Доклад на тему: "Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"
консультация

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

К сожалению, с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности. 

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.

Целью физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекции двигательных нарушений; разработки и использования таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы с  детьми с ОВЗ:

  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками
  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей
  • Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия
  • Развивать у детей двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности
  • Тренировать у детей дыхательную систему
  • Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний
  • Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников

Для осуществления физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ, в нашем детском саду используются различные здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодествие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Рассмотрим некоторые из них.

        

Утренняя гимнастика

 Цель:

  • Развивать и корректировать эмоционально - волевую сферу у детей, формировать коммуникативные навыки и двигательную активность.

Задачи:

  • Укреплять здоровье детей;
  • Осуществлять систему коррекционно - восстановительных мероприятий, направленную на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников;
  • Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции.

 Утренняя гимнастика - это и закалка, и бодрость, и оздоровление детского организма. Вы, наверное, не раз замечали, что с самого утра в детях уже кипит энергия. Они прыгают и бегают, но как только дело доходит до утренней гимнастики – весь пыл угасает. Почему  же так происходит ? Ответ прост. Скучно и однообразно выполнять по команде давно заученные упражнения. Что же делать, чтобы ребенок воспринимал утреннюю гимнастику не как пытку, а как развлечение. Для этого мы встречам детей с улыбкой, проявляем немного фантазии в подборе упражнений, ставим  веселую музыку, и дети с удовольствием выполняют упражнения. Однако следует помнить про оздоровительно-коррекционную направленность, индивидуальный подход, систематичность, доступность, повторяемость упражнений и их постепенное усложнение.

Физминутки

Цель:

  • Обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.

Задачи:

  • Снятие усталости и напряжения;
  • Внесение эмоционального заряда;
  • Совершенствование общей моторики;
  • Выработка четких движений во взаимосвязи с речью.

Физминутки  во время образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статистическом положении. Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

 Физминутка – это одна из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это «минутка» активного здорового отдыха!

        Пальчиковая гимнастика

Цель:

  • Развитие тонких движений пальцев рук.

Задачи:

  • Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений;
  • Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве;
  • Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности;
  • Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи;
  • Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

Пальчиковая гимнастика – это целенаправленная рефлекторна        гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон. Исходя из логики сторонников пальчиковой гимнастики, чем чаще «тренировать» таким образом мозг, тем интенсивнее будет идти формирование его верхних отделов, отвечающих за речь и чтение.

При регулярном применении пальчиковой гимнастики в коррекционном обучении детей с ОВЗ заметны улучшения в развитии и совершенствовании внимания и памяти; формирование навыков письма.

Дыхательная гимнастика

Цель:

  • Способствовать нормализации дыхания, укреплять дыхательную мускулатуру.

Задачи:

  • Улучшение работы головного мозга, сердца и нервной системы, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепление общего состояния здоровья;
  • Профилактика болезней органов дыхания.

Дыхательная гимнастика — это система упражнений направленная на оздоровление организма. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

В своей работе мы используем дыхательные упражнения в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках и в процессе образовательной деятельности .

При применении в работе дыхательной гимнастики повышается результативность воспитательно-образовательного процесса, развивается ещё несовершенная дыхательная система ребёнка, укрепляются защитные силы организма.

Артикуляционная гимнастика

Цель:

  • Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

Задачи:

  • Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • Улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • Укрепить мышечную систему языка, губ и щек.

        Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений артикуляционных органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме, что придаёт занятию положительную эмоциональную окраску, создаёт у ребёнка позитивный настрой.

   

Гимнастика для глаз

Цель:

  • Профилактика нарушений зрения дошкольника.

Задачи:

  • Укрепление глазных мышц;
  • Предупреждение утомления;
  • Снятие напряжения.

Зрительная гимнастика имеет огромное или многоцелевое значение в работе с детьми с ОВЗ, так как она снимает зрительное напряжение. Зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. К тому же гимнастика для глаз положительно влияет на общее психоэмоциональное состояние ребенка, на работоспособность.

Гимнастика пробуждения

Цель:

  • Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений;
  • Сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи:

  • Убрать чувство сонливости, вялости, слабости, повысить умственную и физическую работоспособность, активность, настроение и самочувствие;
  • Увеличить тонус нервной системы.

