«Исследуя- познаю»
рабочая программа
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 6» г. Калачинск Омской области.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №6»
_______(Иванцова С.В.)
Приказ № От « » 2023 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Исследуя- познаю»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации программы – 1год
Уровень сложности содержания – стартовый
Направленность программы - естественнонаучная
Автор-составитель программы:
педагог дополнительного образования
Пониванова Елена Анатольевна
г. Калачинск, 2023г.
Направленность программы: естественнонаучная.
Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Актуальность программы определяется тем, что современный ребёнок, современные дети активно осваивают виртуальный мир и в то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, интеллектуальная пассивность. Это проявляется в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. В детском сознании стираются грани между добром и злом, теряются человеческие ценности, нравственность, этические нормы. Дети порой не замечают то, что находится у них совсем рядом «под ногами». И как следствие существует опасность, что общество в будущем получит бездуховное поколение, равнодушное к природе, живому и неживому окружению. Поэтому сегодня основы экологической культуры дошкольников и природоохранности малой Родины необходимо осуществлять комплексно в соответствии с их интересами и способностями. Детское экспериментирование – основная особенность такой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Новизна программы Программа «Исследуя-Познаю»
- внедрение в образовательный процесс ДОУ по опытно-экспериментальной деятельности STEM технологий на муниципальном содержании.
- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
- в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-6 лет. В её основе лежит методика А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников»
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Отличительными особенностями данной программы от других заключается в том, что первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем самостоятельно в домашних условиях повторить показ эксперимента.
Усвоение системы научных понятий, приобретение «исследовательских, экспериментальных способов позволит ребенку научиться учиться, что является одним из важнейших аспектов подготовки к школе. Эксперимент позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Исследуя - познаю»
Цель: создание условий для формирования познавательной активности у детей 5-6 лет в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости, формировать основы логического мышления.
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.).
Режим реализации программы
Состав группы: 15 человек. Данная программа рассчитана на 1 год. Трудоемкость программы: 32 часов Формы проведения занятий: групповая, подгрупповые, индивидуальные.
Формы организации учебных занятий.
При проведении занятий используются такие формы работы, как групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Групповые занятия осуществляются во вторую половину дня 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (32 часа), по 25 минут.
Продолжительность индивидуальной работы – 5-15 минут, в зависимости от возрастных особенностей детей.
Основными видами групповых занятий являются:
- Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами).
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск
- Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности:
- учебно-игровую;
- коммуникативно-диалоговую;
- экспериментально-исследовательскую.
Занятия проводятся с 01 сентября по 30 мая, за исключением государственных праздников. Образовательный процесс строится с учётом СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей» // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41.
Образовательные результаты реализации программы
По профилю программы:
- Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
- У детей сформирована уверенность в себе посредством развития
- Мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
- Развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
- Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
- Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
- Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
- Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)
- Сформированы коммуникативные навыки.
Результаты с учетом целевых ориентиров дошкольного образования:
1.Умение принять ребёнком проблемную задачу, требующую экспериментирования.
2. Ребёнок способен самостоятельно ставить проблемные задачи, решать их, делать выводы, доказывать, обобщать.
3.Умение строить коммуникативные отношения в процессе выполнения поисковой задачи.
Учебно-тематический план
Раздел, тема | Количество часов Всего |
Вводное занятие. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. 1. Блок «Почва» 1.1. Соль на столе 1.2. Выращиваем кристаллы 1.3. Песочная страна 1.4. Цветной песок 1.5. Глина 1.6 Удивительные камни 1.7. Мел 1.8. Почва 1.9. Вулканы | 1 11 1 2 1 1 1 2 1 1 1 |
2.3 Солнечные зайчики 2.4 Найди радугу | 4 1 1 1 1 |
3. Блок «Вода» 3.1. Вода 3.2. Пена и мыльные пузыри 3.3. Снег 3.4. Лёд | 5 2 1 1 1 |
4. Блок «Воздух» 4.1. Свойства воздуха 4.2. Ветер-невидимка 4.3. Что загрязняет воздух | 3 1 1 1 |
5. Блок «Очевидное-невероятное» 5.1. Крашеные цветы 5.2. Искусственный снег 5.3. Бумага своими руками 5.4. Неньютоновская жидкость 5.5. Пластилин из крахмала 5.6 Солёное тесто Итоговое занятие. | 8 1 2 1 2 1 1 1 |
Всего занятий в год | 32 |
Вводное занятие (1час)
Тема занятия: вводное занятие.
Дидактические единицы: содержание и форма занятий детского объединения, режим работы.
Деятельность обучающихся: Просмотр презентации о правилах поведения в комнате для экспериментирования. Обсуждение. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: занятие с использованием ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Наблюдение, беседа.
