Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в семье
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Цветкова Татьяна Геннадьевна

Презентация о формировании нравственных качеству дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya._tsvetkova.pptx69.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в семье

Слайд 2

Актуальность проблемы Социальное развитие личности ребёнка, обладающего чертами характера, личными качествами и формами поведения, необходимыми нашему обществу, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Исследования учёных в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в дошкольном возрасте. Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённого отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Насколько грамотно мы подойдём к вопросу о воспитании нравственных качеств личности, настолько будет обеспечено наше будущее преданными гражданами нашей страны.

Слайд 3

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Слайд 4

Цель исследования : определить роль семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования : процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в семье. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективность процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста зависит от: - стиля взаимоотношений в семье; - актуализации проблемы в сознании родителей; - семейных традиций.

Слайд 5

Задачи исследования: 1. Выявить и проанализировать современное состояние нравственного воспитания детей дошкольного возраста в теоретической и методической литературе. 2. Выявить условия формирования нравственных качеств личности. 3. Рассмотреть пути и средства воспитания нравственных качеств и возможность их использования для формирования нравственной личности. 4. Эмпирически исследовать роль семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста; 5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Слайд 6

Методы исследования: Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы. На эмпирическом этапе – социометрические методики, наблюдение, беседа, анкетирование.

Слайд 7

Воспитание нравственности подразумевает необходимость механизма нравственного становления личности. Процесс воспитания у детей справедливого отношения заключается в формировании у детей опыта поведения, развития мотивов, чувства уважения к людям и системы нравственных представлений, понятий, суждений. Суждения, в свою очередь, формируются на основе знаний, умения думать, обобщать. Дошкольники, включаясь в деятельность, учатся действовать целенаправленно и при выполнении заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер постепенно, при решении различных нравственных проблем дети используют приобретенный опыт. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Слайд 8

Семья - это воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребенка. Взаимодействие ребенка со средой, и, прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им созданной человечеством культурой, играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. В семье начинается приобщение ребенка к различным видам деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, учебной, а также деятельности общения. Родители обязаны любить, понимать, уважать ребенка, создавать условия для развития его способностей, интересов, помогать в выборе жизненного пути. Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье, это – атмосфера любви, искренности, разъяснение, воздействие словом. Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки, а также наказания. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Слайд 9

Экспериментальное исследование по проблеме роли семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста Исследование проводилось на базе МДОУ Детский сад №1 «Ромашка» г. Малоярославец Калужской области. Участники исследования - 15 семей с детьми старшего дошкольного возраста. Цель исследования - с помощью опросных методов установить нравственные представления детей (о честности, доброте, ответственности, дисциплинированности и др.).

Слайд 10

Методы исследования 1. Методика Л.М. Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?». 2. Методика «Разложи картинки». Л.М. Фридман. 3. Беседа на тему: «Традиции в нашей семье». 4. Тест – опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина .

Слайд 11

Результаты исследования показали, что в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на всех сторонах воспитания, в том числе и нравственном. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые необходимо учитывать в воспитательном процессе, следует считать такие: - бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; - безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; - отсутствие нормального психологического климата в семье; - безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, причинение детям тяжелых нравственных страданий). - отсутствие семейных традиций, что, несомненно, сказывается на нравственном воспитании детей в семье.

Слайд 12

На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, нами была выстроена программа действий по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в семье. Целью формирующего этапа эксперимента являлся выбор наиболее эффективных форм и методов для формирования нравственных качеств у старших дошкольников в семье. Мы провели серию бесед, цель которых – формирование вежливости, чуткости, воспитание доброты, отзывчивости, уважения к старшим. Также, мы разработали серию рекомендаций для родителей по духовно – нравственному воспитанию, рекомендации по созданию благоприятных условий, в которых формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи .

Слайд 13

Для определения эффективности проделанной работы в ходе формирующего эксперимента, нами был проведен контрольный эксперимент. С этой целью были повторно проведены диагностические процедуры по методикам, применявшимся на этапе констатирующего эксперимента. В процессе исследования нами была подтверждена гипотеза: что эффективность процесса нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста зависит от: стиля взаимоотношений в семье; актуализации проблемы в сознании родителей; семейных традиций. Задачи исследования выполнены, цель достигнута. Наше исследование не является достаточно полным и глубоким, в связи с малым сроком проведения опытно-экспериментальной работы по рассматриваемой проблеме, но, тем не менее, может оказать помощь родителям в формировании у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств.

Слайд 14

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Все важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Проблема многих родителей состоит в том, что они пытаются воспитывать в детях те качества, которыми сами не обладают. И в этом смысле семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей. Настолько плодотворно будет проведена работа в дошкольном детстве по воспитанию нравственности у детей, настолько выше будет успех в дальнейшем процессе формирования высоконравственных личностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

Тема самообразования "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность, в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная ...

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...