Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление сюжетного рассказа по ролям»
план-конспект занятия

Филь Елена Сергеевна

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

Программное содержание: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения.

Предварительная работа: чтение сказок; инсценировка сказок.
Материалы и оборудование: игрушки - козленок, зайчонок, коза, корова.
Планируемые результаты: сформированы навыки диалогической речи, умеют самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизированы в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, умеют подбирать точные сравнения.

 

Структура занятия

I

Вводная часть

Приход игрушек

2 мин

II

Основная часть

 

15 мин

1.

Беседа по вопросам

Отвечают на вопросы

 

2.

Физкультминутка

Выполняют движения

 

3.

Определение звука в словах

Выделяют звук

 

III

Заключительная часть

Итог занятия

  1. мин

     Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия
I.Вводная часть.
Перед детьми набор игрушек - козленок, зайчонок, коза, корова.
Воспитатель. Как-то раз встретил в лесу козленок зайчонка. «Ты кто такой?» - спрашивает. (Отдает игрушку зайчонка одному из активных детей, чтобы он выполнял роль зайчонка.)
1-й ребенок (в роли зайчонка). Я - зайчонок.
2-й ребенок. А я - козленок. В моем названии есть звук [з]?
Дети отвечают.
II.Основная часть
1.Беседа по вопросам
Воспитатель. Зайчонок, какой ты красивый! Как маленький комочек. Ребята, а как вам кажется, на что похож зайчонок, с чем его можно сравнить?
Дети. Пушистый, белый, как снежок, как комочек пуха.
Воспитатель просит ребенка передать зайчонка соседу. Тот вступает в диалог и от лица зайчонка отвечает на вопросы козленка.
Воспитатель. Зайчонок, зачем тебе такие длинные уши? Большие лапы?
Ребенок отвечает. Если он затрудняется, воспитатель обращается к группе.
- Что ты умеешь делать?
Дети. Прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку.
Воспитатель. Расскажи, пожалуйста, зайчонок, какая твоя любимая еда.
Ребенок отвечает.
А где ты живешь? Ребенок отвечает.
- Ребята, давайте узнаем теперь у козлёнка: какой он, что умеет делать, что любит есть, где живет.
Дети передают игрушечных зайчонка и козленка друг другу и ведут за них диалог. В случае затруднений воспитатель подсказывает вопросы и ответы на них.
Послушайте, что было дальше. Козленок и зайчонок пошли поиграть на лужок. (Показывает игрушечную корову.) А навстречу им идет... корова.
- Корова. М-у-у-у. Кто это?
Козленок. Me-e-e!
Воспитатель. Он очень испугался, а зайчонок просто задрожал. Бросились малыши бежать и увидели маму-козу.
Козленок закричал радостно, а зайчонок зашевелил ушами.
Как козленок закричал, когда он испугался? Дети отвечают.
А как он закричал, когда обрадовался? Дети отвечают.

Стали малыши резвиться, прыгать, озорничать. Какие слова можно про них сказать, какие были малыши? Дети. Шаловливые, озорные, ловкие, шумные.
Если дети затрудняются, воспитатель отвечает на вопрос сам.
Какими ласковыми словами можно назвать зайчонка, козленка?
Дети. Зайчишка, зайчишка-трусишка, заинька, заюшка; козлик, козленочек.
2. Физкультминутка
Дети изображают козлят: становятся в пары и показывают, как козлята бодаются.
Воспитатель (отдает команду). Козлята, поскачите. Дети прыгают.

Побегите. Дети бегают.
Стойте! Дети выполняют.
3. Определение звука З в слове
Появляется кукла.
Это девочка, ее зовут 3оя. У девочки Зои есть друг... (Демонстрирует зайца.)
Дети называют игрушку.
Зайку зовут... Незнайка. «Зайку зовут Незнайка» - скажем это все вместе.
Хоровые и индивидуальные ответы детей. Фраза произносится в слегка ускоренном темпе.
А теперь давайте скажем: Зоиного зайку зовут Незнайка.
Хоровые и индивидуальные ответы; фраза произносится в слегка ускоренном темпе.
Послушайте, я вам скажу слова: 3-3-зоя, з-3-зайка, Не-з-з-знайка.
Какой звук есть в этих словах?
Дети отвечают.
Послушайте еще раз, как звучат эти слова: Нез-з-знайка, 3-3-зоя,
3-3-зайка (слова произносятся подчеркнуто четко, слегка протяжно). Произнесите звук [з] громко, протяжно, на одном выдохе.
Дети выполняют.
А теперь произнесите тихо.
Дети выполняют.
Давайте посмотрим, кто может протянуть звук [з] дольше всех.
Дети произносят звук [з] как можно дольше.

III.Заключительная часть
- Кто к нам приходил сегодня в гости?
- Что мы делали на занятии?
- Какой звук мы выделяли в словах?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_02.11.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года)
Тема: «
Составление сюжетного рассказа по ролям»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Развитие речи», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Вид деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательная
Цель: учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

Программное содержание: формировать навыки диалогической речи, учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения.

Предварительная работа: чтение сказок; инсценировка сказок.
Материалы и оборудование: игрушки - козленок, зайчонок, коза, корова.
Планируемые результаты: сформированы навыки диалогической речи, умеют самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; активизированы в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, умеют подбирать точные сравнения.

