«Загадка осеннего парка»
учебно-методический материал (старшая группа)

Аунинг Любовь Юрьевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Объединение усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий совместного досуга детей и их родителей в старшей группе (познавательно-исследовательская прогулка в парк)

«Загадка осеннего парка»

Авторы: Аунинг Любовь Юрьевна,
воспитатель

Панферова Елена Викторовна,

воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Колпинского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, г. Колпино

2020 год        

ВВЕДЕНИЕ

В жизни человека есть уникальный период – дошкольное детство. Это период, когда не только формируется здоровье, но и активно происходит процесс развития личности и интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений. Важным условием и средством познания в дошкольном возрасте является возможность познавать окружающий мир с помощью разнообразных видов деятельности, которые стимулирует успешность развития ребенка.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки раскрываются большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Правильно спланированная прогулка способствует умственному воспитанию, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире, также прогулка дает возможность решать задачи нравственного воспитания и создает условия для физического развития.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Актуальность

Актуальной задачей в современном мире является не только владение знаниями, а умением добывать знания самостоятельно и умением оперировать ими. Поэтому проблема развития познавательной активности детей актуальна. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенком в различных видах деятельности является одним из принципов дошкольного образования и закреплено в ФГОС дошкольного образования.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Объединение усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма проведения: Целевая прогулка в парк

Участники: Воспитатели группы, воспитанники и их родители.

Оборудование и технические средства:

Контейнеры для сбора природного материала, лупы для рассматривания, карточки с изображением деревьев и с изображением листьев, карточки с изображением белки и с изображением уток, корм для белок, корм для птиц.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы «Отправляемся в поход», «Правила поведения на дорогах», «Правила поведения в парке»
  • Прослушивание записей «Звуки природы»
  • Дидактические игры по темам
  • Подвижные игры на прогулках
  • Ежедневные наблюдения на прогулке
  • Пословицы и поговорки, приметы осени.

Ход прогулки

Прогулка проходила в парке им. 40-летия ВЛКСМ

Воспитатели:

(При входе в парк)

 «Ребята, а куда мы с вами пришли?»

Ответы детей…

«Посмотрите кругом, как красиво, какие деревья стоят нарядные, а сколько под ногами лежит красивых листьев. Самый настоящий осенний ковер»

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

«Посмотрите, какой интересный лист, похожий на облачко. Интересно, что это за лист, с какого он дерева?» (ответы детей…)

«Ребята, а вы знаете, как называют людей, изучающих природу»? (ответы детей…)

«Людей, которые изучают природу, называют натуралистами. Предлагаю вам, сейчас стать натуралистами и провести исследование, и узнать от какого дерева этот лист. Вы согласны стать юными натуралистами? (ответы детей…) Тогда начнем нашу исследовательскую экспедицию».

«В парке много деревьев и они повторяются, поэтому мы начнем с крайнего дерева и продолжим исследование вдоль дорожки. Предлагаем, внимательно посмотреть на лист, который мы нашли. Что мы можем о нем сказать? Необходимо ответить на вопросы: Какой формы, какого цвета, какой он на ощупь?» (ответы детей…)

(первое дерево, к которому мы подошли, был клен),

«Ребята, мы подошли с вами к дереву, как нам понять, что наш листок от этого дерева? (ответы детей…)

«Правильно, нам надо сравнить листья этого дерева с нашим листиком. Берем по листочку от этого дерева, и прикладываем к нашему листочку. Какой вывод можно сделать?» (ответы детей…) Ребята, а для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Ответы детей…)

«Правильно. У этого дерева листья другой формы, края листиков гладкие, и на ощупь наш листик плотнее. Значит, наш лист не от этого дерева и нам надо искать дальше. Но кто знает, как называется это дерево? Просьба к родителям, не подсказывать ребятам. (ответы детей…) А загадка нам подскажет правильный ответ, что это за дерево»

 (Воспитатели загадывают детям загадку.) 

