план самообразования " развитие ручной умелости через нетрадиционную аппликацию" вторая младшая группа
проект (младшая группа)

Шмарева Юлия Михайловна

План  самообразования.

 

«Развитие ручной умелости детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации».

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  самообразования.

Воспитатель Шмарева Ю. М. группы общеразвивающей направленности с 3-4 лет  МБДОУ «Детский сад № 99»

«Развитие ручной умелости детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации».

(Срок реализации: сентябрь 2023г. – май 2024г.)

Цель: Изучить и создать условия для развития и совершенствования ручной умелости  у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Повысить свой  теоретический уровень знаний по  выбранной теме путем изучения методической литературы.

- Изучить инновационный и передовой педагогический опыт по развитию ручной умелости детей раннего дошкольного  возраста к условиям дошкольного учреждения.

- Изучить  методы и приемы, новые технологии создания  благоприятных условий для внедрения системы работы по развитию ручной умелости у детей в условиях  дошкольного учреждения.

- Изучить и подобрать методики диагностики степени адаптации детей раннего дошкольного возраста к детскому саду.

-Составить картотеку «Игры и упражнение по развитию ручной умелости у   детей раннего дошкольного возраста»:

  • Сжимание и разжимание кулачка;
  • Развитие подвижности и гибкости пальцев;
  • Захватывание и удержание предмета;
  • Развитие тактильной чувствительности рук;
  •  Ощупывание, обследование предмета;
  • Развитие мелкой моторики и координации движения рук;
  • Развитие зрительно-двигательной координации рук;
  • Развитие умений складывать, перекладывать, выкладывать узоры.

- Внедрить новые методики и технологии в образовательный процесс во всех режимных моментах (в организованной деятельности,  в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми).

-Обогатить предметно-пространственную  среду группы новыми пособиями и материалами.

- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по теме.

- Повышение родительской компетентность по развитию ручной умелости у детей:

  • Провести консультации: «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей», «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания», «Нетрадиционная техника в аппликации».
  • Папка-передвижка: «С пальчиками играем, речь развиваем», «Мастерим вместе с детьми дома»
  • Провести нетрадиционное родительское собрание  «Развивать ручную умелость у детей в домашних условиях».
  • Провести для родителей мастер класс изготовление нетрадиционной аппликации «Руки мамы и мои».
  • Привлекать родителей к участию в изготовлении дидактических игр, пособий, наглядного и демонстрационного материала.
  • Привлекать родителей к участию в конкурсах.
  • Провести диагностику уровня развития ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста;
  • Обобщить и распространить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения консультаций для педагогов на тему: «Развитие ручной умелости через нетрадиционную аппликацию.».
  • Выступление на педагогическом совете
  • Участия в семинаре
  • Распространить свой опыт по теме через интернет ресурсы, участвовать в конкурсах.

Срок реализации программы – 1 год.

Предполагаемые результаты:

  1. Пальцы и кисти рук детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, пластичность;
  2. Исчезает   скованность движений;
  3. У детей развивается творческий потенциал, эстетический вкус и формируется устойчивый интерес к аппликации, который они проявляют как на занятии, так и в свободное от занятий время;
  4. Выполнение точных действий с разнообразными материалами;
  5. Возрастает речевая и познавательная активность;
  6. ППРОС обогатилась материалами, играми и пособиями, способствующими развитию ручной умелости;
  7. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросе необходимости развития ручной умелости у детей.

Основные направления реализации программы:

  1. Расширение образованности всех участников образовательного процесса.
  2.  Повышение педагогической и психологической компетентности
  3. Саморазвитие (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).
  4.  Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Этапы работы по саморазвитию:

  1. Формирование потребности в саморазвитии, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
  2.  Планирование работы по саморазвитию.
  3. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
  4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)
  5.  Подведение итогов саморазвития.

Этапы работы:

Сроки

Форма работы

Практические выходы

1Организационно-диагностический

сентябрь

Диагностика степени развития ручной умелости у детей, анкетирование родителей

составление плана работы по самообразованию

Наличие плана работы по самообразованию.

Наличие диагностики по развитию ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста.

2 Теоретическое изучение проблемы.

октябрь

Изучение методической литературы по данной проблеме.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч»

Изучение инноваций и передового педагогического опыта в педагогических интернет сообществах.

Разработка перспективного плана по развитию ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации;

Перспективный план работы с родителями

Педсовет

3Практическая деятельность

Ноябрь-февраль

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Обновление картотеки развивающих дидактических игр.