Блок 1. Блок «Почва» (11 часов)
Тема занятия 1: Соль на столе (1час).
Дидактические единицы: Свойства соли.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (соль). Проведение эксперимента по изучению свойств соли (давление, растворение в воде и т.д.) Обобщение результатов эксперимента. Участие в игре «Солёный- несолёный». Выполнение самооценки.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Наблюдение, вывод, рефлексия.
Тема занятия 2: Выращиваем кристаллы (2часа).
Дидактические единицы: Выращивание кристаллов.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Изучение условий образования кристаллов. Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах. Проведение эксперимента по выращиванию кристалла. Развитие умений действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения. Участие в проговаривании пословиц. Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: Вывод, рефлексия.
Тема занятия 3: Песочная страна (1час).
Дидактические единицы: Свойства песка.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Изучение детьми состава и свойства природного песка. Развитие способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта. Участие в динамической паузе «Песчинки», выполнение продуктивной деятельности «Песочная радуга».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 4: Цветной песок (1час)
Дидактические единицы: Свойства песка.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление детей со способом изготовления цветного песка (перемешав с цветным мелом). Ознакомление с теркой. Активизация речи детей. Участие в физкультминутке «Буратинка».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 5: Глина 1час
Дидактические единицы: Свойства глины.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (Глина). Проведение эксперимента по выявлению её качеств и свойств (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Активизация словаря детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. Участие в игре «Скажи наоборот», пальчиковая гимнастика «Дождик песенку поёт».
Форма организации учебного занятия: эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 6: Удивительные камни (2часа).
Дидактические единицы: Набор разных видов и размеров камней.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с разнообразием мира камней и их свойствами. Прослушивание шума моря. Проведение эксперимента (твёрдость, температуру, плавучесть). Выражение словами своих тактильных ощущений. Закрепление навыков работы с увеличительными приборами.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 7: Мел (1час).
Дидактические единицы: Свойства мела.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с рабочими материалами (мел). Проведение беседы о правилах безопасности при произведении опытов. Проведение эксперимента по выявлению свойств мела. Обсуждение его свойств. Обобщение результатов эксперимента. Участие в физкультминутке «Стоит гора».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 8: Почва (1час).
Дидактические единицы: Свойства почвы.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение эксперимента по определению состава почвы, наличие в составе почвы воды. Выявление причинно-следственных связей в отношении предметов и объектов не живой природы. Обобщение результатов эксперимента.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Тема занятия 9: Вулкан (1час).
Дидактические единицы: Изготовление вулкана.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в тему занятия: ознакомление с материалом для изготовления вулкана. Просмотр презентации «Вулкан». Участие в физкультминутке «Потопаем ногами».
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод, выполнение упражнений, рефлексия.
Блок 2. Блок «Космос» (4 часа)
Тема занятия 1: Свет и тень (1час)
Дидактические единицы: свойства света, понятия света и тени.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с новой темой свет и тень. Определение, одинакова ли тень от фигуры квадрата и от тонкого прозрачного кусочка пластика. Участие в физкультминутке «Улыбнитесь». Проведение эксперимента (как образуется тень). Фиксирование полученных результатов. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 2: Смена дня и ночи (1час)
Дидактические единицы: Основы обращения с глобусом, знание городов на глобусе.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Вхождение в новую тему: ознакомление с моделью солнечной системы. Просмотр презентации «Почему бывает день и ночь». Проведение эксперимента (как происходит смена дня и ночи). Обобщение результатов эксперимента.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 3: Солнечные зайчики (1час)
Дидактические единицы: Опыты с солнечным светом.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление детей с солнечными лучами (ролью солнца в нашей жизни). Участие в игре «Солнечные зайчики». Проведение опыта "Преломление света", исследования "Волшебные зеркала. Обобщение результатов опыта. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 3: Найди радугу (1час)
Дидактические единицы: Способы создания радуги.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение экспериментов «Как получить радуга». Наблюдение радужных переливов. Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Наблюдение, вывод
Блок 3. Вода (5 часов)
Тема занятия 1: Вода (2 часа). Дидактические единицы: Свойства воды.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Проведение беседы о правилах безопасного поведения в комнате экспериментирования. Упражнение «Улыбка». Проведение экспериментирования по изучению свойств воды (растворение, добавления красок и т.д.) Релаксация: Запись водопада, журчание ручья, шум моря. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Вывод.
Тема занятия 2: Пена и мыльные пузыри (2 часа). Дидактические единицы:. Приготовление мыльных пузырей.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Просмотр презентации о правилах безопасного обращения с мылом. Просмотр презентации «Тайны мыльных пузырей». Проведение эксперимента (измельчение мыло, взбивание венчиков и т.д.) Участие в игре «Мыло и мыльные пузыри». Обобщение проделанного эксперимента. Форма организации учебного занятия: Эксперимент
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Формы контроля: Вывод
Тема занятия 3: Снег (1час). Дидактические единицы: Свойства снега.
