воспитательное мероприятие
методическая разработка (старшая группа)

Черепанова Светлана Викторовна

старшие дошкольники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie_v_starshey_gruppe.docx68.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие в старшей группе

Тема: «Добро начинается с тебя»

Цель: создание условий для углубления представлений детей о добре, как о ценном и неотъемлемом качестве человека, его разными проявлениями и составляющими через разные виды детской деятельности (игровые упражнения – «Добрая улыбка», «Дружеское пожатие», «Тайная шкатулка добрых поступков», восприятия художественной литературы и фольклора – «Добро огонек моего сердце», музыкальное произведение – «В ритме сердца, изобразительная деятельность – карта «Сердце добра», решение проблемной ситуации – «Подари добро»).

Задачи:

  1. Способствовать формированию у дошкольников ценностного отношения к собственной жизни, к другим людям и природе, пробуждать и стимулировать у детей желание «творить добро».
  2. Развивать навыки общения, дружеского отношения между детьми, умение договариваться и приходить на помощь в процессе совместных действий.
  3. Воспитывать потребность в совершении добрых поступков и доброжелательном общении друг с другом, в желании делать добро и дарить радость людям.

Актуальность: Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям [5]. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др. Русский публицист и литературный критик Шелгунов Н.В. утверждал: «Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». О. С. Богданова и Л. И. Катаева считают, что формирование первоначальных нравственных представлений дошкольников — это психолого-педагогическая доминанта развития личности ребенка [2].

Согласно ФГОС ДО содержание основной образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать пять направлений развития и образования детей. В частности, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности; развитие общения и  взаимодействия  ребёнка  со  сверстниками;  становление  самостоятельности  и саморегуляции  собственных  действий;  развитие  эмоциональной  отзывчивости, сопереживания и формирование  готовности  к  совместной  деятельности  со сверстниками [1].

На  этапе  завершения  дошкольного  образования  в соответствии  с  ФГОС ДО определены  следующие  целевые  ориентиры:  ребёнок  обладает  установкой положительного отношения к миру и другим людям; активно взаимодействует со сверстниками,  способен  договариваться,  учитывать  интересы  и  чувства  других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками и пр. [1].

В известных словарях Даля В.И. и Кона И.С. рассматриваются следующие понятия «добра».

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

Добрый - несущий благо, добро, благополучие. 

Добрый - хороший, нравственный [3].

Добрый -  охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый. 

Добрый -  свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку [4].

Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро, а не использовать людскую доброту. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Дети понимают доброту как выражение абсолютной щедрости.

Известный русский писатель М. Пришвин  писал, - «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. 

Оборудование: музыкальный центр; мультимедийный проигрыватель; экран.

Дидактические материалы: карта «Сердце Добра» (заполняется на протяжении мероприятия), тайная шкатулка добрых поступков, маленькие листы бумаги с клейкой основой, фломастеры, белые листы бумаги (формата А5).

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России: официальный текст. – М., 2013. -  22с.
  2. Борисова, Н. О нравственном воспитании дошкольников /Н. Борисова// Дошкольное воспитание. - 2018. - №5. –С. 35 - 40.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Дрофа, 2008.- 253 с.
  4. Кон И. С. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 2007. - 430 с.
  5. Кондрашова  Н.  В. Духовно-нравственное  воспитание  дошкольников  посредством  игровой деятельности  в  условиях  поликультурного  региона// Политематический  сетевой  электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2012. –No 7 (81). -URL: //ej. kubagro.ru/2012/07/pdf/45.pdf
  6. Юревич, А. В. Нравственное состояние современного Российского общества / А.В. Юревич // Психологический журнал. - 2019. - Т. 30. - № 3. - С. 107-117.
  7. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru 
  8. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - http://nsportal.ru/
  9. Песни: https://yosounds.ru/?song=Ruslana+–+В+Ритме+Сердца, https://zvooq.pro/collections/children
  10. Минусовки: http://x-minus.org/

Ход мероприятия:

На экране заставка - детская картинка о добре.

1. Солнышко.

Воспитатель: Приветствую всех собравшихся. Сегодня необычный день. Посмотрите в окошко. Видите, яркое солнышко на синем небе будто улыбается нам своими теплыми лучиками. Дети, а вы любите получать подарки?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем определить, а приятно дарить подарки другим. Давайте подарим солнышку и друг другу маленький подарочек − добрую улыбку.

Дети улыбаются друг к другу.

Воспитатель: Дети, вам приятно было дарить улыбку друг другу? 