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

Ответ: Клен

«Ребята, это дерево безошибочно опознаётся по уникальной форме листьев, подобных которым нет ни у каких других растений. Осенью же кленовые аллеи становятся настоящим украшением любого города, а жёлтые кленовые листья стали самым узнаваемым символом наступления осени. Вам родители наверно делали венки на голову из листьев клена?» (ответы детей…)

«Предлагаем собрать красивые листочки для поделок и гербария»

(Дети с родителями собирают листья, переходя к другому дереву.  Следующее дерево, к которому мы подошли - береза).

(Дети отвечают на вопросы, сравнивают листики друг с другом по примеру клена (путем сравнивания и рассматривания через лупу), березовый лист оказался меньше по размеру и другой формы. Предлагаем вспомнить стихи о красавице березе. Родители читают стихотворение Сергея Есенина «Белая береза»)

«Ребята, а какое время года описано в стихотворении?» (ответы детей…) «Ребята, а вы знаете, что береза считается символом России? Береза единственное дерево с белой корой. В старину, в древней Руси, люди писали на берёсте, коре берёзы. Буквы выцарапывали острыми палочками. А сейчас мы пишем на бумаге, которую изготавливают тоже из древесины».

(Собрав листья для гербария и поделок, мы продолжаем наш поиск. Подходим с ребятами к следующему дереву (липа). Решили выяснить, что это за дерево и подходит ли наш листик к её листочкам. Спрашиваем у ребят, подходят ли листочки? (ответы детей) Конечно, они совсем разные. Листики имеют сердцевидную форму и цвет золотисто-желтый. (Сравниваем  листики путем прикладывания друг к другу и рассматриваем под лупой).

Воспитатели загадывают загадку, а родители детей, помогли детям с отгадкой.

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа.

Ответ: Липа

«Ребята, говорят, если посадить липу возле дома, то она принесет в дом спокойствие и счастье. А еще пчелы собирают нектар с цветков липы и дают нам мед. А из высушенных цветков липы, делают чай и применяют при простуде.

(Далее обсуждая полезные свойства липы, все подошли к красивому и большому дереву (дуб), увидели под ногами желуди, и листочки.

«Ребята, посмотрите внимательно под ноги, ничего знакомого вы не видите?»

(Дети увидели листья, похожие на наш лист, который мы нашли) «Ребята, давайте посмотрим и сравним по размеру и форме. Подходят ли они? (ответы детей…) Правильно! Все подходит, и размер и форма.

(Воспитатели загадывают загадку детям) и родители, конечно же, помогли детям с отгадкой.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

Ответ: Дуб.

«Ребята, а вы знаете, что не у  всех дубов опадают листья? (Ответ детей). На некоторых дубах, листья высыхают прямо на дереве и остаются висеть на ветке. А существуют еще вечнозеленые дубы, на которых листва остается зеленой несколько лет. Дубы живут несколько сотен лет. Ребята, а кто знает, как называются плоды у дуба? (ответы детей…) Правильно, это желуди. Желуди у дуба появляются не сразу, а через 30 лет. Посмотрите какая у желудя есть шапочка, она называется плюской! Ребята, а из листьев дуба в старину делали чернила, которыми писал великий русский поэт А. С. Пушкин, а если быть точнее на листьях дуба насекомые откладывали яйца, а дуб обороняясь от паразитов выделяет дубильное вещество, которое образует черную красу. Давайте наберем листочков в наш контейнер для гербария».

«Вы большие молодцы и настоящие натуралисты! Вы справились со сложным заданием! Вы нашли то дерево, от которого наш листик. Но впереди нас еще ждет много интересного»

Родители:

«Предлагаем устроить небольшое соревнование «Набери желуди в ведерко», кто первый из команд соберет ведерко желудей, та команда получит осенний приз».

(Все разделились на две команды, на время и скорость собирали желуди в корзинки. Победила, конечно, дружба! Дети получили по маленькому яблочному соку, бисквиту и по яблоку, так получился небольшой пикник)

Воспитатели:

Родители:

Воспитатели:

Родители:

Воспитатель:

«Ребята, вот мы с вами немного подкрепились, набрались сил и предлагаем отправиться изучать наш парк!»

