Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыка
консультация

Петренко Ирина Владимировна

Формирование основ духовно - нравственных ценностей средствами музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей

средствами  музыки»

                                                                                  Подготовила:

        музыкальный руководитель

                                                                                   Петренко И.В.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения. Одна из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, которая калечит души наших детей.

Но, к сожалению, в условиях, происходящих в обществе, заметно уменьшились воспитательные функции в семье , общение с детьми уходит на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс формирования мировоззрения подрастающего поколения. И в связи с этим они могут черпать из источников СМИ разрушающую нравственные ценности информацию.

Развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения это, прежде всего комплексный подход к решению данной задачи и длится в течение всей жизни.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём.

Одна из важнейших задач художественно - эстетического воспитания и образования – это воспитание души ребенка средствами искусства . Рассмотрим, как влияет музыка на духовно-нравственное становление личности.

Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение,

мы без слов могли понять!

Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального искусства в приобщении ребенка к миру гармонии, добра и красоты. Музыка является средством семейного нравственного воспитания, использование которое возможно с самого раннего возраста ребенка, начиная с пренатального периода его развития. В русских семьях издавна существовали песенно-музыкальные традиции, которые дети впитывали с молоком матери. Задача современной семейной педагогики – сделать все возможное для их возрождения.

Одухотворенность музыки заключается в высоком строе мыслей и чувств, в ее открытости, в ее направленности на единение людей. Такая музыка помогает нам бороться со злом и бездуховностью, она согревает душу, очищает наше сознание, облагораживает человека, дает импульсы к восприятию иного мира — не физического — мира духовного, к которому должен стремиться каждый из нас. Это великое духовное наследие, которым располагает сегодня современное человечество.

Музыка обладает способностью «расширить и очистить душу, успокаивать и тревожить ее, призывать к молитве и звать в бой, говорить о гармонии мира, но может также звать и манить человека ко греху. Д.И.Шостакович как-то с горечью отметил, что музыка у нас порою сливается с физиологией. Она может помогать человеку идти к Богу, но может и затягивать в духовную пропасть. Поэтому, по мнению всех без исключения музыкальных педагогов, к музыке и музыкальной среде, в которой растут дети, надо относиться с повышенной осторожностью и большим вниманием .

Низкий уровень общей и духовно-нравственной культуры очень явственно сказывается на рисунке и содержании пения и современной инструментальной музыки. Те оглушительные какофонии, которые слушают сегодня наши дети, «притупляют совесть, разум человека»

Психологическое воздействие оказывают: ритм музыки, разнообразие тональностей, громкость, частоты, дополнительные эффекты.

Исследователи показали, что музыка различных и жанров и стилей действует на человека по-разному.

По мнению психологов, духовная и классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние на его общее состояние, так как понижает тревожность, раздражительность, возможность депрессии, понижает негативные чувства злобы и обиды. Маленькие дети, которые слушают произведения В. А. Моцарта, П.И. Чайковского,С. Прокофьего, Д.Кабалевского, Н. Римского-Корсакова Г. Свиридова, отзывчивы, переживают радости и откликаются на чужую боль. Вот такая классическая музыка— гениальная во всех проявлениях.

Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека».

В.А. Сухомлинский.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной, к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания. Приобщение ребенка к музыке развивает в нем чувство красоты и гармонии.

Какую музыку будут слушать дети? Во многом их вкусы зависят от родителей. Надо помнить, что и от нас – педагогов много зависит, на каком музыкальном материале формируем мировоззрение детей.

Музыкальный руководитель должен прививать в детях вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами музыки, искусства. Педагог призван формировать у детей нравственные ориентиры, без которых знания и умения могут быть направлены во зло человечеству.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа по  духовно-нравственному  воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет  детей  радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и  научит их творчески преобразовывать окружающий мир.  

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочу словами писателя Р.Роллана: « Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.

Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.

Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и, конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию.

Наш опыт показал, что лучше всего детьми воспринимаются праздничные мероприятия. Детский праздник – важная часть жизни ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей– на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…

Православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к своим близким женщинам: мамам, бабушкам, тётям, сёстрам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Готовиться к проведению православных праздников надо особенно тщательно.

Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.

При подготовке и проведении праздников мы используем формы работы, которые адекватны живому детскому восприятию:

• игры – русские народные подвижные и пальчиковые, сюжетные, тематические по заранее созданному сценарному плану, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника;

• чтение библейских историй;

• творческие задания, которые приобщают к самобытным особенностям русского праздника;

• элементы музыкальной культуры в песнях, стихах, плясках.

• тематические беседы и слайд – фильмы, в основе которых преимущественно лежит не монолог – рассказ воспитателя, а метод направленного диалога.

Заканчивается праздник добрыми пожеланиями и детскими подарками для родителей и гостей.

Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Мы ощутили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.

Православные праздники в детском саду открыли также и нам, педагогам, загадочный, благодатный и волшебный мир православного  праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники.

Взрослые для себя, некоторые тоже впервые, открывали историю Рождества, Масленицы, события Пасхи,  понятие Троицы,  открывали волшебство Ивана Купалы. За то время, пока готовили праздник для детей, изучали литературу, создавали атрибуты, сотрудничали с родителями. Мы, взрослые, готовясь учить детей, учились сами. Проводя работу по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций в дошкольном учреждении, мы стараемся, чтобы дети не были перегружены информацией, не используем абстрактных понятий, применяем возможности театральной деятельности и детских игр, а главное стараемся наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.

Вспоминая крылатую фразу из одной волшебной сказки:  «Я – не волшебник! Я только учусь!», наши педагоги учатся, вместе  с детьми  познают азы православной культуры, углубляют знания по педагогике, психологии, методике воспитания, основам православия.

 Литература:

  1. Шевченко Л. Л. «ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие». - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2014г.
  2. Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». Наше Отечество. - М. Дрофа – Плюс 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей средствами изобразительного искусства.

«Всякое искреннее наслаждение изящным есть само по себе источник нравственной красоты»К.Д. Ушинский...

Организация работы по формированию первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе детского сада....

«Формирование основ духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста». Дидактические игры по теме.

Первая мл группаИгра "Предметы народного быта" (лото) представляет собой карточку и фишки, содержащих рисунок- предмет народного быта. Цель игры : формирование умения детей находить пар...

Самообразование "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравстенной основы, просоединение ребенка и окружающих взрослых к базам духовным, нравстенным и социокультурным ценностям России....

"Формирование первоначальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"

quot;Формирование первоночальных основ духовно-нравственных ценностей дошкольников"...

Отчет по самообразованию "Формирование основ духовно- нравственного развития детей старшего дошкольного возраста средствами учебно- методического комплекса "Социокультурные истоки"

Формирование у детей духовно- нравственной основы, присоединение ребенка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России...

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №28 "Надежда")

Вариативность форм организации детско-родительского взаимодействия в формировании духовно-нравственных ценностей средствами арт-технологий (выступление на Заседании №3 ГТГ в МБДОУ "Детский сад №2...