ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Богатое наследие народа мари»
методическая разработка (старшая группа)

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, 5-7лет.  Она способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту народа мари.

Предлагается перспективное планирование для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа кружка138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №43 г. Йошкар-Ола «Жар-птица»

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ №43 «Жар-птица»

_____________________ Н.В. Васенина

«01» сентября 2023г.

Принято педагогическим советом

от «31» августа 2023г.

Протокол №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Богатое наследие народа мари»

Направленность программы: туристско-краеведческая

Категория и возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем часов: 36 часов

Разработчик программы: Смирнова М.Т., воспитатель

Йошкар-Ола,

2023

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, 5-7лет. Она способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к природе, традициям, культуре и быту народа мари.

Предлагается перспективное планирование для детей дошкольного возраста, рассчитанное на один год обучения. В программе дано примерное тематическое планирование.

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….….......4

Актуальность………………………………………………………………………….. ...............4

Направленность программы……………………………………………………………......4

Цель программы………………………………………………………………………………….5

Задачи программы……………………………………………………………….……………….5

Ожидаемые результаты программы……………………………………………….........5

Учебный план программы ……………………………………………………………………5

2. Учебно-тематический план занятий кружка……………………………………………6

Перспективное планирование первого года обучения …………………….......6

Перспективный план работы с родителями …………………………………………10

Перспективный план работы с педагогами ………………………………………….10

Литература……………………………………………………………………………............................11

Приложение……………………………………………………………………………….……................12

Пояснительная записка

Актуальность

Дошкольный возраст самый благоприятный возраст воспитанию любви к малой родине, к культуре своего народа и традиции марийского народа.

Именно через народные традиции ребенок может развиваться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в детском саду с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность. Данная тема для меня важна. Так как, в нашем детском саду подготовительную к школе группу посещают многие дети, у которых родители мари. Но в семье, мало, кто говорит на родном языке и знает традиции своего народа. Мы живем в республике Марий Эл, поэтому дети должны знать традиции и культуру марийского народа.

Культура народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. Знание культуры нашего народа обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем.

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение, которое помогает раскрыть связь родного города с Родиной в целом.

Для того чтобы организовать процесс краеведческого образования, педагогу необходимо реализовать ряд задач, готовность к решению которых определяет его профессиональную компетентность. Успешность работы возможна в том случае, если он понимает, каким должен быть результат данного процесса.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Направленность программы

Программа предусматривает последовательное ознакомление детей с марийской культурой, формирование представлений об истории и традиции марийского народа.

Программа составлена на подготовительную к школе группу (6-7 лет).

Цель программы

Дать детям элементарные представления о культуре, традициях и обычаях народа мари в республике Марий Эл и в местах проживания (в других регионах России) народа мари.

Задачи:

- организовать и демонстрировать в патриотическом уголке групповых помещений информацию про республику Марий Эл, отображать историю и культуру, традиции народа мари;

- разработать положение о смотре – конкурсе уголков краеведения в группах;

- периодическое пополнение материалами и образцами мини-музей по марийской национальной культуре и краеведению;

- пробуждать интерес и любовь к марийской культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем марийском крае;

- знакомить детей с культурой, творчеством, традициями народа мари, живущих в соседних регтонах;

- расширить представления о родном городе и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями города Йошкар-Ола;

- развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине.

Ожидаемые результаты:

• создание развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

периодическое пополнение «Мини -музея»

для детей – создание у детей целостного представления о родном крае, о его истории и символике; обогащение словарного запаса детей (знать герб, флаг своей малой Родины; знание национального костюма, традиций, обычаев марийского народа в своей республике и в местах проживания народа мари на территории всей России; знание природных богатств и истории родного края).

Учебный план программы

Реализация Программы осуществляется в рамках работы кружка «Богатое наследие народа мари» один раз в неделю, с сентября по май. Непосредственно образовательная деятельность проводится во второй половине дня, курс работы кружка рассчитан на год: для детей 6-7 лет. Продолжительность непосредственно образовательной деятельности соответствует возрасту детей 6-7 лет – 30 минут.

