Образовательная деятельность "Волшебная водичка для куклы-игрушки Неваляшки"
план-конспект занятия (старшая группа)

 Образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы в старше группе с использованием здоровьесберегающих технологий, опытно-экспериментальной деятельности, ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ

 образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старше группе компенсирующей направленности

Тема: «Волшебная водичка для куклы - игрушки Неваляшки»

с использованием здоровьесберегающих технологий

опытно-экспериментальной деятельности, ИКТ

                                                    Воспитатель подготовительной группы:

Т.А. Чередниченко

г. Ейск,

 2023 г.

Программные задачи:

  • Актуализировать знания детей о воде;
  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. 
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. 
  • Воспитывать и прививать чувство бережного отношения к воде.

Методы и приёмы:

Игровой: внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты.

Наглядный: «Кому нужна вода», схемы, символы.

Практический: опыты. 

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Материал и оборудование: магнитная доска, интерактивная доска с мультимедийным оборудованием, проигрыватель. Для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, чайные ложки; символы, обозначающие свойства воды; памятка «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран»; кукла Неваляшка.

Предварительная работа:

Изготовление панно «Кому нужна вода», чтение рассказов, сказок познавательного характера.  ИКТ - презентация «Волшебница водичка!»

Беседы на тему: «Какие животные обитают в водоемах?», «Где можно встретить воду?», «Что такое вода и откуда она берется?».

Ход ОД:

                      - Придумано кем-то просто и мудро

                       При встрече здороваться:

                       Доброе утро!

                       Доброе утро, солнцу и птицам.

                       Доброе утро, улыбчивым лицам.

«С добрым утром, солнышко родное,
С добрым утром, чистая вода,
С добрым утром, небо голубое,
Утро добрым будет пусть всегда!»
- Доброе утро, ребята!

Задумывались ли вы, прочему мы так приветствуем друг друга по утрам?

Очень важно, чтобы добрым стало для Вас именно утро, ведь оно начинает день и так приятно видеть с утра ваши добрые глаза и улыбчивые лица и слышать от вас «Доброе утро!»

- Давайте все дружно скажем эти волшебные слова еще раз:

«Доброе утро!»

Включается аудиозапись со звуками природы

«Музыка природы — симфония воды и звуки леса, птиц».

Звук воды - «Течет ручей»

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он нас зовет.

- Отгадайте загадки:

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.

Ручеек

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.

Река

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...

Воды

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Да о воде.

- Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слышали о воде?

Вода - это вся наша жизнь.
Без воды все давно бы погибли!
Вода планеты, держись:
Пусть спасут тебя чистые ливни.
Мы тебя не оставим, родная,
Ни за что и уже никогда.
От Байкала и до Алтая
Мы спасём тебя, наша Вода!

Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Куклу Неваляшку.

Она сидела такая грустная. Я спросила его, что случилось, и она мне сказала, что оказывается, ничего не знает о воде. Я ее, ребята, успокоила и сказала, что мы ей сможем помочь. Поможем? (Ответы детей).

Куклу Неваляшку, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

Сегодня с Вами мы пойдем

В лабораторию,

И опыты с водою

Там проведем.

Ну-ка собирайся, детвора,

В лабораторию отправляться нам пора!

Подходим к первому столу, удобно пристраиваемся.

Проведение опыта №1:

- Что у меня в стакане? (ответы детей)

- Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей).

 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вы, ребята и Неваляшка, лучше это запомнили, я приготовила символ первого свойства воды

Слайд №1 - демонстрируется на интерактивной доске.

Подходим ко второму столу, удобно пристраиваемся.

В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Проведение опыта №2: «Вода – прозрачная и бесцветная».

(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой)

В.: Какого цвета молоко? (белого).  А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ второго свойства воды)

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Неваляшка, хочешь? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

(перед детьми вывешивается символ третьего свойства воды)

Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

Физкультминутка

«Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся.)

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони!

Подходим к третьему столу, удобно пристраиваемся.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я вывешиваю символ третьего свойства воды.

Проведение опыта №3: (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (вывешиваю символ четвертого свойства воды).

Проведение опыта №4: «Без запаха и цвета».

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

(демонстрируется на интерактивной доске символ этого свойства воды)

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Неваляшка.

