Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности «Волшебница - Вода» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Советова Наталья Михайловна

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.

В технологической карте по развитию познавательно - исследовательской деятельности широко используется игровая технология и технология протекающую в форме экспериментальных действий. На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к познавательно- исследовательской деятельности через проблемную ситуацию. По итогам каждого опыта, детьми делаются выводы, что позволяет им научиться взаимодействовать в группе, излагать свои мысли, осознавать значимость своей работы. Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_sovetova.docx493.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 58                                                                                                       Технологическая карта педагогического мероприятия «Волшебница - Вода», проведенного 09.11. 2023 г.

Воспитатель первой квалификационной категории Советова Н.М.

Технологическая карта

непосредственной образовательной деятельности

«Волшебница - Вода»

для детей старшего дошкольного возраста

Предмет (направление):

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Группа:

Старшая группа (дети 5-6 лет).

Тип занятия:

Игра – путешествие.

Тема занятия:

«Волшебница - Вода»

Место занятия в разделе темы (программы) учебного курса, раздела программ внеурочной деятельности, дополнительного образования:

Разделы: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Ознакомление с окружающим природным миром», «Изобразительная деятельность»

Межпредметные понятия и связи:

«Познавательное развитие»

в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Целевая установка

Способствовать развитию познавательного интереса детей через экспериментирование.

Задачи

Задачи:

Образовательные:

- Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха; может быть твёрдой, используя модели, закрепить знания детей о воде как средстве обитания для некоторых животных, обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.

Развивающие:

Способствовать развитию собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств (алгоритмов, символов, моделей).

Развивать: зрительный, тактильный анализаторы, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать у детей желание беречь воду, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности, способствовать у детей радостное эмоциональное настроение.

- воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в группах;

- воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения экспериментов;

- поощрять навыки сотрудничества и доброжелательное отношение детей в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).

1. Личностные: дети имеют мотивацию к деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность.

2. Метапредметные:

- познавательные: способны воспринимать и анализировать информацию; умение детей проводить опыты, умение делать выводы, умение читать схемы.

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию, контролируют и оценивают свои действия.

 - коммуникативные: умеют взаимодействовать друг с другом в процессе творческой деятельности, участвовать в коллективном обсуждении.

- творческие: способны создавать продукт творческой деятельности

3. Предметные: у детей сформированы знания о бережном отношении к природе

Используемые технологии:

Игровая технология обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова)

Технология обучения детей исследовательской деятельности (А.И. Савенков).

Формы обучения:

Коллективная (совместная деятельность педагога с детьми, совместная деятельность детей друг с другом), индивидуальная.

Методы работы:

- Мотивационные (сюрпризные моменты, загадки); словесные (репродуктивные и проблемные вопросы, беседа, объяснение, обобщение детских исследований, педагогическая оценка); наглядные (показ, демонстрация слайдов презентации); метод практической деятельности; имитационные упражнения- личностно-ориентированные (дидактическое упражнение на слуховое восприятие (звук воды), опыты с водой и льдом, динамическая пауза, раскрашивание волшебных картинок).

Методы и формы контроля, оценки результатов:

Наблюдения, беседа, тестовые задания, загадки, анализ.

Оборудование, дидактические средства и электронно-образовательные ресурсы:

- оборудование ИКТ (экран, проектор), звуки в записи, три стаканчика (1-вода, 2-белая вода, 3-пустой), стаканчики с водой и с соком (по количеству детей), чашечка со льдом, чашечка со снегом, баночки для опытов с крышечками (по количеству детей), гуашь, непроливайки (по количеству детей).

-картинки для раскрашивания, кисти для воды, салфетки для рук, клеёнки (по количеству столов), губки, буклеты с экспериментами;

-аквариум, игрушечные рыбки, разноцветные колпачки (по количеству детей);

-костюм Феи, капелька помощница, цветные капельки,

Предварительная работа:

Предварительное знакомство с соответствующей литературой по теме для подготовки к занятию. Подбор материалов для проведения занятия. Создание презентации: подбор иллюстраций, слайдов. Просмотр с детьми видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение пословиц о воде. Наблюдение на прогулке за лужами, наблюдения за водой (течет, разливается, предшествующее занятие по ознакомлению свойств воды).