Учебный план реализации Программы

Вид деятельности

Теоретические занятия

Практические

занятия

Формы промежуточной аттестации

Познавательная

6

3

Беседа, презентации

Социально-коммуникативная

5

4

Наблюдение, опрос

Художественно-эстетическая

9

9

Наблюдение, выполнение заданий

20

16

Всего в год, ч

36

Перспективное планирование познавательной деятельности для подготовительной группы

Месяц

Вид деятельности

Тема

Цель деятельности

Список литературы

Сентябрь

Познавательская деятельность

Просмотр передачи о марийском крае «В гостях у Деда-Природоведа»

Дать представление детей о марийской культуре, истории и традиции марийского народа.

Чтение художественной литературы

Марийская народная сказка: «Нончык-патыр» (Богатырь из теста)

Продолжать знакомить детей с марийским народным творчеством, понимать его поэтичность, напевность.

«Марийские сказки»

Познавательская деятельность

«Символика родного края»

Рассматривание фотографий родного края и беседа о том, что на них изображено.

Продуктивная

Аппликация «Украшение национальной одежды»

Учить детей составлять композицию из цветной бумаги; подбирать материал по размеру, цвету. Закрепить навык работы кистью, клеем; воспитывать аккуратность.

«Семейные ценности и святыни начала ХХI века», альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Октябрь

Познавательская деятельность

«Игровой фольклор»

Познакомить детей с марийскими народными играми.

Чтение художественной литературы

Марийская народная легенда «Онар»

Продолжать знакомить детей со сказками народов мари. Учить детей понимать содержание текста, познакомить с марийскими национальными героями.

Марийские народные сказки

Познавательская деятельность

«Ходит сон близ окон»

Познакомить детей с марийскими колыбельными песнями.

Продуктивная

Рисование «Сапоги Онара»

Учить детей рисовать по содержанию сказки, развивать память и воображение.

Марийские народные сказки

Ноябрь

Познавательская деятельность

«Мини-музей»

Познакомить детей с музеем, расширить знания об истории, традиции и быте марийского народа.

Чтение художественной литературы

Пословицы и поговорки Марийского народа

Познакомить детей с марийскими народными пословицами и поговорками.

Познавательская деятельность

Праздник, посвященный дню рождения Марий Эл «С Днем Рождения, Марийский Эл!»

Прививать любовь к малой родине, к марийскому народу.

Продуктивная

Лепка «Шкатулка для кукол с марийским орнаментом»

Закреплять основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание, сглаживание.

Декабрь

Познавательская деятельность

«Волшебные ситцы»

Познакомить с прялкой, веретеном, со спицами, с шерстью и шерстяными изделиями, с тем, от куда берется шерсть.

«Семейные ценности и святыни начала ХХI века»

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения С.Г.Чавайна «Ото» (Роща)

Через чтение стихотворений расширять представления детей о марийском языке. Учить детей понимать стихотворную форму, слушать внимательно.

Познавательская деятельность

«Мода из бабушкиного сундука»

Познакомить детей с марийскими национальными костюмами мари.

Ознакомление детей с марийской литературой.

Продуктивная

Аппликация «Фартук и платок для Элавий

Познакомить детей с элементами марийской одежды, воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Марийские народные сказки

Январь

Познавательская деятельность

Марийские национальные игры «Лапти», «Два круга».

Познакомить детей с марийскими национальными играми; учить детей выполнять игровые действия в соответствии с правилами игры.

Чтение художественной литературы

«Марийские национальные герои»

Учить детей понимать содержание произведений, оценивать поступки героев, развивать доказательную речь. Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.

Марийские народные сказки

Познавательская деятельность

Беседа «Игрушки наших бабушек»

Познакомить детей с игрушками наших предков мари.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Продуктивная

Лепка «Игрушки наших бабушек»

Закреплять основные приемы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, примазывание, сглаживание. Развивать фантазию, воображение.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Февраль

Познавательская деятельность

«Виртуальное путешествие в Марийский национальный музей» с использованием интерактивной доски

Развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность, память; закреплять умения быстро переключать внимание с одного вида деятельности на другой;

Чтение художественной литературы

Загадывание загадок мари.

Продолжать учить детей отгадывать загадки, развивать логическое мышление, внимание, воображение.

Познавательская деятельность

«Знакомство детей с марийскими музыкальными инструментами, песнями»

Познакомить детей с марийскими национальными инструментами.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Продуктивная

Аппликация «Путешествуем по воздуху»

Закрепить представление детей о воздушном транспорте. Упражнять в вырезании круглых и овальных форм, срезание по диагонали, развивать зрительную ориентировку на листе бумаги; навыки работы с ножницами.

