Выступление на педагогической мастерской
план-конспект занятия (средняя группа)

Смирнова Полина Юрьевна

Педагогическая мастерская

«Формы организации позитивной социализации детей в раннем возрасте»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_masterskaya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

Педагогическая мастерская

«Формы организации позитивной социализации детей в раннем возрасте»

Выполнил: Воспитатель

Смирнова П.Ю

г. Назарово

Педагогическая мастерская

«Формы организации позитивной социализации детей в раннем возрасте»

Для успешной социализации детей в образовательных учреждениях создается социокультурная среда, которая обеспечивает многоаспектную коммуникацию «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок», «ребенок-другие дети». Такая среда позволяет каждому ребенку успешно социализироваться, самоопределяться, быть активным, проявлять инициативу и собственную индивидуальность, самостоятельно открывать культурные и личностные смыслы. Проектирование социокультурной образовательной среды —ключевое условие успешного самоопределение каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств его жизни.

Позитивная социализация играет ключевую роль в самоопределении каждого человека на всех этапах и в различных обстоятельствах его жизни.     Ведущую роль в первичной социализации маленького ребенка играет семья, поскольку базовые представления о жизни в обществе и первые «образцы» социально приемлемого поведения он получает от своих родителей, бабушек, дедушек, старших братьев и сестер или других близких родственников

          В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с групп раннего возраста. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми.

         Социализация детей раннего возраста рассматривается как процесс освоения начального социокультурного опыта для успешного общения и взаимодействия в близком социуме (в семье, группе детского сада и др.). При этом начальный социокультурный опыт рассматривается как динамичная, постоянно расширяющаяся система, включающая базовые жизненные навыки и культурные умения (например, самостоятельно кушать, умываться, одеваться, здороваться, просить прощения, выбирать занятие по своим интересам, убирать на место игрушки, общаться, включаться в совместную деятельность и др.).

Социализация детей раннего возраста

 средствами театрализованной деятельности

Авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”»

 (Лыкова Ирина Александровна, доктор педагогических наук, доцент,

заместитель директора по инновационной деятельности Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования

и культурологии Российской академии образования».

 Мартынова Алия Ирфановна, аспирант лаборатории интеграции искусств

и культурологии им. Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» методист, координатор программ и проектов благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив

и попечительства «Образ жизни»)

     Арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» может быть реализована педагогом в группах общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей направленности.

        Задачи методики:

1) создание условий для становления социокультурного опыта детей раннего возраста;

2) развитие способности откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях; воспринимать предметы и явления природы окружающего мира через театрализованные представления;

3) развитие воображения и творческой и активности детей в театрализованной деятельности;

4) становление эмоционального интеллекта: поддержка желания выражать эмоции, понимать эмоции других людей (детей и взрослых) и сказочных персонажей;

 5) воспитание культуры поведения.

      Методика «Театр на столе“ДоброМир”»выстроена на основе мини-театра, где дети не только зрители, но и настоящие участники. Сама методика, формы её применения позволяют создавать оптимальные условия для комплексного решения образовательных задач, помогают педагогу сохранять игровую форму общения с детьми.

     Специфика методики заключается в реализации полихудожественного подхода, в организации восприятии нескольких видов искусства, взаимно влияющих друг на друга и вызывающих у детей яркие эмоциональные переживания. Это помогает становлению целостного художественного образа через театрализованную игру. У каждого ребёнка развивается умение воспринимать и самостоятельно создавать сказочные образы, появляется мотивированный интерес к импровизации. Сюжеты сказок позволяют формировать способность к сочувствию, сопереживанию, желание помочь героям, оказавшимся в трудных ситуациях. Чрезвычайно важно то, что на этих примерах ребенок осваивает разные сценарии (модели) поведения в реальной жизни.

      Материалы и оборудование: театральный стол (на уровне взгляда детей), на котором устанавливаются декорации спектакля. Атрибуты: куклы и другие игрушки (предметы) из различных материалов (дерева, глины, ткани, соломы и др.), разные по размеру, фактуре, цвету, декору, способу управления.  