Дети: Да.

Алина Д.: Я была рада подарить улыбку всем.

Асема П.: Я свою улыбку подарила девочкам.

Кирилл С.: А я всем подарил, потому что надо всем дарить.

Воспитатель: Получается, что приятно не только получать подарки, но и дарить их.

Вова В.: Я люблю своей маме дарить подарки.

Соня У.: Получать приятно, но и дарить, наверное.

2. Добрый день!

Воспитатель: Каждый день, когда мы встречаем друг друга, мы здороваемся. Мы говорим: «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер». Мы всегда желаем друг другу всего наилучшего. Но скажите, что мы желаем, в первую очередь, когда говорим друг другу «Добрый день»?

Алина Д.: Мы дарим добро.

Артем Я: Но как его дарить его не видно, улыбку можно подарить.

Лиза А.: Я все время говорю доброе утро и тоже дарю улыбку.

Кирилл С.: Добро.

3. Путешествие в страну «Сердце Добра».

Воспитатель: Сегодня в наш почтовый ящик  пришло письмо от жителей планеты, которая имеет чудесное название «Сердце Добра». Давайте я вам его прочитаю.

Письмо от жителей страны «Сердце Добра» (на экране)

«Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители страны «Сердце Добра». Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста! Напомните людям, что такое добро».

Воспитатель: Дети, поможем жителям страны «Сердце Добра»?

Дети: Да.

Кирилл С.: Надо совершить добрые поступки.

Воспитатель вывешивает незаполненную карту в виде красного сердца.

Воспитатель: Дети, посмотрите, это − карта страны «Сердце Добра». Какую форму имеет страна? Как вы считаете, почему она имеет форму сердца?

Артем Я.: Форму сердца.

Саша З.: Это сердце, потому что оно самое доброе.

Алина Г.: Сердце оно у всех и оно должно быть добрым, чтобы помогать другим.

Воспитатель: Дети, добро рождается в сердце. Следовательно, искреннее добро всегда идет от сердца человека. Именно поэтому страна имеет название «Сердце Добра» и форму в виде сердца.

4. Что такое добро?

Воспитатель: Дети, посмотрите, карта совсем пуста. Для того чтобы помочь жителям страны, нужно узнать, из чего состоит «добро» и какие поступки являются добрыми. Позвольте, я вам прочитаю рассказ. Вы внимательно послушайте, а потом мы попробуем определить, что такое добро.

Воспитатель читает рассказ.

Добро − огонек моего сердца

Когда рождается ребенок, то Бог посылает ему большие и важные дары. Одним из таких даров является добро. Маленьким огоньком зажигает Господь Бог добро в маленьком, только что рожденном сердце ребенка. Этот огонек — духовная ценность, которая, вспыхнув, будет расти вместе с человеком. Полыхает маленький огонек, питаясь ласковой улыбкой мамы и папы, нежными прикосновениями ладоней, первым лучиком яркого солнышка, веселым мурлыканием маленького котенка. Это приятное окружение ребенок чувствует всем сердцем.
По устам пробегает сладкая, едва заметная первая улыбка малыша, которая трогает щечки, носик и маленькие глазёнки. Рученьки протягиваются вперед, словно хотят поймать все добро, которое вызывало это хорошее ощущение. Ребенок в таком возрасте еще не понимает, что означает «добро». Но с ранних лет родители начинают делать все, чтобы огонек добра никогда не угас в сердце ребенка. Отец и мать подкладывают угольки — учат детей быть добрыми ко всему живому на Земле. Недаром говорят: «Добро начинается с тебя»! Ведь именно ты владелец добра и тебе решать, каким образом им правильно распорядиться. Если обращаться к людям с добрыми намерениями, то в ответ от них тоже получишь частицу тепла. От того твой огонек всегда будет согревать не только тебя самого, но и людей, которые находятся рядом. Добро нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать в добрых поступках к природе, словах, объятиях, в глазах и улыбке людей. Каждый человек сам решает, каким образом дарить добро. Кто-то приходит на помощь в трудный час. Кто-то скажет лишь одно слово, от которого становится спокойнее и легче на душе. Кто-то при встрече крепко обнимет, при этом слова уже не нужны, а лишь тихое молчание. Кто-то, подойдя, твердо и уверенно посмотрит в глаза. Кто-то подаст руку, когда на улице гололедица, уступит место в транспорте или поможет нести тяжелые сумки бабушки. Кто-то ласково улыбнется тебе в лицо. Никогда не забывай о людях, которые находятся рядом! Отдавая людям добро, ты получаешь намного больше. Твой огонек добра будет расти и своим теплом согревать людей, животных и растения.

