Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»
план-конспект занятия (средняя группа)
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения.
Программное содержание: закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи;
укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков [c]-[с'] изолированных, в словах и фразах, учить произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детеныши», чтение стихотворений о животных, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звук [с] (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.
Планируемые результаты: закреплено умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, умеют использовать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; сформированы представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи; укреплен артикуляционный аппарат, отработанны навыки правильного произношения звуков [c]-[с'] изолированных, в словах и фразах, умеют произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.
Структура занятия
I | Вводная часть | Загадка | 2 мин |
II | Основная часть |
| 15 мин |
1. | Беседа о животных | Отвечают на вопросы |
|
2. | Упражнения с картинками | Выбирают картинки, в которых звук С |
|
3. | Физкультминутка | Выполняют движения |
|
4 | Составление рассказа о котенке | Играют с животными |
|
III | Заключительная часть | Итог занятия | 3 мин |
Длительность занятия: 20 минут
Ход занятия
I.Вводная часть
Воспитатель. Послушайте, про кого я загадаю загадку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? Дети. Собака.
Воспитатель (показывает игрушку собаку).
II. Основная часть
1. Беседа о животных
Рассмотрим внимательно собаку и расскажем, какая она, что умеет делать, а я вам помогу.
«Это... собака. Она... черная, лохматая. Собака умеет... лаять, бегать, рычать. Собака какая? Красивая, пушистая. Мне она... нравится».
Какой первый звук в слове собака?
Скажи, Асмир, это слово так, чтобы мы слышали звук [с]. Ребенок выполняет.
- Посмотрите, а это кто? (Показывает игрушку лису.) Дети. Лиса.
Воспитатель. Расскажите, какая лиса, опишите ее.
Дети. Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса любит ловить мышей.
Она красивая.
Воспитатель. Наташа, произнеси слово «лиса» так, чтобы мы слышали звук [c].
Катя. Лис-са.
Воспитатель. А сейчас скажи: са-са-са - у меня лиса. Ребенок выполняет.
- Кто скажет эти слова про Наташу? Дети. Са-са-са - у Наташи лиса.
Воспитатель. Передай, Наташа, лису Ансару, скажи: су-су-су - даю Ансару лису.
Ребенок выполняет.
- А ты, Ансар, как ответишь? (Са-са-са - у меня лиса.)
Воспитатель. Дети, у кого лиса? Дети отвечают.
2. Упражнение с картинками
Упражнение проводится в разных вариантах, рифмовки дети проговаривают громко и тихо, медленно и быстро.
Послушайте, что я вам скажу: у Сони и Сани быстро едут сани.
Дети повторяют скороговорку сначала в медленном темпе, затем в быстром. Воспитатель предлагает поднять картинки, в названии которых есть звук [с] или [c'1.
3. Физкультминутка
Воспитатель. А теперь мы поиграем. Возьмем насос и будем накачивать воду. Воздух с силой вырывается из насоса и слышен звук [c].
Дети имитируют работу с насосом и произносят звук сссссс протяжно, на одном выдохе. Упражнение повторяется несколько раз. Затем по заданию воспитателя они имитируют работу с маленьким насосом.
4. Составление рассказа о котенке
Давайте поиграем с животными в прятки.
Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Дети отвечают.
Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... поросятами. Поросята маленькие, розовые, с носами-пятачками и хвостиками крючком. А свинья какая?
Дети отвечают.
- Кто хочет рассказать о ней?
Желающие рассказывают. В случае затруднения воспитатель помогает ребенку, подсказывая начало фразы.
«Это... свинья. Она... У нее..
Ушки у свиньи... а хвост... Свинья умеет...».
Вслед за ними прибежали белочка и ее малыши... бельчата. Мама-крольчиха привела своих... крольчат, а слониха... слонят.
Мамы сели в сторонке (группирует игрушки полукругом слева от себя), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные - прятаться. (Прячет «малышей» за ширму.) Попрятались малыши. Искал, искал Пух. На столе - нет, под столом - нет. Наконец, отыскал и бельчат, и поросят, и слонят. (Ставит «малышей» рядом с «мамами» в пары.) А кого-то он не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Мама крольчат.) Нашлись крольчата, вот они!
Снова Пух стал водить, а малыши - прятаться по всей группе.
Дети, вы поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать,
Марк? А ты, Арсений? Дети берут игрушки, кто какую хочет, и называют их.
Спрячьте крольчат за кубик. Дети прячут.
Пух идет искать. Кого он должен искать? Дети. Крольчат.
От имени Пуха говорит воспитатель.
Пух. Где же они? На столе - нет! Под столом - нет! А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Дети, куда спрятались крольчата? Дети отвечают.
Воспитатель ставит крольчат к крольчихе.
Воспитатель. А сейчас скажите, в названиях каких животных и их детенышей вы слышали звук [с] или [с'?
III.Заключительный часть. Итог занятия.
- Кто к нам сегодня приходил?
- Во что мы играли?
- О ком составляли рассказ?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_06.10.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года)
Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы.
Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения.
Программное содержание: закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи;
укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навыки правильного произношения звуков [c]-[с'] изолированных, в словах и фразах, учить произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детеныши», чтение стихотворений о животных, отгадывание загадок.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звук [с] (8 шт.) и нет этого звука (8 шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.
Планируемые результаты: закреплено умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, умеют использовать формы единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; сформированы представления о предлогах за, под, на, в, навыки их применения в речи; укреплен артикуляционный аппарат, отработанны навыки правильного произношения звуков [c]-[с'] изолированных, в словах и фразах, умеют произносить звук [с] длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.