      Методика «Театр на столе “ДоброМир”» позволяет в игровой театрализованной форме смоделировать при помощи кукол (сказочных героев) различные жизненные ситуации, близкие опыту детей раннего возраста. Это помогает даже самым маленьким детям осмыслить поведение каждого героя (куклы, игрушки). Тематика спектаклей позволяет проанализировать выбор решения, действия и результат поведения сказочных героев. Дети «помогают» героям избежать опасностей, трудностей и ошибок. Дети двух-четырёх лет в силу малого жизненного опыта и сильной привязанности к родителям доверчиво относятся к окружающему миру. Они не осознают возможных опасностей в повседневной жизни за пределами родительской опеки. Для детей участие в спектакле помогает «пережить» новый опыт, преодолеть страхи и другие негативные состояния.

      Доступными и понятными для детей раннего возраста являются сказки, где герои попадают в разные ситуации, пытаются действовать самостоятельно: противостоят событиям, борются, или, наоборот, смиряются с произошедшим. Например, в сказке «Кот, лиса и петух» сюжет строится так, чтобы максимально глубоко раскрыть легкомысленное поведение петушка. В сказке очень наглядно показано, что может случиться, если не исполнять наставления старших, не слушаться. Трёхлетние дети часто сопротивляются замечаниям, указаниям и просьбам родителей (и других близких взрослых), нередко вступают с ними в открытое противостояние и проявляют упрямство («кризис трёх лет»). Благодаря точным и понятным акцентам в спектакле, можно донести до ребёнка важные «уроки»: нельзя открывать дверь «чужому» (в данном случае хитрой лисе), и что может случиться, если не послушаться «родителей» (старших). Когда петушок в третий раз не слушается наставлений членов своей семьи, его вновь крадет лиса. И у кота уже нет возможности помочь ему, так как он ушёл на работу далеко в лес. В процессе спектакля важно показать, как страшно слабому петушку находиться в лапах лисицы, как он громко и долго зовёт на помощь, как отважно сопротивляется, но никто не может его спасти. Для максимально эмоциональной окраски сюжета можно намеренно удлинить путь лисы к своему дому, детально показать борьбу петушка и отчаянную попытку спастись. Наглядный отрицательный результат всех этих действий–важная часть данного спектакля, которая глубоко проникает в душу ребёнка и вызывает переживание за судьбу героя. Однако, разыгрывая данный сюжет, педагогу следует понимать, что при всей эмоциональной яркости сцены борьбы в сказке, с маленькими детьми нельзя завершать занятие на этом этапе. Ребенку важно верить: помощь придет! Петушка всё-таки спасает кот (старший, умный и добрый). В финале сказки нужно вместе с детьми сформулировать правила безопасного поведения дома, а затем попросить детей сделать наказ петушку: «Нельзя никому открывать дверь». Дети с удовольствием принимают участие в нравоучениях и наказах, так как дома, от своих родителей слышат подобные рекомендации, даже эмоционально передают их интонации.

       Говорить необходимо доступно и эмоционально, используя понятные детям слова, высказывания. Желательно применять музыкальное сопровождение (погремушки, дудочки, свистульки, бубны и др. инструменты), в т.ч. с участием самих детей.

       Вывод: авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» позволяет в доступной для детей раннего возраста игровой форме моделировать различные жизненные ситуации (в т.ч. трудные) и адекватные способы решений с сохранением жизни, физического и психического здоровья.

      Известно, что дети третьего года жизни могут (и хотят) быть зрителями в театре, любят исполнять несложные роли и управлять театральными куклами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослыми и подражая им, они учатся понимать и использовать «язык» мимики и жестов, активизируют речь, в которой большую роль играет интонация (эмоциональная окраска). Вместе с тем, привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точного исполнения роли, гораздо важнее эмоции и чувства ребенка, его отношение к происходящему. Совместное переживание сюжетов, обыгрывание простейших диалогов помогает детям осваивать базовые нормы этикета и правила взаимоотношений в обществе.

