Консультация "Методика ознокомления дошкольников с произведениями народного декоративно-прикладного искуства"
консультация (старшая группа)

Чех Татьяна Александровна

Консультация "Методика ознакомления дошкольников с призведениями народного декоративно-прикладного искуства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konultatsiya_.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Кобыльской  детский  сад  «Гнёздышко»

Консультация

на тему: «Методика  ознакомления  дошкольников  с произведениями  народного  декоративно-прикладного искусства».

  Подготовила:  воспитатель Чех Татьяна  Александровна

25.11. 2019г.

 «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является основой для развития творческих способностей, художественного вкуса и общей художественной культуры детей дошкольного возраста.

Декоративно-прикладная деятельность детей занимает особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству.

Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости.

По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь - могущества и пробуждения природы, варан или корова - изобилия и плодородия, козел - добра, олень - удачного брака.

Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье. Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль -ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру.

Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно - прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

Начинать эту работу следует с составления перспективного плана. Определить наличие подлинных предметов народного искусства, учесть возможность посещения детьми музеев, выставок, возможной организации встреч с народными мастерами. В русской "избе" дети могут ознакомиться с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства. Во время образовательной деятельности в кружках педагог имеет возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами.

При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства.

Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия. На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских.

Во время непосредственно образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина.

А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками.

Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка).

Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки.

Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:

  • создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
  • сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
  • использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
  • показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;
  • сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т.д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий.

Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.

  • Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.
  • В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
  • Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Следовательно, знакомя детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, дошкольное образовательное учреждение в лице педагогов осуществляет единство эстетического и трудового воспитания дошкольников и их духовного развития через декоративно-прикладное искусство и традиционные виды народного художественного промысла.


^ 1.2 Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства

Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В любом виде деятельности наиболее ощутимые успехи достигаются тогда, когда работают с увлечением. Увлеченность и творческая заинтересованность в искусстве особенно важны. В декоративно-прикладном творчестве интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов, наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.

В работе с детьми следует широко применять различные материалы: глину, ткани различных фактур и расцветок, бересту, цветную керамическую и кафельную плитки, глазури для росписи обожженных изделий из глины и кафельных плиток, гуашевые и темперные краски, цветные мелки, пастель.

Выбор этих материалов для декоративно-прикладного творчества не случаен. Они позволяют достаточно полно, в увлекательной и доступной форме познакомить детей со спецификой и особенностями декоративно-прикладного искусства. Роспись бересты, выкладывание из разноцветной мозаики сказочной жар-птицы, превращение обычной глины в сверкающую всеми красками керамику увлекает детей, развивает их фантазию и воображение, активизирует творчество.

Следует отметить также, что великолепные приемы художественной обработки различных материалов, выработанные народными мастерами, позволяют достигать большой художественной выразительности достаточно простыми и лаконичными средствами: нанесением штрихов и точек на изделие, несложными приемами кистевой росписи и т. д.,— обучение которым вполне доступно. Некоторые приемы можно показать и объяснить детям.

На материалах, выбранных для декоративно-прикладного творчества, хорошо проводить сопоставления и сравнения, раскрывая перед детьми выразительные фактурные свойства различных материалов и способы их художественной обработки. В свою очередь это дает возможность перенести усвоенные детьми приемы и навыки декоративной работы в лепку, декоративное рисование, аппликацию. Выбор перечисленных выше материалов для детского творчества обосновывается также и тем, что большинство из них может приобрести любой детский сад.

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, такие, как «Веселые узоры», «Цветущий сад», «Сказочные птицы», «Волшебный конь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда мы убеждаемся, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность.

В процессе выполнения тематических творческих заданий дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве иародных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т. д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Отбор произведений народного прикладного искусства поэтому должен быть очень тщательным. Здесь не может быть места субъективным суждениям, основанным на личном вкусе и привязанности к определенным цветовым и композиционным решениям, личностному восприятию красоты формы, фактурных свойств материала и т. д. В отборе произведений народного искусства для работы с детьми наряду с воспитателем детского сада самое действенное участие должны принимать искусствоведы, занимающиеся проблемами изучения народного искусства, работники музеев, в фондах которых собраны коллекции народных образцов, художники и мастера народных художественных промыслов, создающие в наши дни замечательные произведения искусства. Консультации с ними помогут воспитателю в определении критериев художественной значимости произведений народного искусства, правильного их отбора.

Красочный мир народного искусства раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного воспитатели детских садов почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, обогатит знания педагогов, откроет перед ними увлекательный, полный поэзии и красоты мир народного искусства, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей пластической, цветовой и композиционной выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское, на ритм непроизвольно брошенных цветов в крестьянской набойке, на фантастичность зверей и птиц в керамике Скопина.

Следует особо остановиться на вопросах, связанных с ознакомлением детей с произведениями народного декоративного искусства в местах традиционных народных художественных промыслов. Именно здесь, где живут и трудятся потомственные мастера резьбы и росписи по дереву, кружевницы, искусные вышивальщицы, мастера, знакомые с секретами плетения из бересты, узорного вязания из цветной шерсти, создаются наиболее благоприятные условия раннего приобщения детей к основам художественного мастерства. С творчеством народных мастеров и художников предприятий художественных промыслов они могут познакомиться непосредственно в условиях производства: в цехах и мастерских.