(беседуя о красоте осеннего парка мы подошли к деревьям, где висят кормушки для белок) Ребята, посмотрите внимательно на деревья. Вы никого не замечаете? (ответы детей…) (Дети заметили белок, играющих на деревьях. Мы подошли к деревьям и положили орешки в кормушки для белок.) «Ребята, у нас в России обитают древесные белки, это дикое травоядное животное. У белочек большие и острые зубки, которыми они легко перегрызают скорлупу у орехов. Цепкие коготки на лапках помогают им ловко хвататься за ветки деревьев и быстро перепрыгивать с дерева на дерево. А хвост у белки, это ее гордость! Посмотрите, какой он пушистый. Когда белочка прыгает с дерева на дерево, она распушает свой хвост, как парашют и управляет им словно рулем. Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая, поэтому белочки делают запасы на зиму. А кто знает, как появились белки в нашем парке?»

«Белки появились 25 октября 2017 года, в рамках общегородского субботника. Экологи выпускали белок в темное время суток, так им проще адаптироваться к новому жилью. И отвечая на вопрос, как они выжили, можно ответить так, в парке созданы все условия для жизни, есть деревья, по которым можно передвигаться, белок подкармливают, и они не испытывают голода, а еще в парке нет хищников, которые охотились бы на белок»

(продолжая беседу о белках, мы подошли к береговой зоне и увидели большое количество птиц, которые готовились к перелету на юг)

«Ребята, давайте подойдем к берегу реки и посмотрим, кто обитает там!» (ответы детей…)

 «Ребята, это «речные утки», они обитают на пресноводных прудах и реках, их называют «кряквами». Именно они издают знаменитое «кря-кря-кря». Питаются утки растительной пищей и мелкими водными обитателями. Ребята, посмотрите какой у них окрас: у уточек серо-бурый в пятнышко, а у селезня насыщенно зеленый цвет головы с металлическим отливом. Утки перелетные птицы и улетают с началом холодов в теплые края, но некоторые остаются зимовать и здесь. А как вы думаете, почему некоторые утки остаются в городских водоемах?» (ответы детей…)

«У вас очень интересные предположения, а может родители нам расскажут, почему же утки не всегда улетают в теплые края.»

«Во-первых хочется сначала сказать почему они улетают, а потом почему остаются. Птицы улетают на юг не потому, что холодно, а потому что зимой нет еды. Водоемы замерзают и вся растительная пища становиться не доступна. Но так как меняется климат, становиться немного теплее, водоемы полностью не замерзают, остаются полыньи и утки могут спокойно добывать себе пропитанье, а еще человек подкармливает птиц» (Раздали ребятам приготовленный корм и стали кормить уток)

«Вот мы с вами приготовили птичий корм, это зерновые, слегка отваренная перловая крупа, но люди часто кормят уток хлебом. А он между прочем вреден для уток. Если стоит выбор между белым и черным, лучше выбрать черный хлеб, он более безвреден. Утки научились переваривать хлеб без вреда для здоровья, вот так птицы приспосабливаются в условиях выживания»

Воспитатель:

«Ребята вот и подошла наша экспедиция к концу. Давайте вспомним, от какого дерева мы с вами нашли листик и какие деревья мы с вами видели, пока искали нужное?» (ответы детей…)

«Правильно, ребята, мы с вами нашли листик от дуба, а пока искали дуб, видели клен, березу, рябину и многие другие деревья. Набрали корзину листочков для поделок и гербария, набрали желудей.)

(достаем из корзинки листья и вспоминаем каждое увиденное дерево и кустик).

«Еще мы с вами кормили уток, давайте вспомним, что утки перелетные птицы и скоро улетят в теплые края. А еще кто мне скажет, чем уточки питаются? (ответы детей…) Молодцы, ребята!».