Мы сегодня много говорим о воде, много о ней узнали.

А сейчас с  Неваляшкой поиграем.

Дидактическая игра Работа с магнитной доской: «Кому нужна вода».

Дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым)

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Неваляшка, узнала что-нибудь нового о воде?

Н.: Да! Только это так трудно запомнить.

В.: А ребята тебе, Неваляшка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы):

Вода – это жидкость,

её можно налить,

перелить, вылить

Вода – бесцветная

Вода – безвкусная

Вода не имеет запаха.

Н.: Ну, спасибо, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Неваляшка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Н.: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Неваляшка, не забыла про это, вот тебе памятка  -  напоминание «Помыли руки плотно закрой кран».

Н.: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы детей)

Слайд №2 – капелька.

- Скажите, дети, в каких произведениях, сказках, рассказах, мультфильмах, загадках, потешках упоминается вода?

(Ответы детей)

Слайд №3 – свойства воды:

- вода прозрачная;

- вода текучая, жидкая;

- вода бесцветная, но может иметь цвет, если в нее добавить краску;

- вода не имеет запаха, но может иметь запах, если добавить в нее ароматизатор;

- вода не имеет вкуса, но если добавить в нее сок лимона, она становится кислой, добавить сахар – сладкой, соль – соленой.

- вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в которой находится;

- вода испаряется.

Вывод: Вот видите, какая разная бывает вода.

Слайд №4 – вода в водоёмах.

- Где мы встречаем воду в природе? (в реке, море, озере, океане…)

- Какая вода там может быть? (чистая и грязная)

- Почему она может быть грязная? (ответы детей)

Слайд №5 -  завод на берегу реки, который сливает грязную воду в реку.

 - Могут ли жить в такой воде ее обитатели? Почему?

-  Ответы детей.

- А как вы думаете, можно ли очистить эту воду? (ответы детей)

Чтобы очистить воду в водоемах, люди придумали специальные очистные сооружения. Мы в квартирах очищаем воду с помощью фильтров: на чайниках, на кранах.

Слайд №6 – фильтры воды.

Слайд №7 Да, без чистой воды мы не можем прожить. Нам нужна только чистая вода! Кому еще нужна чистая вода?

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо. Вода нужна всем, поэтому к воде нужно относиться бережно. И чтобы вы не забыли эти правила, я даю вам капельки - памятки с правилами, чтобы вы напомнили родителям о бережном отношении с водой.

Подведем итоги нашего занятия.

 О чем мы сегодня говорили? Что вы делали сами и со мной? Какие свойства имеет вода? Кому нужна вода? Как надо относиться к воде? Дома нарисуйте рисунки о воде и не забудьте рассказать  родителям о свойствах воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми "Нарисуем Неваляшку" (младшая группа).

Данный конспект организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми по рисованию Неваляшки поможет студентам, молодым специалистам и воспитателям качественно подготовить и провести этот в...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей младшей группы Тема: «Неваляшка»

Приоритетные образовательные области: художественное творчество(аппликация), коммуникация, здоровье....

Проектно-исследовательская деятельность «Кукла – игрушка с историей» в старшей группе МБДОУ детский сад №19 г.о. Самара.

Развитие интереса к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитание  патриотических чувств.Формировать представления о роли игрушки на Руси, знакомить с особенностями изготовлени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Вода, вода, кругом вода"

Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы экологической напрвленности поисково-иследовательной деятельности с региональным компанентом....

Авторская кукла - игрушка "Русский Богатырь", как средство воспитания духовно - нравственных и патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста.

В основу данной методической разработки легло желание привнести новизну  в вопросе процесса воспитания подрастающего поколения по теме духовно-нравственных и патриотических ценностей русского нар...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Образовательная область: художественно – эстетическое развитие. Лепка «Неваляшка» средний возраст.

сочетание нескольких видов художественного изображения: лепка и рисование.создание образа игрушки путем размазывания пластилина по поверхности не выходя за рамки контура и  дорисовывание элементо...

Рабочая программа образовательной деятельности во 2 младшей группе «Неваляшки»

Рабочая программа образовательной деятельности во 2 младшей группе «Неваляшки» разработана на основе основной общеобразовательной программы и предназначена для организации работы с детьми ...