Разработка игр на развитие ручной умелости с группой: пальчиковые игры и

Упражнения.

Разработка памяток и консультаций для родителей об особенностях развития ручной умелости у детей раннего возраста.

Консультация ««Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Проведение нетрадиционного родительского собрания «Развивать ручную умелость у детей в домашних условиях».

Презентации «Развитие ручной умелости детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации».

Индивидуальные беседы с родителями: «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей», «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания», «Нетрадиционная техника в аппликации».

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Педсоветы, семинары, открытые просмотры, конкурсы.

практикум

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр.

РМО.

Проведение игр.

Дидактические игры с предметами и игрушками:

Сжимание и разжимание кулачка: Снежки из бумаги; Игры с эспандером «Зарядка»; Ватные комочки; Выгладим листочек.

Развитие подвижности и гибкости пальцев: Снежинки из бумаги; Игры с карандашом «Вертушка», «Пропеллер», «Каток»; Пальчиковый и кукольный театр.  «Игры с резинками»

Захватывание и удержание  предмета: Закладки;Секретики;

Развитие тактильной чувствительности рук: Игры со счетными палочками «Цапля»; Игры с крупными бигуди «Самолёт»; Игры с массажными мячиками «Грибы»; «Шариковые ванны-Отгадай, не глядя»; «Что погладил?»; «Тепло – холодно»; Рисование по шаблонам и трафаретам; Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Волшебные конфетки  сюрпризы.  Игры с платочками «Опята». Пузырек и счетные палочки.

Ощупывание, обследование предмета: Определи на ощупь; «Найди на ощупь»; «Найди и разложи»; Игра «Чудесный мешочек»

Развитие зрительно-двигательной координации рук: Рамки – вкладыши; Пазлы; Игры с мозаикой; Бусы; «Шнуровки»; « Собери матрёшку»; «Пирамидка», «Крышечки»

Развитие умений складывать, перекладывать, выкладывать узоры:

«Укрась дерево листиками»; «Составь узор из  палочек»; «Нитяные узоры»; «Собери сюжет»        

Пальчиковые игры

«Мальчик-пальчик»

«Зайчик».

 «Сорока-белобока»

« Кулачок»

4 Итоговый

Изучение и анализ результативности своей работы:

Цель выявление положительных и отрицательных моментов; внесение поправок в случае нерешённых проблем; поиск перспективы.

Подготовка к выступлению по итогам работы и обмен опытом.

март-май

Доклады, консультации.

Памятки

Конспекты занятий

Презентации «Развитие ручной умелости детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации».

Родительское собрание

Анкетирование

Итоговое

Мониторинг степени адаптации детей

Педсоветы, практикумы.

Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Открытые просмотры занятий

Мастер-класс

конкурсы

Список литературы:

  1. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного  образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 «1155
  2. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №99»
  3. Гугуман Т. В., Семерез А. С. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №26.
  4. Давыдова М. , Агалова  И.«Поделки из бумаги», 2012г.
  5. Давыдова М. , И. Агалова И. «Поделки из бумаги и картона», 2012г
  6. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика», 2013г.
  7. Давыдова Г.Н. «Подарки к праздникам», 2014г.
  8. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О., Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей, М.-1993г.
  9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет.- М. : Мозаика- Синтез,2016.
  10. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Для работы с  детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика- Синтез,2015.
  11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика».
  12. Новиковская О.А. «1000 забавных пальчиковых игр».
  13. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием
  14. современных материалов в ДОУ. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
  15. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких»
  16. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».
  17. Черенкова Е.С. «Развивающие игры с пальчиками».      
  18. Черкасова И.А.  «От салфеток до квиллинга», 2014г.
  19. Шайдурова Н.В. «Учимся делать открытки»,2012г
  20. Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/
  21. 21.         MAAM.RU   http://www.maam.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук» во второй младшей группе

план работы во второй младшей группе по теме "Развитие мелкой моторики рук"...

План по развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи

План  по  развитию ручной умелости у детей с тяжелыми нарушениями речи  во младшей- средней  группе ТЕМА: «РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУК У  ДЕТЕЙ  с ОНР»...

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей второй младшей группы «Ягодка».

Мелкая моторика- это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Её развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной, и центральной нер...

ПРОЕКТ по самообразованию "Развитие художественно-творческих способностей детей 2 младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования"

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании....

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.

План  по самообразованию"Развитие  мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....

план самообразования "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования с детьми в ДОУ"

план самообразования "Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования с детьми в ДОУ"...