Структура занятия

I

Вводная часть

Приход игрушек

2 мин

II

Основная часть

15 мин

1.

Беседа по вопросам

Отвечают на вопросы

2.

Физкультминутка

Выполняют движения

3.

Определение звука в словах

Выделяют звук

III

Заключительная часть

Итог занятия

  1. мин

     Длительность занятия: 20 минут

Ход занятия
I.Вводная часть.

Перед детьми набор игрушек - козленок, зайчонок, коза, корова.
Воспитатель. Как-то раз встретил в лесу козленок зайчонка. «Ты кто такой?» - спрашивает. (Отдает игрушку зайчонка одному из активных детей, чтобы он выполнял роль зайчонка.)
1-й ребенок (в роли зайчонка). Я - зайчонок.
2-й ребенок. А я - козленок. В моем названии есть звук [з]?
Дети отвечают.
II.Основная часть
1.Беседа по вопросам
Воспитатель. Зайчонок, какой ты красивый! Как маленький комочек. Ребята, а как вам кажется, на что похож зайчонок, с чем его можно сравнить?
Дети. Пушистый, белый, как снежок, как комочек пуха.
Воспитатель просит ребенка передать зайчонка соседу. Тот вступает в диалог и от лица зайчонка отвечает на вопросы козленка.
Воспитатель. Зайчонок, зачем тебе такие длинные уши? Большие лапы?
Ребенок отвечает. Если он затрудняется, воспитатель обращается к группе.
- Что ты умеешь делать?
Дети. Прыгать, бегать, шевелить ушами, грызть морковку.
Воспитатель. Расскажи, пожалуйста, зайчонок, какая твоя любимая еда.
Ребенок отвечает.
А где ты живешь? Ребенок отвечает.
- Ребята, давайте узнаем теперь у козлёнка: какой он, что умеет делать, что любит есть, где живет.
Дети передают игрушечных зайчонка и козленка друг другу и ведут за них диалог. В случае затруднений воспитатель подсказывает вопросы и ответы на них.
Послушайте, что было дальше. Козленок и зайчонок пошли поиграть на лужок. (Показывает игрушечную корову.) А навстречу им идет... корова.
- Корова. М-у-у-у. Кто это?
Козленок. Me-e-e!
Воспитатель. Он очень испугался, а зайчонок просто задрожал. Бросились малыши бежать и увидели маму-козу.
Козленок закричал радостно, а зайчонок зашевелил ушами.
Как козленок закричал, когда он испугался? Дети отвечают.
А как он закричал, когда обрадовался? Дети отвечают.

Стали малыши резвиться, прыгать, озорничать. Какие слова можно про них сказать, какие были малыши? Дети. Шаловливые, озорные, ловкие, шумные.
Если дети затрудняются, воспитатель отвечает на вопрос сам.
Какими ласковыми словами можно назвать зайчонка, козленка?
Дети. Зайчишка, зайчишка-трусишка, заинька, заюшка; козлик, козленочек.
2. Физкультминутка
Дети изображают козлят: становятся в пары и показывают, как козлята бодаются.
Воспитатель (отдает команду). Козлята, поскачите. Дети прыгают.

Побегите. Дети бегают.
Стойте! Дети выполняют.
3. Определение звука З в слове
Появляется кукла.
Это девочка, ее зовут 3оя. У девочки Зои есть друг... (Демонстрирует зайца.)
Дети называют игрушку.
Зайку зовут... Незнайка. «Зайку зовут Незнайка» - скажем это все вместе.
Хоровые и индивидуальные ответы детей. Фраза произносится в слегка ускоренном темпе.
А теперь давайте скажем: Зоиного зайку зовут Незнайка.
Хоровые и индивидуальные ответы; фраза произносится в слегка ускоренном темпе.
Послушайте, я вам скажу слова: 3-3-зоя, з-3-зайка, Не-з-з-знайка.
Какой звук есть в этих словах?
Дети отвечают.
Послушайте еще раз, как звучат эти слова: Нез-з-знайка, 3-3-зоя,
3-3-зайка (слова произносятся подчеркнуто четко, слегка протяжно). Произнесите звук [з] громко, протяжно, на одном выдохе.
Дети выполняют.
А теперь произнесите тихо.
Дети выполняют.
Давайте посмотрим, кто может протянуть звук [з] дольше всех.
Дети произносят звук [з] как можно дольше.

III.Заключительная часть
- Кто к нам приходил сегодня в гости?
- Что мы делали на занятии?
- Какой звук мы выделяли в словах
?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек».

Цель: Закрепление умений составлять рассказ - описание по игрушке (по подражанию педагогу).Задачи:Образовательная:- приобщать детей к восприятию поэтической речи;-продолжать учить рассказывать об...

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках

Конспект занятия по развитию реччи в средней группе детского сада на тему "Составление рассказа по картине "Катаемся на санках...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек – кошки и собаки»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Описание игрушек - собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 года) Тема: «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

Доминирующая образовательная деятельность: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», &laqu...

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»

Конспект занятия по «Развитию речи» в средней группе (4-5 лет) Тема: Составление рассказа о любимой игрушке»...