«Кого мы еще с вами встретили в парке? (ответы детей…). Правильно, белок.  Чем мы кормили сегодня белочек?  (ответы детей…) Еще мы узнали, какие запасы делают белки на зиму, рассмотрели хвост у белки и узнали, что благодаря ее цепким коготкам, она легко перепрыгивает с дерева на дерево».

Вам понравилась наша экспедиция? Хотели бы вы еще раз поучаствовать в экспедиции? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей…)

Ребята, из собранного вами природного материала, вы дома можете сделать поделку и принести в группу для выставки. А другая часть листьев пойдет на гербарий, который мы сделаем с вами в группе вместе».

Прощание с родителями и детьми.

Список литературы

  1. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования //Мир психологии. – 2009. – №. 1. – С. 211-218.
  2. Полякова М. Н. Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – ООО Мозаика-Синтез, 2015. – Т. 1.
  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет //Воронеж: ЧП Лакоценин СС, 2006г–117с. – 2004.
  4. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4. – С. 18-35.
  5. Ивашкина А. А. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМА //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2019. – №. 6. – С. 22-29.
  6. Ивашкина А. А. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМА //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2019. – №. 6. – С. 22-29.



Предварительный просмотр:

Сценарий совместного досуга детей и их родителей в старшей группе (познавательно-исследовательская прогулка в парк)

«Загадка осеннего парка»

Авторы: Аунинг Любовь Юрьевна,
воспитатель

Панферова Елена Викторовна,

воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47 Колпинского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург, г. Колпино

2020 год        

ВВЕДЕНИЕ

В жизни человека есть уникальный период – дошкольное детство. Это период, когда не только формируется здоровье, но и активно происходит процесс развития личности и интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений. Важным условием и средством познания в дошкольном возрасте является возможность познавать окружающий мир с помощью разнообразных видов деятельности, которые стимулирует успешность развития ребенка.

В процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки раскрываются большие потенциальные возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Правильно спланированная прогулка способствует умственному воспитанию, дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире, также прогулка дает возможность решать задачи нравственного воспитания и создает условия для физического развития.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Актуальность

Актуальной задачей в современном мире является не только владение знаниями, а умением добывать знания самостоятельно и умением оперировать ими. Поэтому проблема развития познавательной активности детей актуальна. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенком в различных видах деятельности является одним из принципов дошкольного образования и закреплено в ФГОС дошкольного образования.

Цель:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития. Объединение усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах;
  • создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
  • поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Форма проведения: Целевая прогулка в парк

Участники: Воспитатели группы, воспитанники и их родители.

Оборудование и технические средства:

Контейнеры для сбора природного материала, лупы для рассматривания, карточки с изображением деревьев и с изображением листьев, карточки с изображением белки и с изображением уток, корм для белок, корм для птиц.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседы «Отправляемся в поход», «Правила поведения на дорогах», «Правила поведения в парке»
  • Прослушивание записей «Звуки природы»
  • Дидактические игры по темам
  • Подвижные игры на прогулках
  • Ежедневные наблюдения на прогулке
  • Пословицы и поговорки, приметы осени.

Ход прогулки

Прогулка проходила в парке им. 40-летия ВЛКСМ

Воспитатели:

(При входе в парк)

 «Ребята, а куда мы с вами пришли?»

Ответы детей…

«Посмотрите кругом, как красиво, какие деревья стоят нарядные, а сколько под ногами лежит красивых листьев. Самый настоящий осенний ковер»

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

Воспитатель:

«Посмотрите, какой интересный лист, похожий на облачко. Интересно, что это за лист, с какого он дерева?» (ответы детей…)

«Ребята, а вы знаете, как называют людей, изучающих природу»? (ответы детей…)

«Людей, которые изучают природу, называют натуралистами. Предлагаю вам, сейчас стать натуралистами и провести исследование, и узнать от какого дерева этот лист. Вы согласны стать юными натуралистами? (ответы детей…) Тогда начнем нашу исследовательскую экспедицию».

