Экологический проект "Чудо-дерево!"
проект

Перемышлина Елена Владимировна

Проект "Чудо-дерево" по экологическому воспитанию дошкольников  в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

"Чудо – дерево!" мини – музей

Автор-составитель проекта:

Учитель-логопед: Е.В. Перемышлина

2020 г.

Образовательная область:

Ознакомление детей с различными видами лесов, деревьев, что даёт нам дерево, и что мы можем ему дать, как использовали дерево в древности и современности.

Вид проекта:

Исследовательский, творческий.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок - дошкольник.

Мы создали данный музей, потому что хотели вызвать интерес, положительный эмоциональный отклик от встречи с прекрасным, обогатить предметно-развивающую среду группы, привлечь к сотрудничеству родителей воспитанников, познакомить детей со свойствами дерева, воспитать чувство любви к природе малой Родины.

Рассказать детям, как люди используют свойства дерева при изготовлении игрушек и других предметов.

Идея создания музея появилась, когда в подготовительной группе возник вопрос «Были ли дети нашей группы в музеях?». Оказалось, что дети не посещали и мало что знают о музеях. Мы решили подарить им такую возможность и создать в нашем детском саду мини – музей.

Размышляя над темой музея, мы стали рассматривать, что нас окружает, и стало бы интересным для детей. Тема дерева возникла сама собой:

1. В группе имеются некоторые предметы, выполненные из дерева представляющие музейную ценность.

2. Изучая объект (дерево), мы можем рассмотреть его надсистему (то чем был объект в прошлом) и подсистему (будущее объекта), соответственно надсистема и подсистема имеет свои позиции прошлого и будущего.

3. Не возникнет трудностей при создании детских коллекций.

Следующим важным шагом было определить место расположения мини-музея. Для него выделили угловую полку, чтобы разделить зоны, разделы мини-музея. Расположили её в групповой комнате, что представляет возможность выстраивать материал музея постепенно. Можно в любое время обратиться к материалам музея, а дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности и задавать вопросы.

Значение и использование мини-музеев в дошкольном учреждении

В группах у детей – игрушки, а в мини-музее их привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые – орудия труда, предметы быта, украшения. Дети берут в руки экспонаты (в настоящих музеях нельзя трогать, а в детском музее – можно), начинают исследовать, познавать, пробовать действовать с ними. В детском музее, что дети видят, все что их окружает и все что происходит на занятиях, влияет на них, и даже маленькая деталь оказывает прекрасное воздействие. Все прекрасное, что видят детские глаза, отпечатываются в их чувствительных сердцах, впечатление сказывается на характере ребёнка.

Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знания, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти. Красивые музейные экспонаты, сама обстановка создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед. Для развития речи воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Дети получают знания о разных предметах и явлениях, об отношениях с другими людьми и многое другое, что складывалось веками и передавалось из поколения в поколение.

Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев организовывались выставки. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создание детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они приносят из дома экспонаты. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Цель проекта: познакомить детей со свойствами дерева с помощью

экспериментальных действий, так же расширять представления детей о

разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребенку

возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир

дерева. Воспитать чувство любви к природе малой Родины.

Задачи проекта:

Обратить внимание детей на разнообразие видов деревьев и их значение в нашей жизни;

Обратить внимание детей на разнообразие видов деревянных изделий их значением в нашей жизни;

Познакомит детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью;

5. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;

6. Активизировать личностную позицию ребенка.

Участники проекта:

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети логопедической подготовительной группы, родители группы, воспитатели.

Продолжительность проекта:

Долгосрочный.

Основная форма реализации проекта:

Занятия, игры, мини-выставки, экскурсия, досуг, опыты.

Обеспечение:

1. Материально-техническое: фото и видео съёмка, фотоальбом, канцелярские принадлежности: цветные бумага и картон, клей, гуашь, восковые карандаши, пластилин.

2. Учебно-методическое:

3. Вохринцева С. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003, 16 с.

4. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008, 10с.

5. Муцетони В.М. Жил – был листок.- М.: Издательский дом Карапуз, 2004, 16 с.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001, 56 с.

5. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я.:Академия холдинг, 2010, 224 с.

6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. Линка-Пресс Москва 2008. - 245 с.

7. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». – М.: Карапуз – ДИДАКТИКА – ТЦ Сфера, 2006, 256 с.

8. Рыжова Н.А. Методическое издание «Коллекция увлечений» «Линка-Пресс», 2004 г. 80 с.

9. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2004, 48 с.

10. Травина И.В. В лесу (детская энциклопедия) Москва 2014, 24 с.

11. Хомич О.Е. Растения (детская энциклопедия). АСТ Москва 2014 г. – 48 с.

Этапы проведения проекта:

Этапы

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

1

Э

Т

А

П

Сентябрь

#1055;одбор темы для мини-музея.

Воспитатели

Логопед,

#1054;бсуждение месторасположения мини-музея

Логопед,

Воспитатели

3. Анализ литературы по данной теме

Логопед,

Воспитатели

4. Перспективное планирование

Логопед

Воспитатели

Основной этап

2

Э

Т

А

П

Октябрь

1. Обращение к родителям

Воспитатели

#1060;ормирование папки «Деревья и сказки»

Логопед, Воспитатели

Семья

#1057;обрать экспонатов

Логопед, Воспитатели

#1054;формить альбома «Чудесный мир салфеток»

Логопед, Воспитатели

Ноябрь

1. Беседа с родителями «Мини-музей – как развивающая среда для ребёнка»

Логопед, Воспитатели

#1054;формить альбома «Легенды о деревьях»

Логопед, Воспитатели

Семья

3. Сбор коллекции «Разнообразие листвы»

Логопед, Воспитатели

Семья

Декабрь

1. НОД «Через добрые дела можно стать юным экологом» (Приложение 4)

Логопед, Воспитатели

#1054;формление папки «Дятел – лекарь леса»

Воспитатели

Семья

#1053;ОД «Беседа о лесе»

Логопед, Воспитатели

Январь

1. Оформление альбома «Дерево – от старины к современности»

Логопед, Воспитатели

Семья

2. Собрать коллекции «Лесная аптека»

Логопед, Воспитатели

3. Организация экскурсии в мини-музей «Чудо-дерево»

Логопед, Воспитатели

Логопед, Воспитанники

Февраль

1. Оформление папки «Целебные свойства деревьев»

Воспитатели

Семья

2. Развлечение для родителей «Добро пожаловать в мини – музей!»

Логопед ,Воспитатели

Родители

3. Папка – передвижка «Времена года»

Логопед, Воспитатели

Семья

Март

1. Создание папки «Враги леса»

Логопед, Воспитатели

Семья

#1054;формление папки «Виды лесов на разных материках»

Логопед, Воспитатели

Семья

#1057;бор коллекции «Семена»

Логопед, Логопед Воспитатели,

Семья

Апрель

#1057;бор экспонатов мини-музея

Логопед, Воспитатели

Родители

2. Оформление альбома «Декоративная роспись деревянных изделий»

Логопед, Воспитатели

Семья

#1057;оздание папки «Музыкальные инструменты, выполненные из дерева»

Логопед, Воспитатели

Семья

Завершающий этап

3

Э

Т

А

П

Май

1. Экскурсия в мини-музее «Чудо-дерево» с презентациями от семей.

Логопед, Воспитатели

Родители

Дети

2. Фотовыставка «Я, лес – друзья!»

Логопед, Воспитатели

Предполагаемый результат:

Введение ребёнка в мир искусства, развитие его художественной культуры.

Способствование возникновению ценностного отношения к искусству, интереса к музеям и выставкам.

Формирование «образа музея» как собрания предметов красоты культурно – исторического значения.

Развитие художественного восприятия, понимания языка искусства, образного мышления.

Развитие чувства патриотизма к природе малой Родины.

Продукт проективной деятельности:

Фотоальбом «Я, лес – друзья!», «Дары леса Енисейской Сибири!» коллекция деревянных экспонатов, папки и альбомы на различные темы о деревьях, копилка детских работ и т.д.

Презентация проекта:

День открытых дверей в мини-музее «Чудо-дерево» с презентациями от семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...