Структура занятия
I | Вводная часть | Загадка | 2 мин |
II | Основная часть | 15 мин | |
1. | Беседа о животных | Отвечают на вопросы | |
2. | Упражнения с картинками | Выбирают картинки, в которых звук С | |
3. | Физкультминутка | Выполняют движения | |
4 | Составление рассказа о котенке | Играют с животными | |
III | Заключительная часть | Итог занятия | 3 мин |
Длительность занятия: 20 минут
Ход занятия
I.Вводная часть
Воспитатель. Послушайте, про кого я загадаю загадку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? Дети. Собака.
Воспитатель (показывает игрушку собаку).
II. Основная часть
1. Беседа о животных
Рассмотрим внимательно собаку и расскажем, какая она, что умеет делать, а я вам помогу.
«Это... собака. Она... черная, лохматая. Собака умеет... лаять, бегать, рычать. Собака какая? Красивая, пушистая. Мне она... нравится».
Какой первый звук в слове собака?
Скажи, Асмир, это слово так, чтобы мы слышали звук [с]. Ребенок выполняет.
- Посмотрите, а это кто? (Показывает игрушку лису.) Дети. Лиса.
Воспитатель. Расскажите, какая лиса, опишите ее.
Дети. Это лиса. Она рыжая, пушистая. Лиса любит ловить мышей.
Она красивая.
Воспитатель. Наташа, произнеси слово «лиса» так, чтобы мы слышали звук [c].
Катя. Лис-са.
Воспитатель. А сейчас скажи: са-са-са - у меня лиса. Ребенок выполняет.
- Кто скажет эти слова про Наташу? Дети. Са-са-са - у Наташи лиса.
Воспитатель. Передай, Наташа, лису Ансару, скажи: су-су-су - даю Ансару лису.
Ребенок выполняет.
- А ты, Ансар, как ответишь? (Са-са-са - у меня лиса.)
Воспитатель. Дети, у кого лиса? Дети отвечают.
2. Упражнение с картинками
Упражнение проводится в разных вариантах, рифмовки дети проговаривают громко и тихо, медленно и быстро.
Послушайте, что я вам скажу: у Сони и Сани быстро едут сани.
Дети повторяют скороговорку сначала в медленном темпе, затем в быстром. Воспитатель предлагает поднять картинки, в названии которых есть звук [с] или [c'1.
3. Физкультминутка
Воспитатель. А теперь мы поиграем. Возьмем насос и будем накачивать воду. Воздух с силой вырывается из насоса и слышен звук [c].
Дети имитируют работу с насосом и произносят звук сссссс протяжно, на одном выдохе. Упражнение повторяется несколько раз. Затем по заданию воспитателя они имитируют работу с маленьким насосом.
4. Составление рассказа о котенке
Давайте поиграем с животными в прятки.
Жил-был котенок Пух. Почему его так звали? Дети отвечают.
Правильно, он был пушистый. На день рождения к Пуху пришли друзья-малыши со своими мамами. Пришла свинья с малышами... поросятами. Поросята маленькие, розовые, с носами-пятачками и хвостиками крючком. А свинья какая?
Дети отвечают.
- Кто хочет рассказать о ней?
Желающие рассказывают. В случае затруднения воспитатель помогает ребенку, подсказывая начало фразы.
«Это... свинья. Она... У нее..
Ушки у свиньи... а хвост... Свинья умеет...».
Вслед за ними прибежали белочка и ее малыши... бельчата. Мама-крольчиха привела своих... крольчат, а слониха... слонят.
Мамы сели в сторонке (группирует игрушки полукругом слева от себя), а малыши тут же затеяли игру в прятки. Пух стал водить, а остальные - прятаться. (Прячет «малышей» за ширму.) Попрятались малыши. Искал, искал Пух. На столе - нет, под столом - нет. Наконец, отыскал и бельчат, и поросят, и слонят. (Ставит «малышей» рядом с «мамами» в пары.) А кого-то он не нашел. Кто же пропал? Посмотрите, чья мама осталась одна? (Мама крольчат.) Нашлись крольчата, вот они!
Снова Пух стал водить, а малыши - прятаться по всей группе.
Дети, вы поможете малышам спрятаться? Кого ты будешь прятать,
Марк? А ты, Арсений? Дети берут игрушки, кто какую хочет, и называют их.
Спрячьте крольчат за кубик. Дети прячут.
Пух идет искать. Кого он должен искать? Дети. Крольчат.
От имени Пуха говорит воспитатель.
Пух. Где же они? На столе - нет! Под столом - нет! А это кто за кубиком? (Заглядывает за кубик.) Вот они! Дети, куда спрятались крольчата? Дети отвечают.
Воспитатель ставит крольчат к крольчихе.
Воспитатель. А сейчас скажите, в названиях каких животных и их детенышей вы слышали звук [с] или [с'?
III.Заключительный часть. Итог занятия.
- Кто к нам сегодня приходил?
- Во что мы играли?
- О ком составляли рассказ?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»
Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием ИКТ. Чтение русской народной сказки: «Лисичка- сестричка и серый волк»
Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк». Помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания.Пр...
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»
Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»
Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Времена года. Весна»
Цель: развитие связной речи по теме «Весна».Задачи:-учить подбирать слова-определения к существительному;- учить отвечать полными предложениями, отгадывать загадки; -учить детей соста...