«В парке много деревьев и они повторяются, поэтому мы начнем с крайнего дерева и продолжим исследование вдоль дорожки. Предлагаем, внимательно посмотреть на лист, который мы нашли. Что мы можем о нем сказать? Необходимо ответить на вопросы: Какой формы, какого цвета, какой он на ощупь?» (ответы детей…)

(первое дерево, к которому мы подошли, был клен),

«Ребята, мы подошли с вами к дереву, как нам понять, что наш листок от этого дерева? (ответы детей…)

«Правильно, нам надо сравнить листья этого дерева с нашим листиком. Берем по листочку от этого дерева, и прикладываем к нашему листочку. Какой вывод можно сделать?» (ответы детей…) Ребята, а для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой. Рассмотрим сначала черешок — это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. (Ответы детей…)

«Правильно. У этого дерева листья другой формы, края листиков гладкие, и на ощупь наш листик плотнее. Значит, наш лист не от этого дерева и нам надо искать дальше. Но кто знает, как называется это дерево? Просьба к родителям, не подсказывать ребятам. (ответы детей…) А загадка нам подскажет правильный ответ, что это за дерево»

 (Воспитатели загадывают детям загадку.) 

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет.

Ответ: Клен

«Ребята, это дерево безошибочно опознаётся по уникальной форме листьев, подобных которым нет ни у каких других растений. Осенью же кленовые аллеи становятся настоящим украшением любого города, а жёлтые кленовые листья стали самым узнаваемым символом наступления осени. Вам родители наверно делали венки на голову из листьев клена?» (ответы детей…)

«Предлагаем собрать красивые листочки для поделок и гербария»

(Дети с родителями собирают листья, переходя к другому дереву.  Следующее дерево, к которому мы подошли - береза).

(Дети отвечают на вопросы, сравнивают листики друг с другом по примеру клена (путем сравнивания и рассматривания через лупу), березовый лист оказался меньше по размеру и другой формы. Предлагаем вспомнить стихи о красавице березе. Родители читают стихотворение Сергея Есенина «Белая береза»)

«Ребята, а какое время года описано в стихотворении?» (ответы детей…) «Ребята, а вы знаете, что береза считается символом России? Береза единственное дерево с белой корой. В старину, в древней Руси, люди писали на берёсте, коре берёзы. Буквы выцарапывали острыми палочками. А сейчас мы пишем на бумаге, которую изготавливают тоже из древесины».

(Собрав листья для гербария и поделок, мы продолжаем наш поиск. Подходим с ребятами к следующему дереву (липа). Решили выяснить, что это за дерево и подходит ли наш листик к её листочкам. Спрашиваем у ребят, подходят ли листочки? (ответы детей) Конечно, они совсем разные. Листики имеют сердцевидную форму и цвет золотисто-желтый. (Сравниваем  листики путем прикладывания друг к другу и рассматриваем под лупой).

Воспитатели загадывают загадку, а родители детей, помогли детям с отгадкой.

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа.

Ответ: Липа

«Ребята, говорят, если посадить липу возле дома, то она принесет в дом спокойствие и счастье. А еще пчелы собирают нектар с цветков липы и дают нам мед. А из высушенных цветков липы, делают чай и применяют при простуде.

(Далее обсуждая полезные свойства липы, все подошли к красивому и большому дереву (дуб), увидели под ногами желуди, и листочки.

«Ребята, посмотрите внимательно под ноги, ничего знакомого вы не видите?»

(Дети увидели листья, похожие на наш лист, который мы нашли) «Ребята, давайте посмотрим и сравним по размеру и форме. Подходят ли они? (ответы детей…) Правильно! Все подходит, и размер и форма.

(Воспитатели загадывают загадку детям) и родители, конечно же, помогли детям с отгадкой.

Темной он покрыт корой,

Лист красивый вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей.

Ответ: Дуб.