петушка и отчаянную попытку спастись. Наглядный отрицательный результат всех этих действий–важная часть данного спектакля, которая глубоко проникает в душу ребёнка и вызывает переживание за судьбу героя. Однако, разыгрывая данный сюжет, педагогу следует понимать, что при всей эмоциональной яркости сцены борьбы в сказке, с маленькими детьми нельзя завершать занятие на этом этапе. Ребенку важно верить: помощь придет! Петушка всё-таки спасает кот (старший, умный и добрый). В финале сказки нужно вместе с детьми сформулировать правила безопасного поведения дома, а затемпопросить детей сделать наказ петушку: «Нельзя никому открывать дверь». Дети с удовольствием принимают участие в нравоучениях и наказах, так как дома, от своих родителей слышат подобные рекомендации, даже эмоционально передают их интонации.

Арт-методика «Театр на столе“ДоброМир”»может быть реализована педагогом в группах общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей направленности. Для слабовидящих детей необходимо усилить размерный, цветовой и фактурный контрастатрибутов. Для слабослышащих акценты перенести с озвучания спектакля на образы и действия героев. При этомособое внимание важно обращать на размер, форму, материал кукол и декораций для придания им большей выразительности, поскольку для полноценного восприятия окружающего мира большое значение имеют тактильные ощущения.Говорить необходимо доступно и эмоционально, используя понятныедетям слова, высказывания. Желательно применять музыкальное сопровождение(погремушки, дудочки, свистульки, бубны и др. инструменты), в т.ч. с участием самих детей.

В Благотворительномфонде содействия развитиюсоциально-культурных инициатив ипопечительства «Образ жизни»(Москва) авторская арт-методика «Театр на столе“ДоброМир”» в период с 2017 по 2020 гг. применяется в программе «Школа позитивных привычек» (куратор И.Б. Шульгина, к.п.н.).

Выводы.Для успешной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в образовательных учреждениях создается социокультурная среда, которая обеспечивает многоаспектную коммуникацию «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок», «ребенок-другиедети». Такая среда позволяет каждому ребенку успешно социализироваться, самоопределяться, быть активным, проявлять инициативу и собственную индивидуальность, самостоятельно открывать культурные и личностные смыслы. Проектирование социокультурной образовательной среды —ключевое условие успешного самоопределение каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и обстоятельств его жизни. Социализация в трудной жизненной ситуации понимается как успешная адаптация ребенка к изменяющимся обстоятельствам его жизни при сохранении открытости и чувства базового доверия к миру. Необходимо расширениевзгляда современных педагогов на театрализованную деятельность как оптимальную форму социализациии самоопределения детей раннего возраста в трудных жизненных ситуациях.Авторская арт-методика «Театр на столе “ДоброМир”» позволяет в доступнойдля детей раннего возраста игровой форме моделировать различные жизненные ситуации (в т.ч. трудные) и адекватные способы решений с сохранением жизни, физического и психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

Выступление на педагогической мастерской «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: экологический конспект...

Выступление в рамках педагогической мастерской для воспитателей ДОО

Особенности технологии сотрудничества как средства формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников...

Выступление на тему "Технология педагогических мастерских как способ развития интеллектуальных способностей"

Данное выступление было организовано в рамках проведения Педагогического марафона «Обеспечение технологической преемственности уровней дошкольного образования и начального образования в части об...

Педагогическая мастерская (выступление) «Использование интерактивного электрифицированного стенда «Получение цвета» в приобретении и закреплении знаний о принципах получения цвета путем смешивания двух красок детьми с нарушением зрения»

Цель выступления: повышение компетентности педагогов в вопросах использования интерактивного электрифицированного стенда, предназначенного для приобретения и закрепления дошкольниками знаний...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Литературное творчество в детском саду, или Словесные мастерские для дошкольников»

Уважаемые педагоги! Не задумывались ли вы о том, почему большинство наших детей в школе не любят читать и учить стихи, а уж тем более писать сочинения? Может быть, у них еще не успел развиться литерат...

Выступление на межрегиональной Педагогической мастерской "Социокультурные истоки" 2022 год

Опыт работы по направлению «Развитие воспитательной среды в дошкольной образовательной организации на основе системных направлений программы «Социокультурные истоки» с использованием...