Воспитатель: Друзья, давайте поразмышляем над словом «добро». Что такое добро? Приведите пример добрых поступков.

Артем Я.: Добро, когда что-то хорошее делаешь, ну например маме помогаешь, я всегда ей помогаю, она ведь устает.

Кирилл С.:Я всегда добро делаю, делюсь своими игрушками и слушаюсь всех.

Саша З.: Вот не добрые это те, кто бьет и может ничего не давать, я не такой.

Алина Г.: Добрые поступки, когда совершаешь, в садике убираешь игрушки, помогаешь воспитателю, а  дома маме и папе.

Диана М.: Добро может везде быть.

5. Заполним карту.

Воспитатель: Какие слова характеризуют «добро» и связаны с ним?

Алина Д.: Любовь, внимание

Артем Я: Улыбка

Лиза А.: Помощь, искренность

Кирилл С.: Тепло, нежность

Алина Г.: Сердце

Саша З.: Радость

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на карту страны «Сердца Добра». Скажите, где берет начало добро? В каком месте оно зарождается?

Дети: В сердце

Воспитатель: Имеет ли каждый человек сердце?

Дети: Да.

Воспитатель: Значит, у каждого человека есть сердце, в котором живое добро. Поднимите руку те, у кого из вас в сердце живое добро.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: А теперь поднимите руку те, кто хочет делать добро.

Дети поднимают руки.

Воспитатель: Получается, что добро начинается с каждого из вас. Давайте заполним карту и поможем жителям страны «Сердце Добра». В центре я напишу большую букву Я, потому что каждый из вас пытается делать добро. Дети, кому можно подарить добро?

Артем Я: Маме, папе.

Алина Г.: Воспитателям.

Алина Д.: Птицам.

Саша З.: Людям.

Кирилл С.: Цветку.

Воспитатель: Следовательно, мы дарим добро людям, животным или растениям.

Воспитатель с детьми прикрепляет листы с изображением людей, животных и растений на карту в виде сердца.

Воспитатель: Дети, но страна до сих пор остается пустой и нуждается в нашей помощи. Давайте заполним ее добром. Перед вами на столах лежат маленькие листы с клейкой основой и фломастеры. Сейчас каждый из вас возьмет по листу и запишет слово, которое связано с добром, или нарисует это.

Дети выполняют задание. Выполнив, каждый подходит и прикрепляет лист на карте.
Если дети не умеют писать, можно просто сказать словами, а на карту прикрепить листок в виде маленького сердечка. Или же рассмотреть сюжетные картинки и выбрать те, на которых изображены добрые поступки.

Воспитатель: Друзья. Посмотрите, как мы с вами чудесно заполнили карту. Получается, что добро можно дарить не только человеку, но и животному и растению.

6. В ритме сердца!

Воспитатель: Дети, если на Земле не будет добра, погибнет не только страна «Сердце Добра», но и наша родная планета. Люди ссорятся друг с другом, дети не уважают взрослых, люди уничтожают растения, убивают животных, загрязняют воздух и воду. Остановить это можем лишь мы с вами. Так некоторые дети считают, что ничего не случится, если бросить одну обвёртку от конфеты в лесу или на улице. Так каждый человек незаметно для себя оставляет горы мусора, в которых задыхается не только природа, но и мы сами. Помните, добро начинается именно с тебя и именно сейчас.

Не стоит думать, что вы начнете делать добрые поступки лишь после того, как станете взрослыми. Нет, добрые поступки растут вместе с вами. Обращайтесь с добром к природе и людям, учите этому маленьких детей и напоминайте о важности добра взрослым. О таких добрых поступках поет в своей песне «В ритме сердца». Давайте сейчас встанем в круг и послушаем эту песню. Если у вас возникнет желание, можно танцевать и петь.

Звучит композиция «В ритме сердца».

Воспитатель: Ребята! О каком добре идет речь в песне?

Алина Г.: Доброе отношение к природе

Артем Я.: Не загрязнять реки, оберегать зверей и птиц

Алина Д.: Вежливое отношение к друзьям и взрослым.

Воспитатель: Дети, скажите, а какие из названных добрых поступков можете делать именно вы?

Асема П.: Защищать природу, не бросать мусор.

Кирилл С.: Птицам делать кормушки.