Содержание НОД

Этапы

деятельности

Содержание взаимодействия воспитателя с детьми

(действия воспитателя)

Содержание деятельности детей

(действия детей)

Формирование предпосылок УУД

I этап.

Мотивационно-

побудительный

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам дружно поздороваться под веселое стихотворение.

Дети стоят в кругу, выполняют движения по тексту:

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)

Здравствуй, мир, (руки в стороны)

Здравствуй я, (руки к себе)

Здравствуйте мои друзья! (взялись за руки)

Дети здороваются и выполняют имитационные упражнения

Личностные:

Дети проявляют мотивацию к деятельности.

Регулятивные:

Выполняют действия по предложенному образцу.

Познавательные:

Понимают смысл услышанного.

Коммуникативные:

Позитивно относятся к процессу сотрудничества.

II этап.

Организационный

(Слышится шум воды) (Слайд №1)

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, что это за звуки слышаться нам, вы узнали их? https://blog.intheswim.com/wp-content/uploads/2020/01/pool-water-leaks-.jpg

(На экране появляется КАПЕЛЬКА!!!!)

- Сегодня к нам в гости пришла Капелька, посмотрите, какая она грустная и печальная.

Предлагаю послушать ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете. Поможем Капельке? Готовы?

Тогда отправляемся в волшебную страну.

Покружись, покружись,

В Царстве воды окажись!

Дети слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные:

Оценивают происходящее, исходя из услышанного.

Регулятивные:

Планируют свою предстоящую деятельность.

Познавательные:

Извлекают информацию из речи воспитателя,

Коммуникативные:

Слушают и отвечают на поставленные вопросы.

III этап.

Деятельностный

(воспитатель одевает голубую накидку)

В. - Я Фея воды! А что такое вода, вы знаете?

А как вы думаете, для чего нужна вода? Кому нужна вода? (Ответы детей.)

В. – Без воды нет жизни на земле.

В. – А где можно встретить воду?

(Ответы детей: в кране, в реке, в озере, в тучке, в лужице).

 – А у нас водичка живет в стаканчиках (Предлагает подойти к первому столу).

Дети слушают Фею, высказывают свои умозаключения, участвуют в эксперименте, отвечают на поставленные вопросы

Личностные:

Ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях.

Умеют оценивать свои поступки.

Соотносят свои действия с предложенными заданиями

Регулятивные:

Осуществляют действия по определенному правилу.

Контролируют свои действия в соответствии со временем.

Доводят начатое дело до конца.

Реализуют учебную задачу.

Работают по коллективно составленному плану.

Проявляют волевые усилия.

Познавательные:

Предлагают пути возможного решения, сравнивают, группируют предметы, объекты по нескольким основаниям.

Анализируют объект с целью выделения признаков.

Умеют построить логическую цепочку рассуждений.

Находят и выделяют информацию.

Коммуникативные:

Слушают и предлагают пути возможного решения.

Оформляют свои мысли в устной форме, вступают в диалог и обсуждение.

Общаются в группе.

Выполняют различные роли в группе.

  1. Опыт с водой и молоком «Рассмотри рыбу»:

В. дети вы любите играть в прятки?

тогда предлагаю поиграть в прятки с рыбками

 –1-2-3-4-5- будем в прятки мы играть!

(опускаем рыбок в стаканчики)

–Одну рыбку мы видим, а где же вторая рыбка?

 – Посмотрим, в этом стаканчике вода какая?

(Ответы детей: прозрачная, светлая)

- Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет цвета, она прозрачная, светлая. https://s2.wine.style/images_gen/118/118057/0_2_orig.jpg

 –Поэтому мы видим рыбку. 

 – А во втором стаканчике, какого цвета вода? Белая и поэтому рыбку мы не увидели.