Март

Познавательская деятельность

«Ах, какая свадьба»

Дать представление о традициях и обычаях в марийской свадьбе.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Чтение художественной литературы

Чтение марийских сказок по выбору воспитателя.

Учить детей слушать и понимать содержание сказки; развивать мышление, память, слуховое внимание

«Марийские сказки»

Познавательская деятельность

«Животный мир родного края»

Расширить представления о животных нашего края. Познакомить с красной книгой мари Эл

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Продуктивная

Рисование «Мы рисуем сказку»

Учить детей рисовать по содержанию сказки, развивать память и воображение

Апрель

Познавательская деятельность

«Марийские национальные блюда»

Через рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий дать первоначальные сведения о марийских национальных блюд.

Марийские национальные блюда.

Чтение художественной литературы

Чтение и заучивание стихотворения на марийском языке

Помочь детям понять содержание стихотворения. Продолжать учить отвечать на вопросы. Учить передавать смысл стихотворения интонационно, выразительно. Развивать слуховое внимание, речевую активность.

Ознакомление детей с марийской литературой.

Познавательская деятельность

Беседа «Природа нашего края»

Закрепить знания детей о природе марийского края.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Продуктивная

Рисование по замыслу

Закрепить умение детей использовать различные изо-материалы, знакомые детям нетрадиционные техники. Учить определять цель и достигать ее. Развивать внимание, творческую активность, воображение.

Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор приобщения дошкольников к национальной культуре

Май

Познавательская деятельность

Знакомство с праздником «Кугече» (Пасха)

Познакомить детей с марийским национальным праздником «Кугече»

Марийские национальные блюда.

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Чоткар-патыр»

Продолжать знакомить детей со сказками народов мари. Расширять словарный запас детей, продолжать учить слушать внимательно и отвечать на вопросы.

Марийские народные сказки

Познавательская деятельность

«В гости к мастерице»

Познакомить детей с марийскими орнаментами и их значениями.

альбом «Марийска земля – очарование Росии»

Продуктивная

Украшение платочка марийским орнаментом

Учить детей рисовать марийские орнаменты и знать их значения.

«Семейные ценности и святыни начала ХХI века»

Список использованных источников:

1. Васин, К. К. На Земле Онара / К. К. Васин. - Йошкар-Ола, 1988.

2. Грищук, В. М. В них история народа/ В. М. Грищук, Г. П. Кашков. – Йошкар-Ола, 32с.

3. Йошкар-Ола: вчера, сегодня, завтра. Научно-популярное информационное издание. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2004. – С. 13 – 90.

4. Марийские национальные блюда. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1980. – 94с.

5. Марийские народные сказки / сост. В. А. Акцорин. - Марийское книжное издательство, 1984. – 287с.

6. Национальные традиции в воспитании детей дошкольного возраста /под. ред. журнала «Марий Эл – учитель», Йошкар-Ола. - 1994. – 55с.

7. Петрухина, С. Р. Ознакомление детей с марийской литературой. Фольклор и театр/ С. Р. Петрухина. – Йошкар-Ола, 1997. – С. 3 – 13.

8. Соловьёва, Р. И. Марийское народное искусство в художественном наследии Марийской АССР /Р. И. Соловьёва // Вопросы марийского фольклора и искусства, вып. 1. – Йошкар-Ола, - 1977.

9. Софронова, Т. И. Изобразительная деятельность как социально-педагогический фактор приобщения дошкольников к национальной культуре/ Т. И. Сафонова. - Й-Ола, Мар. Инст. Образования, 2000.

10. Софронова, Т. И. В мир национального искусства: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений /Т. И. Софронова, В. А. Шабалкина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд., 2007. – 112с

11. Фёдорова, С. Н. Содержательный материал по ознакомлению детей дошкольного возраста с марийским народом/С. Н. Фёдорова, С. П. Павлова. – Йошкар-Ола: Информационный издательский центр Госкомстата РМЭ, 2001. – С. 23 – 36

12. Халикова, Г. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю /Г. Халикова //Дошкольное воспитание. – 1988. - №5. – с. 16

13. Презентационный альбом «Марийская земля – очарование России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...