Вова В.: Говорить хорошие слова всем друзьям и людям даже чужим.

Соня У.: Кормить птиц и собак.

7. Подари добро!

Воспитатель демонстрирует изображение детей.

Воспитательные мероприятия для детейПримеры добрых поступков

Воспитатель: Дети, как вы считаете, добро нужно дарить лишь тому, кто об этом просит, или всем людям? Давайте посмотрим на изображение детей. Эти мальчик и девочка не обращаются к нам с просьбой о помощи, о добрых поступках. Но нужна ли им наша помощь? Как можно подарить добро этим детям?

Дети: Всем.

Артем Я: Да нужна, они ведь грустные.

Лиза А.: Девочки надо зонтик, чтоб она не промокла.

Кирилл С.: А мальчик теплые вещи, ведь зима вон снег идет.

Воспитатель: Друзья, выходит, что не всегда люди, которые нуждаются в помощи, просят об этом. Именно поэтому не стоит ожидать, что кто-то обратится к вам. Помните, что растения и животные вообще не умеют разговаривать. Следовательно, нельзя терять время, нужно дарить добро прямо здесь и сейчас.

8. Добрые чувства.

Воспитатель: Мы все время говорим о добре, которое начинается даже с улыбки и дружественного пожатия руки. Давайте сейчас каждый из вас попробует подарить частицу добра в виде улыбки и дружественного пожатия руки как можно большему количеству детей в группе.

Дети выполняют задание, обходя всю группу под музыку Василия Богатырева — «Песенка про дружбу».

9. Тайная шкатулка добрых поступков.

Воспитатель: Ребята, жители страны «Сердце Добра» подарили нам тайную шкатулку добрых поступков. Каждый из вас, когда сделает добрый поступок, сможет взять маленькое сердечко и опустить его в шкатулку. Чем больше добрые поступки вы будете делать, тем больше добра станет на Земле. Обратите внимание, что шкатулка тайная. Нельзя хвастать друг перед другом о количестве добрых поступков. Мы создаем добро не ради похвалы, а для общего добра на нашей планете. Пусть каждый ваш добрый поступок станет частью общего добра во всем мире.

Воспитатель дает возможность разглядеть шкатулку добрых поступков.

Воспитатель: Дети, если хотите, можете сейчас взять по одному сердечку, вспомнить свой добрый поступок и положить сердечко в шкатулку.

10. Цвет добра.

Воспитатель: Сегодня вы показали, что не только знаете, что такое добро, но и всегда пытаетесь поступать по-доброму с людьми, животными и растениями. Мы справились с заданием − в страну «Сердце Добра» пришла весна. Все вокруг расцветает и сияет разными красками.  Жители искренне благодарят вас и дарят в память о нашем путешествии маленькие сердца. Смотрите, они не имеют цвета. Сейчас каждый из вас выберет цвет, в который можно раскрасить ваше Сердце Добра. Раскрасьте сердечко и подарите его своему соседу.

Дети раскрашивают сердца и дарят друг другу под детскую мелодию – «Ты в сердце моем».

11. Завершение мероприятия.

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось. Но никогда не забывайте, что у вас есть добро, которое следует дарить при каждой возможности. Никогда не стесняйтесь делать добрые поступки. Надеюсь, что слова «Добро начинается прямо сейчас и именно из тебя»! станут девизом всех детей вашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные мероприятия в школе раннего развития "АБВГДейка"

Включены сценарии праздников  для детей дошкольного вознаста....

Воспитательные мероприятия

Материал можно использовать  в старшей группе...

Воспитательные мероприятия

Доклад раскрывает формы и методы коррекции девиантного поведения гиперопекаемых и гипоопекаемых детей....

Воспитательное мероприятие, посвященное Международному Дню семьи

Задачи:- знакомство детей с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера;- знакомство с природными условиями родного края;-развитие кругозора детей;- развитие мышления, речи, воображения, тв...

Разработка воспитательного мероприятия во второй группе раннего возраста "В гости к Петушку"

Разработка воспитательного мероприятияПознавательно-речевое направлениеОбразовательная область «Познание»во второй группе раннего возрастаТема: «В гости к петушку»...

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников объединения "Знайка" «Познакомьтесь: белый мишка»

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников  5 - 6 лет. Подойдет и для начальной школы«Познакомьтесь: белый мишка»...

Организация воспитательных мероприятий с дошкольниками по сказкотерапии, сюжетно-ролевым играм.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребенку сказку расскажи –На свете правды больше станет. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в об...