Авторская статья. ИКТ в дошкольном образовании
статья

Караульнова Ольга Анатольевна

Содержание статьи посвящено описанию информационно-коммуникационных технологий, которые успешно применяются в организации воспитательно-образовательной деятельности детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_statya._ikt_v_doshkolnom_obrazovanii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании

Караульнова Ольга Анатольевна, заведующий,

Петрова Инна Васильевна, старший воспитатель,

Кузора Любовь Анатольевна, воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

«Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский

Содержание статьи посвящено описанию информационно-коммуникационных технологий, которые успешно применяются в организации воспитательно-образовательной деятельности детского сада.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, воспитательно-образовательный процесс

  •  последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность больше определяет уровень его образованности. Развивать информационную культуру необходимо с детского сада, детский сад – это фундамент образования, от того каким будет фундамент и зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в обществе.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе позволяет не только модернизировать его, но и повысить эффективность, мотивировать воспитанников и дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

ИКТ занимают очень важное место в профессиональной деятельности педагога. Необходимость применения средств информационных технологий в работе воспитателей диктуется возрастными особенностями детей, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. [1; 5]

Внедрение в процесс обучения ИКТ обеспечивает доступ к различным информационным средствам и способствует обогащению содержания обучения, придает логический и поисковый характер, также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью процесса с применением ИКТ является то, что центром деятельности становится воспитанник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между воспитателем и ребенком складываются «субъект-субъектные» отношения. Педагог часто выступает в роли помощника, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Обучение с использованием информационных технологий является не только сообщением определенной суммы знаний детей, но и развитием у детей познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений. [2; 4]

Практика использования ИКТ воспитателями позволяет сделать следующий вывод: использование информационных технологий на занятиях имеет следующие преимущества в сравнении с традиционным обучением:

  1. Современность и актуальность учебного материала.

  1. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.

  1. Эстетичность и наглядность.

  1. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.

  1. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.

  1. Обучение через игровую или практическую деятельность.

  1. Повышение интереса детей к знаниям.

  1. Более чёткая организация деятельности воспитателя.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений детей на всех этапах занятиях [5;3].

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на

расстояние [2;6]. Использование новых информационно-коммуникационных технологий в традиционном дошкольном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения

младших дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему педагогу расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Информационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер детей дошкольного возраста.

Данные технологии, это процесс, который несет в себе многоплановый результат. Задача современной педагогической деятельности состоит в том, чтобы максимально использовать информационные технологии и перенести их потенциал на почву дошкольного образования.

С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI (16 века). После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло еще несколько этапов эволюции. И вот, конец XX века становится новой эпохой активного развития и распространения ИКТ. Информационные технологии - это тонкая нить, которая, на современном этапе жизни пронизывает все пространство человека, начиная с дошкольного детства.  [2; 3] Она же тянется через весь опыт работы нашего дошкольного учреждения, соединяя воедино всех участников образовательных отношений.

В работе с воспитанниками ИКТ чаще применяется в виде готовых материалов, скаченных с интернета (видеороликов, аудиозаписей и др). Мы же шагнули дальше и научились с помощью различных программ самостоятельно создавать продукты. Материал всегда интересен, так как разработан специально для детей нашего детского сада в возрасте от 5 до 7 лет.

Кратко остановимся на программах, с которыми мы работаем.

-        AutoPlay Media Studio 8 – используя эту программу создаем электронные пособия в которых систематизируем необходимый материал по определенной теме, что очень удобно в дальнейшей работе с детьми.

-        PowerPoint помогает интересно, доступно и наглядно рассказать ребенку любую информацию. В данной программе создаем мультимедийные презентации, различные дидактические игры и викторины для знакомства с новым материалом или на закрепление пройденного. Очень удобны в работе в работе с детьми интерактивные плакаты и таблицы – в которых воспитанники могут проявить инициативу и выбрать последовательность своей работы.

Используя программы для работы с видео, создаем видео разного характера по теме занятий; различные физминутки – которые воспитанник может выполнять не только с воспитателем и сверстниками, но и с любимым героем.

Благодаря программе Crazy Talk педагог становится волшебником и может оживить любой персонаж из мультфильма для создания проблемной ситуации или какого-либо сюрпризного момента.

Детям очень нравится работать с голосом в этом помогает программа для редактирования звука. Дети с интересом озвучивают театрализованные постановки. Используя бросовый материал создают шум ветра, хруст снега. Преобразовывая голос с помощью программы озвучивают различных героев.

Используя информационно-коммуникативные технологии были реализованы такие проекты как «Путешествие по малой Родине», где, не выходя за пределы группы воспитанники посетили достопримечательности нашего поселка. «Сканография для малышей «Обыкновенное чудо», где с помощью сканера дети учились самостоятельно создавали удивительные картины.

В виду сложившейся сложной эпидемиологической ситуации некоторые проекты проходили в дистанционном режиме «Огород на окне», «Детям о ВОВ», где родители совместно с детьми работали над реализацией проектов выполняя задания на образовательных платформах и личном сайте педагога.

Перечисленные выше инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь педагога, детей и родителей, что очень важно для воспитания детей в современном мире.

В работе с родителями так же активно используем ИКТ. С помощью демонстрации результатов деятельности воспитанников на собрании в форме видеороликов, фотоотчетов используя инструментарий для работы с видео повысили интерес к родительским собраниям и другим мероприятиям детского сада. Каждому родителю интересно не только услышать, но и увидеть успехи своего ребенка. Для более полного информирования родителей о воспитательно-образовательном процессе демонстрируем детскую деятельность детей через: образовательный сайт детского сада, личные страницы педагогов, социальные сети и мессенджеры (WhatsApp, Telegram, В Контакте, Одноклассники). Так же в работе с родителями используем полезный сервис для детских садов МАПА.рус. (с помощью которого родители могут узнать, как ребенок провел свой день в детском саду).

Таким образом, информационно-коммуникативные технологии по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в дошкольном образовании, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным.

Список литературы

  1. Баранова, Ю. Л. Информационно-коммуникативная   компетентность педагога: теоретико-методологические основы организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО / Ю. Л. Баранова, И. В. Микитюк // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — №4 (7). С. 8—10.
  2. Берибесова, О. И. Использование цифровых образовательных ресурсов в воспитании и обучении детей дошкольного детства / А. Г. Воропаева, //. – 2020. С 29-37.
  3. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества в ДОУ/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
  4. Калинина, Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в ДОУ» // Управление дошкольным образовательным учреждением. Т.В. Калинина – 2008. - №5. - с.32.
  5. Прищепа, С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе дошкольного учреждения. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. -№6. -с.88.
  6.  Сластенин, В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. В.А. Сластенин, Л.С. Подымова //- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с. - Библиогр.: с.192-196 (163 назв.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Крымский калейдоскоп»

Программа «Крымский калейдоскоп» предназначена для организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУПрограмма разработана с учётом концептуальных положений...

Авторская парциальная образовательная программа дошкольного образования в контексте регионального компонента «Мой родной край - моя малая Родина»

Проблема патриотического воспитания детей на сегодняшний день является наиболее актуальной. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это воспитание любви к родному дому, с...

Авторская статья. ИКТ в дошкольном образовании

Авторская статья. ИКТ в дошкольном образовании...