Консультация для педагогов "Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей"
консультация

Свечканева Олеся Валерьевна

В консультации для педагогов даются практические требования по подбору музыки для сопровождения двигательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_vliyanie_muzyki_na_dvizheniya.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ

«ВЛИЯНИЕ  МУЗЫКИ

НА  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ  НАВЫКОВ  ДЕТЕЙ»

Воспитание  культуры движения  ребенка через музыку

Музыка в области танцевальной деятельности занимает одно из центральных мест.  Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, четкость, ритмичность, координацию.

        Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.

Такое музыкально – ритмическое  упражнение, как ходьба под музыку марша, позволяет наглядно убедиться в том, как воспринимает ребенок счет на четыре четверти и насколько органично он осваивает счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению.  Необходимо выяснить, как чутко улавливает дошкольник разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий танцевальной деятельностью.

Музыкальное сопровождение

Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинности качественное исполнение.  Музыка является средством приобщения детей к музыкальному искусству, и оттого, какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое развитие. Кроме того, специальный подбор музыки позволяет интегрировать различные задачи художественного воспитания (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, обучению игре на инструменте). Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволяет с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.

Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, и в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Важно обращать внимание на выражение лиц движущихся детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и танец.

Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

Требования к подбору  музыки

Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого следует подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии. Особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев, они определяются такими понятиями как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

С точки зрения доступности музыка для движений должна быть:

  • Небольшой по объему (от  1,5 минут для малышей до 3-4 минут для старших дошкольников);
  • Умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;
  • 2-х или 3-х частной (каждая часть музыки – контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших детей и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;
  • Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения  должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д.  – для малышей и более сложная  по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были  достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

3. Подбирая музыку для танцевальных композиций, необходимо стремиться  к разнообразию стилей и жанров, поэтому важно включить такие произведения как:

  • Детские     песни   современных    российских     композиторов:   Г.   Струве,

     В. Шаинского, Б. Савельева, Гр. Гладкова и др.;

  • Народные мелодии: «Калинка», «Светит месяц» и др.;
  • Эстрадные мелодии (например, пьесы А. Петрова из кинофильмов, музыкальные произведения Поля Мориа: «Под музыку Вивальди», «Жаровонок» и др.;
  • Классические произведения: «В пещере горного духа» Э. Грига, «Аквариум» К. Сен-Санса, «Итальянская полька» С. Рахманинова и др.;

          Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения к музыке, формирует художественный вкус.

Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Волк и Красная Шапочка из «Спящей красавицы» - вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения занятий танцами.

Допустимо также использование на занятиях танцами фонограммы. Целесообразность грамзаписи диктуется, с одной стороны, задачей знакомства детей с разнообразным звучанием музыкальных произведений, исполняемых на различных музыкальных инструментах, а с другой стороны – наиболее частой практикой работы педагогов без аккомпаниаторов и необходимостью осуществлять показ в процессе разучивания движений.

Таким образом, выполняя все перечисленные условия эффективного использования музыкального сопровождения в танцевальной деятельности, педагог реализует следующую цель: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать оч...

Влияние хореографии на совершенствование двигательных навыков детей.

конспект открытого занятия по хореографии в средней группе....

план самообразования "Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника"

План самообразованияИнструктора по физической культуре Чухаевой Юлии Юрьевны на тему: «Совершенствование двигательных навыков и ...

Ритмическая гимнастика как средство совершенствования двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Совершенствование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по ритмической гимнастике...

Консультация "Совершенствование двигательной активности детей на музыкальных занятиях"

Данная консультация будет полезна для музыкальных руководителей, а также для родителей....