На экскурсию к мастерам дымковской или тульской глиняной игрушки, резчикам по дереву из Богородского, к тобольским костерезам, в живописный цех хохломской росписи, к живописцам из Жостова следует почаще приходить с ребятами из детского сада с тем, чтобы они увидели, как создаются формы посуды, деревянной на токарном станке и глиняной на гончарном круге, как рождается на белоснежном боку гжельской чашки цветок густой синевы, порезка, оставленная острым ножом богородского мастера на бесформенной поначалу деревянной чурке. Видеть работу мастеров — истинное эстетическое наслаждение, и, кроме того, это одна из наиболее действенных форм передачи детям заряда увлеченности творчеством, наглядный урок виртуозности владения профессиональным мастерством. Для воспитателей детских садов это реальная возможность ознакомления с приемами работы кистью, резцом, с техникой вышивки и кружевоплетения, которые затем можно показать и объяснить детям, выбрав наиболее простые и доступные для ребят технические приемы работы с материалом и способы его декорирования.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны с темой какого-либо творческого задания, выполняемого детьми, и проводились раньше. Во время экскурсии можно познакомить детей с фантастическими образами птиц, животных, причудливыми растительными узорами на тканях, кружевах, в резьбе по дереву, в росписи прялок, берестяных туесков, керамических изразцов.

Необходимо тщательно подготовиться к проведению экскурсии. В план подготовки следует включить беседы о народном искусстве: рассказать детям о народных мастерах, их творчестве, о материалах, из которых создаются изделия, о том, как готовые изделия используются в оформлении костюма, интерьера, в качестве сувениров. Несомненно, такие беседы заинтересуют детей, пробудят в них желание самим сделать нечто подобное.

Интересен опыт детского сада № 1949 Куйбышевского района Москвы в организации и проведении экскурсий в Музей народного искусства. Между сотрудниками музея и педагогическим коллективом детского сада установились тесные контакты.

Детский сад своевременно оповещался о выставках, организуемых в помещении музея, сотрудники которого помогали проводить экскурсии. Благодаря их заботливому и внимательному отношению, воспитатели сумели познакомить детей не только с тематическими выставками музея, но и с его замечательными фондами: с вятской, каргопольской и тульской глиняной игрушкой, с росписью и резьбой на прялках, с мстерской и северной вышивкой, с народными костюмами и рисунками на набивных тканях, с декоративными павловскими платками и богородской резной игрушкой, вологодскими и елецкими кружевами.

Сотрудники Научно-исследовательского института художественной промышленности, в ведении которого находится Музей народного искусства, своевременно информировали детский сад о новых выставках в музее, провели с ребятами ряд интересных и содержательных бесед о народном искусстве, доступно и увлекательно рассказав им о красоте форм, красок, орнаментальных ритмах, которые несут в себе подлинные образцы народного творчества, о значении произведений народного искусства в наши дни в оформлении интерьеров учреждений, жилых домов, о той духовной ценности, которой обладают произведения народных мастеров. Дети встретились в музее с художниками золотой Хохломы, с косторезами Чукотки, с кружевницами из Вологды и живописцами из подмосковного села Жостово. Гончары из Гжели и резчики из села Богородское демонстрировали детям свое замечательное искусство создания из обыкновенной глины и липовых чурок выразительных и совершенных форм глиняной посуды и деревянной резной игрушки.

Надо ли говорить о том, какое яркое, неизгладимое впечатление может оставить встреча с художником — народным умельцем, который здесь же покажет малышам наиболее простые декоративные приемы росписи деревянных или глиняных изделий. Следует отметить, что названия тематических творческих заданий, перечисленных выше, носят условный характер. Здесь предоставляется большая самостоятельность и творческая инициатива для всех, кто будет обращаться к образцам народного искусства.

Вятская глиняная игрушка, городецкая и хохломская роспись, набивные ткани, кружева, резьба и роспись по дереву могут подсказать и другие темы для творческих заданий, которые будут вполне оправданы в творчестве детей. Хотелось бы только подчеркнуть, что ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей.

Важно, чтобы при выборе тем творческих заданий, в их сменяемости и чередовании присутствовали определенная логика и последовательность, принцип от простого к более сложному, к постепенному нарастанию сложности в освоении технических приемов и навыков в работе, различных материалов и в проникновении в образный строй произведений народного искусства внутри каждой темы творческого задания.

Именно поэтому первое творческое задание, которое рекомендуется выполнить с детьми, обращено к вятской расписной глиняной игрушке, а по ассоциации с ее нарядной орнаментальной росписью названо «Веселые узоры».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомясь с изделиями народных промыслов, дети приобщаются к родной культуре, входят в мир прекрасного, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность любить и радоваться жизни.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Методика ознакомления детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства"

   Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих покол...

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Консультация для педагогов. Тема: «Прикладное творчество» и «Народное декоративно- прикладное искусство в старшей и подготовительной к школе группе»

Декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группе Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства во 2 младшей группеТема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства&raqu...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...

Тема: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»

Методическая разработка по познавательному развитию (вторая младшая группа) по теме: «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства».   ...