«Ребята, а вы знаете, что не у  всех дубов опадают листья? (Ответ детей). На некоторых дубах, листья высыхают прямо на дереве и остаются висеть на ветке. А существуют еще вечнозеленые дубы, на которых листва остается зеленой несколько лет. Дубы живут несколько сотен лет. Ребята, а кто знает, как называются плоды у дуба? (ответы детей…) Правильно, это желуди. Желуди у дуба появляются не сразу, а через 30 лет. Посмотрите какая у желудя есть шапочка, она называется плюской! Ребята, а из листьев дуба в старину делали чернила, которыми писал великий русский поэт А. С. Пушкин, а если быть точнее на листьях дуба насекомые откладывали яйца, а дуб обороняясь от паразитов выделяет дубильное вещество, которое образует черную красу. Давайте наберем листочков в наш контейнер для гербария».

«Вы большие молодцы и настоящие натуралисты! Вы справились со сложным заданием! Вы нашли то дерево, от которого наш листик. Но впереди нас еще ждет много интересного»

Родители:

«Предлагаем устроить небольшое соревнование «Набери желуди в ведерко», кто первый из команд соберет ведерко желудей, та команда получит осенний приз».

(Все разделились на две команды, на время и скорость собирали желуди в корзинки. Победила, конечно, дружба! Дети получили по маленькому яблочному соку, бисквиту и по яблоку, так получился небольшой пикник)

Воспитатели:

Родители:

Воспитатели:

Родители:

Воспитатель:

«Ребята, вот мы с вами немного подкрепились, набрались сил и предлагаем отправиться изучать наш парк!»

(беседуя о красоте осеннего парка мы подошли к деревьям, где висят кормушки для белок) Ребята, посмотрите внимательно на деревья. Вы никого не замечаете? (ответы детей…) (Дети заметили белок, играющих на деревьях. Мы подошли к деревьям и положили орешки в кормушки для белок.) «Ребята, у нас в России обитают древесные белки, это дикое травоядное животное. У белочек большие и острые зубки, которыми они легко перегрызают скорлупу у орехов. Цепкие коготки на лапках помогают им ловко хвататься за ветки деревьев и быстро перепрыгивать с дерева на дерево. А хвост у белки, это ее гордость! Посмотрите, какой он пушистый. Когда белочка прыгает с дерева на дерево, она распушает свой хвост, как парашют и управляет им словно рулем. Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая, поэтому белочки делают запасы на зиму. А кто знает, как появились белки в нашем парке?»

«Белки появились 25 октября 2017 года, в рамках общегородского субботника. Экологи выпускали белок в темное время суток, так им проще адаптироваться к новому жилью. И отвечая на вопрос, как они выжили, можно ответить так, в парке созданы все условия для жизни, есть деревья, по которым можно передвигаться, белок подкармливают, и они не испытывают голода, а еще в парке нет хищников, которые охотились бы на белок»

(продолжая беседу о белках, мы подошли к береговой зоне и увидели большое количество птиц, которые готовились к перелету на юг)

«Ребята, давайте подойдем к берегу реки и посмотрим, кто обитает там!» (ответы детей…)

 «Ребята, это «речные утки», они обитают на пресноводных прудах и реках, их называют «кряквами». Именно они издают знаменитое «кря-кря-кря». Питаются утки растительной пищей и мелкими водными обитателями. Ребята, посмотрите какой у них окрас: у уточек серо-бурый в пятнышко, а у селезня насыщенно зеленый цвет головы с металлическим отливом. Утки перелетные птицы и улетают с началом холодов в теплые края, но некоторые остаются зимовать и здесь. А как вы думаете, почему некоторые утки остаются в городских водоемах?» (ответы детей…)

«У вас очень интересные предположения, а может родители нам расскажут, почему же утки не всегда улетают в теплые края.»