 – Выливает молоко из стаканчика, дети убеждаются, что рыбка была в стаканчике с молоком.https://xn--90aoy.xn--p1ai/_sh/8/800.jpg

2. Опыт есть ли у воды запах и вкус: 

 – А как вы думаете, вода имеет запах?

(Подходят ко второму столу).

Понюхайте воду. (Каждому ребенку предлагает это сделать)

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет запаха.

– А теперь определим на вкус, попробуем воду. Что вы можете сказать? (Ответы детей.)

Воспитатель подводит детей к выводу о том, что вода не имеет вкуса, пресная.

 – А теперь определим на вкус. Попробуйте сок.

 – Какие вы догадливые, сообразительные. https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-b9a17629-d786-4e1a-9f3d-3544309ac5ba

 – А теперь понюхаем сок.

Чем пахнет сок?

 (Ответы детей.) 

3. Опыт с льдом, снегом, паром:

– Я знаю, что вода умеет превращаться, а поможет нам в этом волшебная палочка.  

Раз-2-3-волшебная палочка нам помоги!  (Подходит к столу № 3, поднимает салфетку), (Слайд 2,3)

 – Во что превратилась водичка? (Показывает снег). Потрогайте его. Какой он? (Белый, пушистый, холодный).

 –Посмотрим, что здесь. Лёд, льдинки! Возьмем в ладошки. Какие они? (Ответы детей.) Скользкие, гладкие, холодные, мокрые. Положите на место, промокните ладошки о салфетку. (Слайд №4,5)

(Держит льдинку) Ой, какая она холодная, я хочу её согреть. (Дышит на льдинку) Льдинка тает, появляются капельки воды.

– Откуда появились капельки? https://img.freepik.com/premium-photo/ice-cube-melting_157125-14600.jpg?w=1480

(От тепла наших рук –

лёд растаял)

– А капельки очень веселые и любят играть. Хотите поиграть? Тогда вставайте идём играть.

Физминутка (подготовительная тренировка)

Раз, два, три, четыре, пять, любят капельки играть.

Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик,

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя,https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673493807_gas-kvas-com-p-kapelka-risunok-dlya-detskogo-sada-42.png

            Руки кверху все подняли,

Дружно ими помахали! 

 – Чтобы чудеса с водой продолжались, мне нужны помощники. Вы согласны стать моими помощниками. (Ответы детей), (Подходит к столу № 4, поднимает салфетку)

Слушают информацию воспитателя.

Выполняют задание по инструкции, находят подсказки.

Смотрят презентацию на экране мультимедийного проектора.

Выполняют физическую разминку согласно тексту.

4. Опыт с разноцветной водой:

– 1-2-3- колпачок любой бери!

Дети берут колпачки и надевают, воспитатель помогает. На столе стоят баночки с водой.

- В руки баночки возьмем,https://soln-biblio.mo.muzkult.ru/media/2021/11/25/1305160184/czveta.jpg

И их дружно потрясем!

– Стань вода-водичка,

Не светлой, а разноцветной!

–Что мы видим? В какой цвет превратилась? (Дети называют цвета: красный, зеленый, желтый…)

 – Верно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета и быть разноцветной.

Пальчиковый игра тренинг «Капелька»

Кап-кап, тук-тук – дети пальцами стучат по коленям.

Дождик по дорожке.

Ловят дети капли эти, – выставив ладошки и поднимая поочередно вверх- вниз

Выставив ладошки.

Сколько капелек поймали? – руки разводят в стороныhttps://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673493807_gas-kvas-com-p-kapelka-risunok-dlya-detskogo-sada-42.png

Раз, два, три, четыре, пять. – поочередное загибание пальцев

Будем капли рисовать!

(дети переходят в рабочую зону)

Работа в творческой мастерской.

 – Я приготовила вам сюрприз — вот эти волшебные картинки, я же Фея-Воды! Кто хочет оживить картинки? А поможет нам в этом вода. Приглашаю вас за столы, выбирайте картинки, их можно оживить кисточкой, поролоновой губкой, или пальчиком кому как нравится.

