Игры - занятия как педагогическое условие становления сюжетной игры.
статья (младшая, средняя группа)

Кошкина Александра Евгеньевна

Учить маленького ребенка играть – это значит вызвать у него интерес к сюжету игры, показать логическое чередование действий, связанных общим содержанием, вызвать подражание определенным действиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya4.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Игры - занятия как педагогическое условие становления сюжетной игры.

Учить маленького ребенка играть – это значит вызвать у него интерес к сюжету игры, показать логическое чередование действий, связанных общим содержанием, вызвать подражание определенным действиям. Сюжетная смена игры приходит на смену манипулированию предметами при условии, если предложить ребенку такие связанные между собой действия, которые мотивированны логикой изображаемой в игре ситуации, чувствами ребенка. Играя с ребенком необходимо дать такие образцы действий, которые, радуя, забавляя ребенка, в то же время ведут его от простого манипулирования к содержательным сюжетным играм.

Переход к сюжетной игре проходит постепенно, по мере того как ребенка эмоционально захватывает содержание игры, в которой одно действие совершается в связи с другим или ради другого. Такой переход происходит через игры – занятия.

Через игры – занятия происходит всестороннее развитие ребенка: развивается память, внимание, чувства ребенка переходят на новый уровень. Чем лучше ребенок усваивает содержание игры - занятия, тем более целеустремленный характер начинают носить его сюжетные игры, возникающие по его самостоятельному замыслу. Педагогическая задача заключается не в стремлении к быстрой сменяемости содержания детских игр, а к нарастанию сюжета и игровых действий, связанных с ним, которые бы служили средством развития устойчивых интересов.

Игры – занятия должны строиться дифференцированно, в зависимости от задач воспитания, которые можно решать с помощью этих игр.

Системность и планомерность в проведении игр – занятий - важное условие возникновение сюжетной игры. Развитие сюжета происходит в результате формирования нравственных чувств, уточнения представлений, развития воображения детей.

В сюжетной игре есть ряд последовательных действий, связанных между собой, подчиненных сюжету. В игре ребенок, увлеченной ее содержанием, преодолевает небольшие трудности, развивая и упражняя свою волю.

Играя рядом, а потом вдвоем, втроем, дети учатся дружелюбию, умение подчинять свои действия общему замыслу, что содействует развитию навыков коллективных взаимоотношений. Эти возможности позволяют рассматривать ее как одно из важнейших средств воспитания.

Для игр большинства детей характерно манипулирование игрушками, многократно повторяющиеся действия доставляют радость ребенку, однако любознательность ребенка в таких играх удовлетворяется очень быстро. В дальнейшем его действия приобретают стереотипный, внешне упорядоченный характер либо беспорядочный характер.

Если не проводить руководство играми, малыш увлечен игрушкой до тех пор, пока он познает те или иные свойства предмета, затем подобная «игра» не занимает ребенка. Он бросает, ломает игрушки, могут наблюдаться ссоры между детьми. Спонтанные игры отличаются отсутствием сюжета. Профессор Н.М.Щелованов обращает внимание на то, что детей этого возраста надо обучать игре.

В яслях преобладает забавляющее «обучение». Оно возбуждает нервную систему детей, но не направляет их физической и умственной активности. При этом почти не удовлетворяются растущие познавательные интересы малышей, не уделяется должного внимания наблюдению доступных детям явлений, редко среди малышей слышаться вопросы. А.И. Сорокина пишет «…мнение о том, что дети - дошкольники могут удовлетвориться лишь забавами, безусловно, неверно. Ум ребенка требует пищи, и надо умело направлять его развитие» Игры – занятия способствуют их умственному и нравственному развитию, имеют важнейшее значение для становления сюжетной игры. Организация игры - занятия должна опираться на стремление детей к подражанию, к самостоятельной деятельности, к познанию, общению.

Своеобразие игры – занятия заключается в том, что программное содержание дается детям в форме ряда последовательностей игровых действий, связанных между собой одной жизненной ситуацией. В каждой игре - занятии есть содержание обучения или повторение в целях лучшего усвоения уже знакомого. В игре – занятии формируются начальные интересы, они интересны доступностью содержательными и разнообразными действиями с интересными и любимыми игрушками.

Воспитатель в такой игре дает примеры нравственных отношений между детьми, детьми и взрослыми, примеры правильного обращения с игрушками.

Прежде всего, в игре - занятии отображаются те социально - бытовые ситуации, которые наиболее привлекательны для детей: игра с куклой, игра со строительным материалом, игра с машиной.

Наблюдения определенных явлений в жизни должны предшествовать игре - занятию. Пример доброго отношения к ребенку, данный в реальных отношениях с детьми, предшествует играм – занятиям с куклой. В условиях игры чувство симпатии к кукле вызывает у детей выбор определенной куклы, имеющей имя, и заботу о ней, как о маленьком ребенке, требующем ласки. Сюжетные игры с куклами направлены на воспитание нравственных чувств (нежности, симпатии, привязанности), полезных привычек у детей.

В играх - занятиях со строительным материалом необходимо показать ребенку, что из него можно созидать. Предпосылками такого занятия являются:

- упорядочивание движений детей в простейших играх с кубиками,

- удовлетворение желания манипулировать яркой, цветной формой,

- возможность формировать первые навыки и умения строить и развивать вокруг постройки игру с несложным сюжетом.

Чтобы поддерживать интерес к строительству воспитатель должен показывать постройки и сопровождать их объяснениями: дом, где живет кукла, гараж для машин и т.д.

Многие дети 3 года жизни проявляют большой интерес к игрушкам – двигателям. Ранний интерес в начале, поверхностный, надо углублять и развивать. Неудовлетворение этого интереса в игре ведет к скуке, конфликтам между детьми; удовлетворение интереса, целевые, результативные действия создают радостное настроение. А.С.Макаренко отмечает, что необходимо «помочь организовать социально - направленные действия…., при этом не просто наблюдая движения игрушки, а организуя это движение в каком - нибудь сложном предприятии. Автомобили должны что - нибудь перевозить»

Под влиянием таких игр - занятий в самостоятельных играх детей будут проявляться самые простые замыслы.

Именно на основе возникающего стремления к упорядоченному действию с предметами у детей появляется желание производить планомерные, связанные единым сюжетом, содержательные действия.

Становление сюжетной игры связано и с формированием у детей упорядоченных целеустремленных действий. Освоение детьми нового содержания игры – занятия требует многократного повторения.

Таким образом, впечатления, полученные ребятами на таких занятиях, оказывают существенное влияние на становление сюжета игры, совершенные действия, которые проводились одно ради другого, а вместе составляют логически завершенную ситуацию, приводит к тому, что дети начинают самостоятельно развивать сюжетные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В наше время в общественном сознании обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям  двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к ц...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления эстетического отношения детей к окружающему миру»

I.                  Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Анализ недостатков в результатах.Анализ недостатков в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Формулировка профессиональной проблемы.Описание новых профессиональных результатов, с...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...

Деловая игра для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры"

Деловая игра может быть организована с педагогами дошкольных образовательных учреждений в целях повышения профессиональной компетентности  по проблеме  организации и руководства творческих и...