Гимнастика после сна по праву считается одним из самых важных режимных моментов в детском саду. Она имеет оздоровительную направленность: повышает адаптивные возможности детского организма. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика). Выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика). Ходьба по «тропе здоровья» (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам). Заканчивается гимнастика умыванием или обтиранием холодной водой рук и лица

Подвижные игры

Цель:

  • Укрепить здоровье детей и способствовать их правильному физическому развитию.

Задачи:

  • Повышение активности, развитие подражательности, формирование игровых навыков;
  • Поощрение творческой активности детей;
  • Способствование развитию чувства ритма, гармоничности движений.

Подвижная игра активизирует все системы организма. Все это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр. Для ребенка с ОВЗ крайне важно, из каких двигательных действий состоит игра, с какой интенсивностью (напряженностью) она проводится, как отвечает на полученную нагрузку организм. 

Поэтому при подборе игр нужно учитывать характер и глубину дефекта, реальные двигательные возможности ребенка и его индивидуальную реакцию на физическую нагрузку. Важно, чтобы величина нагрузки была доступной для ребенка и не вызывала у него перенапряжения. Содержание и дозировка нагрузки предусматриваются постепенностью усложнения игр, чередование их по направленности, интенсивности и продолжительности это стимулирует постоянный интерес к игровой деятельности.

Занятия физкультурой

Цель:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах;
  • Забота об охране и укреплении здоровья детей;
  • Формирование у всех участников образовательного процесса осознанного отношения к своему здоровью;
  • Воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.

            Занятия физкультурой. Физическое воспитание, является педагогическим процессом. Оно направленно не только на обучение разнообразным двигательным действиям, но и на развитие таких качеств, которые определяют физическую подготовленность ребенка на различных этапах его развития.

Известно, что систематические занятия физическими упражнениями способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряжённости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.

Игры в «сухом» бассейне

Цель:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Задачи:

  • Улучшение работы опорно- двигательного аппарата;
  • Оказание благотворного сенсорного воздействия;
  • Создание положительного психоэмоционального фона.

Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время занятий ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция тактильной чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса  мышц, следовательно игры и упражнения в « сухом « бассейне важны для психоэмоционального развития ребенка.

Логоритмика

Цель:

  • Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Задачи:

  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие пространственной организации движений;
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга ; развивает внимание, его концентрацию, объем и устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Упражнения на балансирах

Цель:

  • Развитие координации движений на балансирах.

Задачи:

  • Развивать чувство равновесия;
  • Улучшать ориентировку в пространстве;
  • Повышать ловкость;
  • Воспитывать чувство ритма и темпа, что незаменимо на занятиях по физической культуре.

Балансиры - это по настоящему уникальный инструмент коррекционно- развивающего процесса, так-как мозжечок, на который идет воздействие, связан со всеми структурами нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка. Мозжечковая стимуляция повышает когнитивные и психические способности, становясь эффективным методом помощи для детей, имеющих особенности в развитии.

Релаксация

Цель:

  • Способствовать снятию у детей внутреннего мышечного напряжения, приведение нервной системы дошкольников в нормальное состояние покоя.

Задачи:

  • Формирование умения управлять своими чувствами и эмоциями;
  • Укрепление физического здоровья;
  • Развитие воображения, образного мышления.

Релаксация - это самый лучший способ снятия напряжения  (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.

Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду с педагогом по физической культуре, с воспитателями и родителями, способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутые в коррекционно-развивающей работе.

А самое важное, мы достигаем главной цели – адаптации детей с ОВЗ к жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»

Доклад на тему« Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условияхреализации ФГОС»...

Презентация на тему "Организация деятельности воспитателя общеразвивающей группы с детьми с РАС в условиях реализации инклюзии в ДОО"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, желающим пополнить свои знания о работе с детьми с РАС в режиме регулярной группы....

Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".

В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, &q...

Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Организация  и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми  с ОВЗ в условиях ДОУ...

Доклад на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ СОЦИУМА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дошкольное образование на современном этапе претерпевает существенные изменения. Происходят позитивные тенденции в его развитии: в плане обеспечения качества образования, привлечения социально-педагог...