Опыт использования технологий проблемного обучения в практике.
материал

          В настоящее время предоставлен достаточно широкий выбор   программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. На любом современном занятии нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Опыт использования технологий проблемного обучения в практике.

          В настоящее время предоставлен достаточно широкий выбор   программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. На любом современном занятии нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов.

          Независимо от выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Проблемная ситуация - по определению А.М.Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта, характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у учащегося при выполнении им задания, которое требует найти, открыть или усвоить новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности, б) неизвестное достигаемое знание или способ действия, в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт”. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в традиционном обучении: это учебные задачи и вопросы. Вместе с тем, если в традиционном обучении эти средства применяются для закрепления учебного материала и приобретения навыков, то в проблемном обучении они служат предпосылкой для познания.

          Данная технология определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на занятии. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

На занятии, проводимом по технологии проблемного обучения,  соблюдаются следующие этапы:

- мотивация, создание проблемной ситуации;

- выдвижение гипотез и их запись на доске;

- исследование (теоретическое, практическое);

- обмен информацией при работе в группах, парах, представление работы;

- обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез);

- подведение итогов урока, рассмотрение новых вариантов решения проблемы;

- домашнее задание;

          Используя  развивающую систему Л.В. Занкова, которая  предоставляет свободу педагогического творчества в широких рамках действия дидактических принципов в соответствии с условиями работы обучения воспитания и развития. Система Л.В Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Педагог не выдаёт учащимся  истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы — это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. Постижение понятий должно происходить в понимании системных взаимосвязей.  

          Проблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к ученикам, в целях получения ответа, это такое обращение, которое побуждает учеников к познавательному, мыслительному действию  поиска решения, исследования.        Устные упражнения позволяют учащимся легко увидеть суть явления, объяснять и комментировать их выполнение. Характер устных упражнений может быть чрезвычайно разнообразен: задания на вычисления, на узнавание объекта по заданным признакам, на нахождение сходства и различия, на установление закономерностей, они  создают условия максимального развития индивидуальных способностей.

                Так же применимы  «теория поэтапного формирования умственных действий» П.Я Гальперин, Н.Ф. Талызина и «теория проблемного обучения» М.И. Махмутов, A.M. Матюшкин. Данные теории не менее интересны на практике.

           Подводя итоги: применение  технологий проблемного обучения, можно сказать следующее, основная задача педагога — не допустить снижения интереса, с которым пришел ребенок на занятие, и строить учебный процесс так, чтобы дети хотели учиться. В условиях существующей образовательной системы одним из эффективных рычагов, с помощью которого педагог может активизировать учебную работу учащихся, формировать у них положительную учебную мотивацию, что является использованием проблемного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....

нод "Зимушка" с использованием технологии проблемного обучения

Программное содержание:Обобщение,  уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фо...

НОД с использованием технологий проблемного обучения

НОД с использование технологий проблемного обучения в старшей группеРебята сегодня у нас занятие очень интересное необычное. Нам предстоит преодолеть очень много трудностей и помочь Ивану царевичу.Зву...

Технологии проблемного обучения в практике учителя логопеда ДОУ

Памятка для учителей-логопедов детских садов с практическими примерами проблемных вопросов и проблемных ситуаций....