Консультация для педагогов ДОУ "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР."
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

Консультация разработана для воспитателей ДОУ по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР, в которой  раскрыты игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле, окружающем пространстве, на листе бумаги и на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

        Формирование пространственных представлений – довольно сложная и актуальная проблема. Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для формирования и развития пространственных представлений и пространственной ориентировки.

        Нарушение оптико-пространственных представлений у детей отрицательно влияют на становление речи и познавательную деятельность, плохо отражаются на процессе обучения ребёнка, особенно на овладении им навыками орфографически-правильного письма.

        Очень велика роль пространственного представления в развитии речи детей. Кроме того, развитие пространственной ориентировки лежит в основе формирования познавательной деятельности дошкольников и является одной из главных предпосылок при подготовке их к школьному обучению.

        Существенные отклонения в развитии оптико-пространственных представлений дошкольников возникают при различных речевых нарушениях. Именно поэтому возникает необходимость своевременной логопедической диагностики и коррекции трудностей в пространственной ориентировке, позволяющие в той или иной мере приблизить развитие ребёнка в возрастной норме.

        Игра – основной вид деятельности детей. Дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность и сделать её более занимательной.

        Следовательно, чтобы работа по развитию пространственных ориентировок у детей с общим недоразвитием речи была более результативной, стоит организовать её на занятиях и вне их в форме дидактических игр и игровых приёмов.

1. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в собственном теле.

        Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево» - простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону: «вниз» - приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т.п.

        Вначале ребенок выполняет движение вместе со взрослым, который и поясняет каждое направление. Таким образом, для ребенка создается опора для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Далее происходит постепенное «сворачивание» движений, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план.

1. Упражнение: «части тела».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Ход игры: один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «это моя левая рука», начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

2. Упражнение: «определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

3. Упражнение: «зеркало».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела.

Оборудование: настенное зеркало

Ход игры: ребенок и взрослый встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.

4. Упражнение «путаница».

Цель: развитие ориентировки в собственном теле. Закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Ход игры: ребенок стоит напротив взрослого, взрослый намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребенок должен выполнить движение правильно.

2. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки в окружающем пространстве.

Ориентировка в пространстве является неотъемлемым моментом в развитии пространственных представлений. Следует формировать у ребенка осознание двигательных возможностей и расширять диапазон движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Как следствие у ребенка формируются навыки, которые становятся базой для развернутого произвольного действия.

1. Упражнение «что наверху, что внизу».

Цель: развитие умения определять верхнее и нижнее направления.

Ход игры: из геометрических тел построена башня. Ребенка просят определить и назвать, что находится наверху, а что внизу.

                        2. Упражнение «что находится справа (слева) от меня?

Цель: развитие умения определять направления относительно своего тела.

Ход игры: ребенка просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа (слева) от него. После этого, ребенка поворачивают и задают вопрос: «что теперь справа (слева) от тебя?

3. Упражнение: «робот».

Цель: развитие ориентировки в окружающем пространстве, понимание координат пространства.

Ход игры: ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего команды человека: «один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т.д.

З. Игровые приемы, направленные на развитие ориентировки на листе бумаги.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к ориентации в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости листа. На первых этапах работы ребенка знакомят с горизонтальным и вертикальным расположением листа (альбомный и книжный вариант), учат определять стороны и углы листа, верхние - нижние, правые и левые координаты листа. Затем, на основе сформированных представлений, ребенка учат располагать и называть предметы и рисунки, расположенные по сторонам и углам листа. На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку - «графические диктанты». Необходимо предварительно научить ребенка отступать необходимое количество клеток от края тетради и от предыдущей работы, пропускать необходимое количество клеток.

1. Упражнение «Проведи линию».

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход игры: по инструкции взрослого, ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении от заданной точки, не отрывая карандаш от бумаги.

2. Упражнение: «графический диктант»

Цель: формирование пространственных представлений посредством графических диктантов. Оборудование: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ход игры из заданной точки, по инструкции взрослого, ребенок проводит линии в заданном направлении.

3. Упражнение: «раскрась как я скажу».

Цель: усвоение понятий «левая сторона листа – правая сторона листа»

Ход игры: раскрашивание или рисование по инструкции, например: «найди маленький треугольник, нарисованный в левой части листа, раскрась его красным цветом. Найди самый большой треугольник, среди нарисованных на правой боковой стороне листа. Раскрась его зеленым карандашом. Соедини треугольники желтой линией».

4. Игровые приемы, направленные на развитие пространственных представлений по перцептивному действию.

        Эти упражнения являются необходимым этапом развития оптико-пространственных представлений, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать различными объектами. В дальнейшем, конструируя цифры и буквы из мозаики, пластилина, проволоки и т.д. в игровой форме будет осуществляться подготовка к обучению в школе.

1. Упражнение: «конструирование предметов из заданных частей».

Цель: формирование пространственных представлений, путем манипулирования разнообразными объектами.

Оборудование: кубики, пазлы, мозаики, разрезные картинки и т.п.

Ход игры: ребенку дается образец целого изображения, а затем предлагается собрать такой же из частей.

2.Упражнение: «сложи фигуру».

Цель: развитие пространственных представлений по перцептивному действию

Ход игры сложить фигуры из палочек по образцу, данному в рисунке; сложить из четырех частей геометрические фигуры - круг и квадрат. При затруднении данное задание выполнять поэтапно:

А) составить фигуру из двух затем трех и четырех частей;

Б) складывать круг и квадрат по образцу рисунка с пунктирно обозначенными на нем составляющими частями;

В) складывать фигуры путем наложения на пунктирный рисунок детали с последующим конструированием без образца.

3. Упражнение: «найди форму в предмете и сложи предмет»

Оборудование: конверт с геометрическими фигурами.

Ход игры: перед детьми контурные изображения предметов, составленных из геометрических фигур. У каждого ребенка конверт с геометрическими фигурами. Нужно сложить данный предмет из геометрических фигур.

4. Упражнение «картинка сломалась»

Дети должны сложить картинки, разрезанные на части.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников»

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование пространственных представлений у дошкольников"...

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Развитие пространственных представлений у дошкольников посредством организации совместной деятельности педагогов и родителей с использованием приёмов «Метода замещающего онтогенеза»

Данная работа зщнакомит слушателей с основными этапами нейропсихологической коррекции и развития пространственных представлений у дошкольников и моделью  взаимодейтсвия по данной проблеме всех уч...

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."

Консультация для педагогов "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста."...