Деятельность обучающихся: Участие в игре «Снежный ком». Вхождение в новую тему занятия: работа со снегом. Обсуждение свойств снега. Проведение эксперимента (понюхать, сжать и т.д.). Участие в физкультминутке «Снег». Слушание фонограммы «Хруст снега». Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод
Тема занятия 4: Лёд (1час). Дидактические единицы: Свойства льда. Деятельность обучающихся: Приветствие. Беседа о правилах работы со льдом. Обсуждение свойств льда. Проведение эксперимента (сжать, посыпать солью и т.д.) Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Вывод
Блок 4 Воздух (3 часа)
Тема занятия 1: Воздух (1час). Дидактические единицы: Свойства воздуха
Деятельность обучающихся: Наблюдение за температурой воздуха. Проведение эксперимента по выявлению наличия и свойств воздуха (надуть воздушные шары, подуть в трубочку и т.д.) Беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, опущенную в стакан с водой Участие в физкультминутке «Дует ветер с высоты». Обсуждение. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод.
Тема занятия 2: Ветер – невидимка (1час). Дидактические единицы: Свойства ветра. Деятельность обучающихся: Приветствие. Участие в игре "Ветер добрый, ветер злой". Проведение эксперимента по выявлению свойств ветра. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод
Тема занятия 3: Что загрязняет воздух (1час). Дидактические единицы: Наблюдение за источниками загрязнения воздуха из окна. (дым из труб, дым от авто и т.д.).
Деятельность обучающихся: Приветствие. Использование знаний при решении познавательных и практических задач. Ознакомление с простыми способами очистки воздуха от запахов и загрязнений. Проведение эксперимента по очистке воздуха. Обобщение результатов эксперимента. Выполнение самооценки. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод
5. Блок «Очевидное-невероятное» (8 часов)
Тема занятия 1: Окрашенные цветы (1 час).
Дидактические единицы: способы окрашивания хризантемы.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Знакомство с технологией окрашивания. Ознакомление с рабочими материалами (Хризантемы и краска). Проведение эксперимента по окрашиванию цветов. Обсуждение результата эксперимента. Рефлексия. Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 2: Искусственный снег (1 час).
Дидактические единицы: искусственный снег.
Деятельность обучающихся: Повторение правил техники безопасности во время проведения эксперимента. Проведение беседы «Что знаю о искусственном снеге?» Проведение эксперимента по изготовлению искусственного снега. Обобщение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 3: Бумага своими руками (1 час).
Дидактические единицы: Изготовление бумаги разных цветов.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Ознакомление с новым рабочим материалом (пульпой). Обсуждение последовательности эксперимента. Проведение эксперимента получения различных видов бумаги. Обсуждение результатов эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: вывод.
Тема занятия 4: Неньютоновская жидкость (2 часа).
Дидактические единицы: Изготовить Неньютоновская жидкость.
Деятельность обучающихся: Напоминание правил безопасности. Ознакомление с новым рабочим материалом Волшебная жидкость – Неньютоновская жидкость. Проведение эксперимента по изготовлению волшебной жидкости. Обобщение результатов эксперимента. Участие в играх с Неньютоновской жидкостью. Выполнение самооценки. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 4: Пластилин из крахмала (1 час).
Дидактические единицы: Сделать пластилин.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Повторить правила безопасности. Ознакомление с материалом рабочим (крахмал). Обсудить рецепт приготовления массы. Проведение эксперимента для получения пластилина. Обобщение результатов эксперимента. Участие в играх с пластилинов. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Тема занятия 4: Солёное тесто (1 час).
Дидактические единицы: Изготовление солёного теста.
Деятельность обучающихся: Приветствие. Познакомить с материалами (соль, мука, вода) Проведение эксперимента для получения солёного теста. Принять участие с играми с солёным тестом. Обсудить результаты эксперимента. Рефлексия.
Форма организации учебного занятия: Эксперимент. Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная. Формы контроля: Рефлексия, вывод.
Контрольно-оценочные средства
А.И. Савенков в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования.
В опытно-экспериментальной работе опирались на показатели познавательно-исследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнив критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших дошкольников, определяя тем самым степень сформированной познавательной активности в исследовательской деятельности. Формы контроля.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- Педагогическое наблюдение;
- Показ открытых занятий;
- фотоотчёты, видео-мастер классы.