Самостоятельная деятельность детей.

(В процессе работы воспитатель следит за техникой безопасности, оказывает индивидуальную помощь, предлагает самостоятельно выполнить композицию по своему замыслу).

Дети раскрашивают, видят в конце цветные изображения. https://artwall.kz/image/shutterDetailed/1172646175.jpg

(водных обитателей)    

(Звучит мелодия воды,

Слайд № 6) 

 – Что у вас получилось? (Ответы детей.)

 – Какие вы молодцы. Да вы просто волшебники. Наша капелька сегодня очень много о себе узнала. Предлагаю вам вернуть домой жителей воды вместе с капелькой. (Опускаем работы детей в сухой аквариум).

 – Посмотрите, какой замечательный у нас аквариум, сколько в нем рыбок, они такие красивые.

Выполняют инструкцию воспитателя

Выполнение пальчикового игра тренинга имитируя действия согласно фраз стихотворения.

Дети выбирают плоскостные элементы (плоскостной дизайн)

Дети повторяют виды дизайна (плоскостной, объёмный),

какие техники и материалы они могут использовать для выполнения своей творческой работы.

Самостоятельный выбор детьми, материалов, техники изобразительного творчества, идеи, задумки своей работы.

Дети выполняют творческую работу, соблюдая технику безопасности.

/Пространственный дизайн, рыбки в аквариуме/

Проводится анализ готовых работ.

- Настоящая водная фантазия мелькает перед глазами! И всё это, сделали вы ребята! Какие вы молодцы!

– За помощь я благодарю, Волшебными конвертами сейчас вас одарю!

(Фея-Воды дарит конверты с экспериментами внутри для совместной работы с родителями).

- А теперь вам пора возвращаться домой. До свидания! (Дети прощаются с Феей-воды)

IV этап.

Рефлексивный

Рефлексия «Волшебные капельки»

Воспитатель:

Понравилась вам быть волшебниками?

Вам было интересно?

Что же вам запомнилось?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились?

Предлагаю зажечь волшебный водопад.

Если вам наше путешествие понравилось и было интересно возьмите голубую капельку.

Если были затруднения и какие – то задания не понравились или были не интересны - жёлтую капельку.Капельки картинки для детей в детском саду для оформления - Фотобанк

Если путешествие не удалось и вам не понравилось - красную капельку.https://celes.club/pictures/uploads/posts/2023-06/1686041902_celes-club-p-risunok-raznotsvetnie-kapelki-risunok-inst-18.jpg

Выбор детей   

А теперь мы улыбнемся, 
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда -
Умным станешь ты тогда!
https://media1.sevendaysvt.com/sevendaysvt/imager/u/original/28220741/rev1-2-db5ce76f9725f222.jpghttps://img.tehnomaks.ru/img/prod/full/1548868359_5.png

А я хочу поблагодарить вас за творчество, смекалку, умения думать, договариваться в совместной работе. До новых встреч, друзья!

 Ответы детей. Рассуждают. Делают выводы. (вода может быть и твердой, прозрачной и т.д.

Ребята высказывают свои мысли о проведённом путешествии и своей работе.

Формулируют конечный результат своей совместной работы.

Личностные:

Умеют оценивать свои действия и действия сверстников.

Регулятивные:

Адекватно принимают оценку своего результата.

Предвосхищают результат своих действий, делают выбор деятельности.

Познавательные:

Предоставляют и преобразовывают информацию.

Включаются в постановку вопроса.

Коммуникативные:

 Участвуют в коллективном обсуждении. Получение детьми удовлетворения от участия в исследовательской

деятельности и оказания помощи Капельки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего дошкольного возраст «Весна шагает по дороге»

Задачи:Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствоватьграмматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анали...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по эмоциональному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» с интеграцией образовательной области Социально-коммуникативное развитие

Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации. Развитие эмоционально...

Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).

Тема НОД:  «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию основ финансовой грамотности дошкольного возраста

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...