«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях ДОО »
проект (старшая группа)

Озерова Наталья Владимировна

Развивать  основы  финансовой  грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ д/с № 88

(куратор)

        ________________ Т.М..Подбельцева

         «_____» _________________  20 ___ г.

Паспорт проекта

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников

в условиях ДОО »  

Идентификационный номер ______________________________

ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ:

(руководитель проекта)

Старший воспитатель МБДОУ № 88  

 _______________________Т.В. Лазарева

 «_____» ___________  20 ___ г.

Тип проекта: практико-ориентированный

Вид проекта: исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный проект.

Сроки реализации проекта: декабрь 2021г. – май 2022г.

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, родители, воспитанники.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях ДОО»

Основания для разработки

  • Увеличивается информационный поток, в котором у ребенка формируется опыт экономических отношении.

- Формируется основа для будущего экономического мышления.

- Отсутствие целенаправленной работы по воспитанию        финансовой грамотности, неподготовленность   педагогических   кадров   к решению новых задач.

Назначение проекта

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар,

цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель

Повысить уровень сформированности финансовой грамотности у старших дошкольников до  95%  к маю 2022г.

Задачи

- Развивать  основы  финансовой  грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

- Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.

- Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.

- Разработать систему экономического просвещения родителей.

- Модернизировать   развивающую   предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.

Структура

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Актуальность.

- Гипотеза.

- Концепция решения проблемы.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Анализ возможных рисков и способы их преодоления.

- Условия.

- Распределение обязанностей в команде.

Этапы реализации.

- Система управления и мониторинга реализации проекта.

- Методы контроля.

- Критерии оценки результата.

- Литература.

Приложения

Сроки и этапы реализации

  1. этап. Подготовительный – декабрь  2021 – январь 2022
  2. этап. Практический –февраль2022 –март 2022
  3. этап. Заключительный –прель- май 2022

Ожидаемый результат

- Дети        приобретут        первичный        финансовый        опыт, научатся        устанавливать разумные        финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

- Родители        получат        дополнительные        знания        по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

- Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, способствующая экономическому воспитанию детей.

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль        в        рамках        проекта        осуществляет заведующим МБДОУ.

Актуальность

          Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет        на        личное благосостояние        и        финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.

Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

            Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО обеспечит развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие;   речевое   развитие;   художественно- эстетическое развитие.

Гипотеза

Финансовое        просвещение        и        экономическое воспитание        - сравнительно новое направление в дошкольной         педагогике.        Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение        к миру экономической действительности.

Концепция решения проблемы:

В основу проекта положены:

Национальная        Стратегия        повышения  основ финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения и решения в

сфере         государственного         управления        отношениями, возникающими        при повышении основ финансовой грамотности        населения,        создании        системы финансового образования и информирования в сфере защиты        прав        потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации  рассматривает        повышение основ финансовой грамотности как один из стратегических факторов обеспечения конкурентоспособности российского финансового рынка. Стратегия разработана на период до мая 2022 года. Содержит определение основ финансовой грамотности как результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется

как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений, и в конечном итоге, для   достижения финансового благосостояния. Основы финансовой  грамотности активно включается в систему образования. Ведь чем раньше дети узнают о роли денег в жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки.

Основывается на принципах:

-принцип наглядности;

- принцип доступности;

-принцип систематичности и последовательности;

-принцип новизны;

-принцип        учета        возрастно-психологических        и индивидуальных особенностей ребенка.

Основные формы, используемые в ходе реализации проекта:

- педагогические часы

- мастер-классы;

- методические объединения;

- семинары - практикумы;

- квесты для детей.

Анализ возможных рисков и способы их преодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в области финансовой грамотности дошкольников.

- Вовлечение их в рабочие группы по разработке и внедрению программ.

-Повышение квалификации педагогических работников.

Недостаток средств для реализации проекта по внедрению финансовой грамотности дошкольников на обновление предметно-развивающей среды и информационно-методического обеспечения.

-  Привлечение внебюджетных средств и рациональное их использование.

Условия

Организационные условия

Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта.

Создание условий для самореализации каждого воспитанника МБДОУ.

- Развитие у воспитанников лидерских качеств.

- Сотрудничество с социумом.

- Включение дошкольников в реальные социально – значимые дела.

Методические условия

- Разработка методических рекомендаций для педагогов по формированию основ  финансовой грамотности дошкольников.

- Обобщение и распространение педагогического опыта по формированию основ  финансовой грамотности дошкольников.

- Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

- Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами.

- Работа по изучению новых нормативных документов,        инструктивно-методических материалов по формированию основ  финансовойграмотности дошкольников.

Информационные условия

  • Сайт МБДОУ д/с №88«Улыбка».
  • Обеспечение        информационных,        учебно- методических        и образовательных        потребностей педагогических работников;

- Формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по финансовой грамотности дошкольников.

Материально-технические условия

- Реализация   проекта   опирается   уже   на существующую материально – техническую базу МБДОУ.

- Групповые помещения оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, а также уголками активности в соответствии с ООП МБДОУ.

-Пополнение        фонда        учебно-методической литературы        по формированию основ  финансовой грамотности дошкольников.

                                                                    Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

Срок реализации:

декабрь 2021– январь 2022

Организация в образовательном

пространстве        МБДОУ,        в условиях реализации ФГОС ДО,   предметно-игровую среду, соответствующую возрастным особенностям и современным требованиям (к ее содержанию, материально-техническому, организационно        - методическому        и дидактическому

обеспечению).

На данном этапе будет осуществляться анализ психолого-педагогических условий    в    МБДОУ, научно-методических

исследований по проблеме финансовой грамотности дошкольников, выявление проблем.

2 этап: проектировочный

Срок реализации:

февраль 2022        – март 2022

- Реализация мероприятий,

направленных на создание условий для реализации проекта.

-Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий.

- Вовлечение                в образовательный        процесс всех участников образовательных отношений.

- Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

- Мониторинг предварительных результатов.

- Освещение предварительных

результатов проекта.

 На        втором        этапе предполагается создание комплекса условий направленных                на финансовой грамотности дошкольников.

-Посредствам организации предметно – игровой среды. Поиск наиболее эффективных методов и форм        ознакомления дошкольников                 с профессиональным трудом взрослых, с рациональным распределением средств в семье,         разработка программно-методического  комплекта

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников

в условиях ДОО», подбор комплекса диагностических методик.

3 этап: заключительный

Срок реализации: апрель - май 2022

- Анализ   результатов

работы по созданию комплекса условий для финансовой грамотности дошкольников МБДОУ, корректировка.

-Проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно- педагогических условий, предметно - игровой среды по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности,  источнику дохода семьи.

-Проведение исследований по оценке профессиональной деятельности педагогических

работников МБДОУ, которые оказывают влияние на процесс формирования основ финансовой грамотности дошкольников;

-Обобщение опыта работы педагогов по использованию         в профессиональной деятельности направлений, связанных        с формированием основ  финансовой грамотности дошкольников.

Критерии оценки результата.

Критерии

Показатели

Для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, а также с целью оценки эффективности реализации программы используется

методика А.А. Смоленцевой.

В процессе педагогического наблюдения детям предлагается 3 задания, которые оцениваются по 3 уровням (высокий, средний, низкий)

Мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак

«Экономическое воспитание дошкольников».

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий:

первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.



Предварительный просмотр:

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ №88

_______________Т.М.Подбельцева

 «_____» ___________  20 ___ г.

План управления проектом

«Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников

в условиях ДОО»  

Идентификационный номер ______________________________

ПОДГОТОВИЛ:

Старший воспитатель МБДОУ №88

____________________Т.В.Лазарева

             

              « _____» ___________  2016___ г.  

Общие сведения о документе

Основание для составления документа:

Приказ по МБДОУ №  88  «Об открытии проекта «Организация образовательной среды на территории МБДОУ»от 01.11.2016г.               № 218/2

Постановление администрации города Белгорода от 01.10.2012 года  № 195 «Об утверждении Положения об управлении проектами в городском округе «Город Белгород» Программа Развития МБДОУ 2016-2020г.г.

Назначение документа:

детализация  паспорта проекта и инициация блока работ по планированию проекта с точки зрения человеческих, финансовых и временных ресурсов

Количество экземпляров и место хранения:

выпускается в 2-х экземплярах, которые хранятся у руководителя проекта, куратора проекта.

Содержание:

  1. Календарный план-график работ по проекту
  2. Бюджет проекта
  3. Участие области в реализации проекта
  4. Риски проекта
  5. Команда проекта
  6. Планирование коммуникаций
  7. Заинтересованные лица, инвесторы

Изменения:

изменения в плане управления проектом выполняются путем оформления ведомости изменений

План-график работ по проекту

Код рабо-ты

Название работы

Дата начала работ

Дата оконч. работ

(контр. точка)

Док-т, подтв. выпол-е работы

ФИО ответственного исполнителя

1

Подготовительный

01.12.21

31.05.22

1.1.

