Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
консультация (младшая группа)

Логинова Ольга Ивановна

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Подготовила воспитатель МБ ДОУ д/с № 36 г. Санкт-Петербурга Логинова Ольга Ивановна

Детский сад — это новый период в жизни ребенка, первый опыт общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции.  Период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идёт в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это становится большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_3.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Подготовила воспитатель МБ ДОУ д/с № 36 г. Санкт-Петербурга Логинова Ольга Ивановна

Детский сад — это новый период в жизни ребенка, первый опыт общения. Новая обстановка, незнакомые люди, определенные правила — все это вызывает у ребенка определенные реакции, эмоции. Период адаптации у каждого происходит по-разному: кто-то с большим удовольствием идёт в детский сад и не испытывает каких-либо трудностей, а для кого-то это становится большим испытанием и вызывает множество переживаний и слез.

Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. В детском саду ребенка ждёт много всего интересного новые игрушки, новые знакомства, появляются со временем друзья. Залогом легкого вхождения ребёнком в условия и обстановку детского сада будет являться тесный контакт родителей и воспитателей, желание взаимно сотрудничать, умение принимать рекомендации друг друга и контактировать между собой.

В раннем возрасте адаптация к условиям детского сада проходит несколько стадий:

-На первой стадии осуществляется сбор необходимой информации об особенностях и потребностях ребенка. На начальной стадии родителей знакомят с выбранным ДОУ, его структурой, а также с заведующим, педагогами и воспитанниками группы. Проводится сбор сведений о составе семьи, индивидуальных особенностях и интересах ребенка, осуществляется первичная диагностика, в первую очередь наблюдение за поведением ребенка во время пребывания в группе.

-На втором этапе проводится заключительное диагностирование особенностей адаптации раннего возраста и сравнительный анализ с результатами первичной диагностики. Условия адаптации детей раннего возраста должны быть согласованными со стороны родителей и воспитателей. Если воспитатель обладает необходимыми педагогическими знаниями о том, какие условия адаптации детей будут лучше, то в этом случае, родители обязательно должны прислушаться, чтобы сделать условия домашнего режима и режима детского сада максимально схожими.

Трудности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ могут возникать в процессе общения, которое не вызывает особого интереса у детей. В этом случае требуется немалая работа со стороны взрослых, которые должны активно разговаривать с детьми, знакомить их со сверстниками, то есть готовить детей к интенсивному общению.

Адаптация детей раннего возраста имеет три фазы:

1. острая фаза — характеризуется нестабильным психическим состоянием. Малыши часто теряют вес, начинают чаще болеть, нарушается и снижается речевая активность.

2. Подострая фаза — характеризуется приторможенностью темпов развития (в частности психического).

3. Фаза компенсации — увеличивается темп развития и к окончанию года происходит задержка темпа развития.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени:

1. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии.

2. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации дети часто болеют. Психическое состояние у них нестабильное, к смене режимных процессов относятся с негативом.

3. При тяжелой степени адаптации ребенок отличается агрессивным поведением, он постоянно находится в тревожном состоянии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подходит к концу.

Почему же у детей появляется страх и слезы перед детским садом? Причиной могут быть тревога, ведь раньше все было по-другому, мама всегда была рядом, новое окружение и новое пространство. Также может быть, что ребенок еще не совсем готов к детскому саду, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания. И для того, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла успешно, воспитателю необходимо помочь ребенку перебороть все страхи, показать, что в детском саду очень весело и интересно.

При знакомстве с ребенком, родителям выдаются анкеты, где воспитатель должен выяснить: какие привычки сложились у ребенка дома в процессе еды, засыпания и т. д. ; как называют ребенка дома; чем увлекается ребенок; какие особенности поведения радуют и настораживают родителей. Воспитатель дожжен непременно ознакомить родителей с группой, куда будет ходить ребенок, ознакомить с режимом дня в детском саду и посоветовать придерживаться такого же режима и дома. Это необходимо малышу для более успешной адаптации. Родителям необходимо настраивать ребенка только на хорошее идя в детский сад, а придя домой обязательно больше времени уделять ребенку, играть с ним и разговаривать, как прошел его день, с кем он играл, что он кушал и т. п. Необходимо всегда показывать исключительно приветливость и дружелюбие при приходе ребенка в группу. Необходимо обеспечить стабильность педагогического состава на весь период пребывания детей в ДОУ. Воспитатель должен помнить, что для ребенка главное в период адаптации получать максимальное удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками, которые его окружают.

Важно помнить, что успешная адаптация ребенка в детском саду зависит как от воспитателя, так и от родителей. На сегодняшний день проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада наиболее актуальна, так как полностью изменяются условия жизни для ребенка, организму маленького ребенка приходится приспосабливаться к новой температуре, влажности, микроклимату, постоянно присутствующим бактериям в группе.

Литература:

Адаптация ребенка к условиям детского сада:

Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.

Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора. — М. : Просвещение, 2006. — 214 с. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 14–16.

Управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. — Волгоград: Учитель, 2008. — 188 с.

Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 6 — с. 46 –51. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. — Ростов — на — Дону, Феникс, 2004. — 275 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

При поступлении в детский сад многие дети переживают эмоциональный стресс со всеми его негативными последствиями, в то время как для родителей – это радостное и волнительное событие. Так же для детей ...

Конкурс. Особенности адаптации детей раннего возраста в условиях ДОУ.

Данная статья посвящена особенностям адаптации к детскому саду детей раннего возраста,  детей с  2-х лет. Материал статьи основан на педагогическом опыте. В основе статьи описывается система...

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обс...

"Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Приспособление организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями в поведении ребенка, расстройством сна, аппетита. В начале адаптации происходит самая сл...

«Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»

laquo;Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие ДОУ и семьи как одно из условий воспитания»...