Уровни | Критерии | ||
Знаниевый | Оценочный | Деятельностный | |
высокий | Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. | Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца |
средний | Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. | Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. | инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца |
низкий | Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. | Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. |
Условия реализации программы
Раздел программы, № | Материально-техническое обеспечение | Информационно-образовательные ресурсы | Учебно-методическое обеспечение | Кадровое обеспечение |
Вводное занятие –Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. | Комната для экспериментов, микроскопы, колбы, банки, бутылки, крышки, оборудование. Ноутбук, проектор. наборы разных пробирок, наборы материалов для экспериментирования | Видеоматериалы: Презентация о правилах поведения в комнате для экспериментирования Игры на расслабление | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. | |
Блок 1 Почва | Образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой, картинки с изображениям и почвенных обитателей, комнатные растения, карточки с частями растений, халаты на всех детей, пособия необходимые для демонстрации опытов. | Приветствие. Игра «Солёный- несолёный». Проговаривание пословиц. Динамическая пауза «Песчинки», Выполнение продуктивной деятельности «Песочная радуга». Физкультминутка «Буратинка». Игра «Скажи наоборот». Пальчиковая гимнастика «Дождик песенку поёт». Презентация «Вулкан». | Презентация "Почва. Её состав и свойства" (infourok.ru) Карточки – схемы. Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим. | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 2 Космос | песок, глина, камни, тарелки, лупы, стакан воды, миска с водой, по 2 баночки, палочка салфетки, слепленные шарики из глины и из песка, халаты, фен. | Приветствие. Физкультминутка «Улыбнитесь». Презентация «Почему бывает день и ночь». Опыт "Преломление света". Игра «Солнечные зайчики». Исследование "Волшебные зеркала. | Презентация по ФиХ "Свет и тень" (infourok.ru) Почему происходит смена дня и ночи Энциклопедия для детей - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 3 Вода | Мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка. Ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани. Стакан и бутылка с водой. Две мерные одинаковые ёмкости Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости. Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки. Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Соломинки длиной 10 см разного диаметра, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор | Упражнение «Улыбка». Презентация «Тайны мыльных пузырей». Релаксация: Запись водопада, журчание ручья, шум моря. Игра «Мыло и мыльные пузыри». Игра «Снежный ком» Физкультминутке «Снег». Фонограмма «Хруст снега». | Звуки Релакса VVMax | ★ АСМР. ШУМ МОРЯ для ГЛУБОКОГО СНА без рекламы ЗВУКИ МОРЯ (dzen.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 4 Воздух | Пустой пакет. Соломинки, емкость с водой. Таз с водой, лодочка. флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой. 2 пакета (один с водой, другой с воздухом). емкость с водой, кусочек поролона, деревянный брусок, комочки земли, глины. 2 свечи, «змейка» из бумаги | Приветствие. Физкультминутка «Дует ветер с высоты». Игра "Ветер добрый, ветер злой". | Воздух | Дошкольники | Окружающий мир #19 | Инфоурок - YouTube | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Блок 5 Очевидное и невероятное | Свежие белые цветы; вода; емкости для воды – 2шт; пищевой краситель – 2 цвета (зеленый и красный). Крема для бритья, крахмал 4 ложки. Пена для бритья и пищевая сода 1 стакан. Пищевая сода и жидкое мыло. | Приветствие. Презентация «Правила техники безопасности во время проведения эксперимента.» Игры на расслабление «Отдохни» | Яндекс — поиск по видео (yandex.ru) Супер физкультминутка для урока - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) | Педагог дополнительного образования, имеющий первую квалификационную категорию Пониванова Е.А. |
Список литературы
Нормативные правовые документы.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028) пункт 16.6.
- Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
- А.Е. Чистякова, Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность для старшего дошкольного возраста»// ДЕТСТВО- ПРЕСС – 2019 г
- Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
- Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет.
- Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011.
- Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012
- Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011.
- Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
- Н.А. Модель, Химия на кухне. Исследовательская деятельность детей.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
Список литературы для детей и родителей
1. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010.
2.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011.
3. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М.: Сфера, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познаем и исследуем.
Познаем и исследуем. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на достижении устройства вещей, связей между явлениями ок...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-564280-1421295488.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»
Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/08/picture-891273-1486545277.jpg)
Консультация для родителей " Исследуя - познаю!"
Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т.п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке необходимо обращ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697171-1445952957.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Я работаю по технологии математической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/07/picture-891920-1523109444.jpg)
Педагогический проект по познавательному развитию младших дошкольников «Познаем, исследуем, творим» на тему: «Математика для самых маленьких»
Пояснительная запискаДанный проект является авторской разработкой по познавательному развитию в ДОУТема проекта «Математика для самых маленьких»В раннее развитие ребенка обязательно должна...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/19/picture-234083-1632063473.jpg)
Исследуем и познаем.
Примерный план работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....