«Во-первых хочется сначала сказать почему они улетают, а потом почему остаются. Птицы улетают на юг не потому, что холодно, а потому что зимой нет еды. Водоемы замерзают и вся растительная пища становиться не доступна. Но так как меняется климат, становиться немного теплее, водоемы полностью не замерзают, остаются полыньи и утки могут спокойно добывать себе пропитанье, а еще человек подкармливает птиц» (Раздали ребятам приготовленный корм и стали кормить уток)

«Вот мы с вами приготовили птичий корм, это зерновые, слегка отваренная перловая крупа, но люди часто кормят уток хлебом. А он между прочем вреден для уток. Если стоит выбор между белым и черным, лучше выбрать черный хлеб, он более безвреден. Утки научились переваривать хлеб без вреда для здоровья, вот так птицы приспосабливаются в условиях выживания»

Воспитатель:

«Ребята вот и подошла наша экспедиция к концу. Давайте вспомним, от какого дерева мы с вами нашли листик и какие деревья мы с вами видели, пока искали нужное?» (ответы детей…)

«Правильно, ребята, мы с вами нашли листик от дуба, а пока искали дуб, видели клен, березу, рябину и многие другие деревья. Набрали корзину листочков для поделок и гербария, набрали желудей.)

(достаем из корзинки листья и вспоминаем каждое увиденное дерево и кустик).

«Еще мы с вами кормили уток, давайте вспомним, что утки перелетные птицы и скоро улетят в теплые края. А еще кто мне скажет, чем уточки питаются? (ответы детей…) Молодцы, ребята!».

«Кого мы еще с вами встретили в парке? (ответы детей…). Правильно, белок.  Чем мы кормили сегодня белочек?  (ответы детей…) Еще мы узнали, какие запасы делают белки на зиму, рассмотрели хвост у белки и узнали, что благодаря ее цепким коготкам, она легко перепрыгивает с дерева на дерево».

Вам понравилась наша экспедиция? Хотели бы вы еще раз поучаствовать в экспедиции? Что вам больше всего понравилось? (ответы детей…)

Ребята, из собранного вами природного материала, вы дома можете сделать поделку и принести в группу для выставки. А другая часть листьев пойдет на гербарий, который мы сделаем с вами в группе вместе».

Прощание с родителями и детьми.

Список литературы

  1. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования //Мир психологии. – 2009. – №. 1. – С. 211-218.
  2. Полякова М. Н. Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – ООО Мозаика-Синтез, 2015. – Т. 1.
  3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет //Воронеж: ЧП Лакоценин СС, 2006г–117с. – 2004.
  4. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4. – С. 18-35.
  5. Ивашкина А. А. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМА //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2019. – №. 6. – С. 22-29.
  6. Ивашкина А. А. МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБИТАТЕЛЯМИ ВОДОЕМА //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2019. – №. 6. – С. 22-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ОСЕНЬ ЗОЛОТО РОНЯЕТ» (Экскурсия в осенний парк).

Цель: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; учить устанавлива...

Сценарий осеннего праздника "Прогулка в осеннем парке"

Сценарий осеннего праздника для детей второй младшей группы...

Внеклассное мероприятие с детьми старшей группы на тему «Загадки осеннего парка»

Внеклассное мероприятие с детьми старшей группы на тему «Загадки осеннего парка» Интеграция образовательных областей:• познавательное развитие,• речевое развитие,• физическое развитие,• соци...

Конспект проведения целевой прогулки в осенний парк «Осень в гости к нам пришла».

Цель: Создание  условий для  знакомства детей с объектами и явлениямиприроды в естественной обстановке. Задачи:Формировать умение различать наиболее характерное состояние осенней погоды...

Спортивное развлечение на свежем воздухе "Загадки осеннего парка"

Данный материал содержит в себе не только игры и задания на развитие физических качеств, но и познавательный материал на расширение элементарных представлений детей об осени, ее признаках и особенност...

Экскурсия с детьми старшей группы на тему «Загадки осеннего парка.»

Экскурсия с детьми старшей группы на тему «Загадки осеннего парка.»...

Сценарий совместного досуга детей и их родителей в старшей группе (познавательно-исследовательская прогулка в парк) «Загадка осеннего парка»

Предлагаю Вашему вниманию сценарий досуга  детей и ролителей в старшей группе " Загадки осеннего леса"...