старшей дошкольной группе "Воздух нам необходим"
Цель занятия: систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности....

НОД в средней группе. Тема «Воздух нам необходим» (обобщающее занятие)
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе (комбинированное занятие)...

Конспект непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы образовательная область: «Познавательное развитие» опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим» (с осуществлением деятельно
laquo;Познавательное развитие»опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы«Воздух всему живому необходим»...

опытно-экспериментальная деятельность «Воздух всему живому необходим»
формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....

Конспект занятия по познавательному развитию "«Воздух всему живому необходим»
Цель: формирование представлений детей о воздухе и его свойствах....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Воздух всему живому необходим»
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. - способствовать обогащению и закреплению знани...