Утверждение состава творческой группы по разработке и реализации проекта по «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников

в условиях ДОО» 

01.12.21

02.12.21

Копия приказа

Лазарева Т.В., старший воспитатель

Поиск информации по проекту: «» логотип, гимн, клятва, разработка грамот для посвящения в «Эколята-дошколята», костюмов эколят.

1.2.

Разработка плана мероприятий по организации образовательной среды по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников

03.12.21

10.12.21

План мероприятий

Творческая группа

1.5.

Проведение смотра – конкурса «Центр финансовой грамотности»

17.01.22

04.04.22

20.01.22

07.04.22

положения о смотрах-конкурсах

Лазарева Т.В. старший воспитатель

1.6.

Разработка рекомендаций по организации развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей

24.01.22

14.03.22

27.01.22

17.03.22

рекомендации

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа проекта

1.7.

Проведение установочных консультаций для участников образовательных отношений по реализации плана мероприятий по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников

07.01.22

27.01.22

Копии явочных листов

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа проекта

2

Практический этап

2.1.

Оформление центров по финансовой грамотности в старших группах в соответствии с задачами проекта и требованиями ФГОС ДО

31.01.22

07.03.22

Подбельцева Т.М., заведующий МБДОУ

2.2.

Разработка тематического планирования, пяти конспектов образовательной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по формирование основ финансовой грамотности

13.01.22

20.01.22

Тематическое планирование

Творческая группа. Лазарева Т.В. старший воспитатель,

2.3.

Проведение конкурсов  «Лучший центр финансовой грамотности

14.02.22

 16.05.22

16.02.22

  18.05.22

Положения, справки

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа

3

Методические условия

3.1

Методическое сопровождение педагогов и родителей (круглые столы,  консультации, мастер - классы)

31.01.22

31.05.22

Метод.материал

Лазарева Т.В. старший воспитатель,

3.2.

Подведение итогов проведенных мероприятий  

27.05.22

31.05.22

Материалы проекта

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа

3.3.

Отчеты на педагогических советах

10.02.22

25.05.22

Протоколы ПС

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа

3.4.

Размещение информации на сайте МБДОУ

01.12.21

31.05.22.

Творческая группа

4.

Заключительный этап.

4.1.

Подведение итогов работы над проектом:

25.05.22

31.05.22

Лазарева Т.В. старший воспитатель, творческая группа

4.2.

Анкетирование педагогов и родителей  по выявлению уровня  сформированности основ финансовой грамотности

16.05.22.

19.05.22.

 Справка по рез-там анкетирования

Творческая группа.

4.3

Размещение статистической информации по итогам проекта и  фотоотчетов проведения  мероприятий  по организации   по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников на официальном сайте МБДОУ

23.05.22

25.05.22.

Творческая работа.

ИТОГО:

01.12.21.

31.05.22.

 Команда проекта

№ п/п

ФИО,  должность

Ранг в области проектного управле-ния

Роль в проекте/выполняемые в проекте работы

Основание

участия в проекте

1.

Лазарева Т.В., старший воспитатель МБДОУ

Руководитель проекта, ответственный за:

- создание рабочей группы проекта;

- утверждение списка групп, участвующих в реализации институционального проекта «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях ДОО»;

- организацию работы в ДОО для реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных проектом;

- обеспечение своевременного предоставления отчетных материалов в соответствии с перечнем контрольных событий проекта;

 -анкетирование педагогов и родителей  по выявлению уровня  сформированности    финансовой грамотности;

- методическое сопровождение педагогов и родителей (круглые столы, семинары-практикумы, консультации);

- подведение итогов мероприятий (отчеты, статистическая информация) проекта.

Рабочая группа проекта

2.

Лазарева Т.В., старший воспитатель МБДОУ

Фомина И.Г., учитель- логопед

Надеждина Н.А., воспитатель

Подобедова Т.Н., учитель – логопед

Озерова Н.В., воспитатель

Безрукавая Е.М., воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию основ финансовой грамотности детей старшей группы

Материал подобран с учетом физиологических особенностей детей 5-ти летнего возраста; методических требований к образовательному процессу в ДОУ, зоны ближайшего развития и образовательной программы....

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности

Педагогический опыт. Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников в условиях игровой деятельности...