Проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

Данный проект способствует формированию:

- эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника

- значимости Малой Родины в политической и экономической жизни России

- первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения

- гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

В основу патриотического воспитания в детском саду должна быть положена любовь к своему родному краю, к своей Малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания. Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях. Малая Родина… у каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет многое, если не сказать – все. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а, живя в городе, селе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе занимают педагоги. Очень важно прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Вопрос изучения дошкольниками основ культуры народов Ямала относится к числу наиболее актуальных, поскольку затрагивает важнейшую проблему

гармонии Человека и Природы, потому как без знания своих корней, традиций своего края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, дом, город, край, страну, с уважением относящегося к другим народам. Возникает острая необходимость в изучении своей Малой Родины, где ребенок родился и живет, где ходит в свой любимый детский сад. Наша Родина – Ямал. В переводе с ненецкого языка это слово означает «край земли». На самом деле Ямал в настоящее время больше напоминает центр земли, где идет бурное усвоение недр и стремительное развитие экономики страны. Города и поселки, в том числе наш город Тарко-Сале, растут и развиваются. Но главное богатство Ямала – его уникальнейшая и красивейшая природа. В гармонии с ней веками живут коренные жители полуострова, которые довольны своей жизнью и, несмотря на суровый климат, не променяют ее на другую. Основные народности – ханты и ненцы - хранят из поколения в поколение свои национальные традиции. Каждый человек должен с уважением относиться к их обычаям и традициям.

Работа по ознакомлению с Малой Родиной включает обязательное участие родителей. Важно, чтобы ребенок чувствовал заинтересованное отношение родителей к изучению прошлого и настоящего нашего города и страны. Родители помогают провести экскурсии и целевые прогулки, организовать встречи с интересными людьми, обогатить предметно-развивающую среду. Хорошим примером совместного творчества является поисковая деятельность, результатом которой становится создание мини-музеев в ДОУ.

Системность работы по ознакомлению с Малой Родиной даёт положительный результат, питает ребенка чувством принадлежности к родному краю, чувством гармонии и красоты, чувством гордости, развивает интерес дошкольника, а значит, вызывает живой отклик в сердце маленького патриота.

Основными формами организации работы с детьми в данном направлении являются:

Используются:

– интегрированные занятия;

– дидактические игры;

– познавательные игры;

– познавательные рассказы педагогов, родителей, ветеранов ВОВ, бабушек, дедушек связь с социумом;

– совместные семейные праздники, развлечения;

– работа с моделями и схемами;

– самостоятельная, творческая, продуктивная деятельность детей;

– чтение познавательной литературы;

– экскурсии, целевые прогулки, походы;

– беседы;

– совместная и самостоятельная работа с иллюстрациями и фотоматериалом;

– участие в городских конкурсах.

Осознавая значимость воспитания любви к Отчизне в формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников, педагоги разрабатывают и успешно внедряют проектный вид деятельности по ознакомлению с Малой Родиной - Ямалом в ДОУ.

Я люблю эту землю

Бронёй ледяною одетую

Эти сопки, как волны

Мгновенно застывших морей

Я люблю этот край

И ни чуть не жалею, не сетую

Что давно он второю стал Родиной

В жизни моей!

Ненецкий поэт Пётр Нефёдов.

Педагогический проект по воспитанию любви к Малой Родине:

Аннотация.

Данный проект способствует формированию:

- эколого-краеведческих знаний, доступных пониманию дошкольника

- значимости Малой Родины в политической и экономической жизни России

- первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения

- гуманного отношения к окружающему миру, к культуре, традициям, быту родного края в процессе патриотического воспитания.

Актуальность.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Паспорт проекта.

Тип проекта: информационно-творческий.

По характеру содержания: культурные ценности родного города и родного края; знакомство с природой, традициями и бытом народов Крайнего Севера.

По характеру координации: открытый.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта:

- воспитанники  старшей группы воспитатели, родители, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, социальные организации города музей.

По продолжительности: краткосрочный

Цель: Воспитание интересов и любви к Малой Родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем.

Гипотеза: Если в воспитательный процесс ввести системно организованную познавательную деятельность с элементами проблемного обучения, то это позволит создать мотивацию у детей по расширению знаний о родном крае, что будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма.

Дидактические задачи:

1.Расширить представления о родном городе, крае, раскрыть роль Ямала для России.

2. Познакомить детей с достопримечательностями родного города, памятными знаками.

3. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.

4. Развивать эмоционально-целостное отношение к родному краю.

5. Воспитывать любознательность и интерес к народным традициям и обычаям, культуре.

6. Воспитывать чувства ответственности и гордости за достижения Малой Родины.

Методические задачи:

1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу.

2. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.

3. Создать информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей.

5. Организовать проектную и исследовательскую деятельность детей и родителей.

6. организовать выставки рисунков и фотовыставки.

Ожидаемые результаты:

1.Пробуждение познавательного интереса к родному краю.

2. Формирование чувства национального достоинства и ответственности.

3. Расширение кругозора детей через экскурсии в общественно-значимые учреждения родного города, общение с интересными людьми.

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с ценностями культуры народов Крайнего Севера, традициями, достопримечательностями.

Этапы и сроки проведения.

1.Организационно-подготовительный

 Анкетирование родителей и педагогов. Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2. Аналитический

Разработка цикла занятий по темам плана. Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей.

3. Практический

Организация открытых занятий, совместных экскурсий и мероприятий, создание дидактических пособий, проведение фотовыставки и конкурсов рисунков, участие в общественных событиях города, края.

4. Заключительный

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности. Презентация. Удовлетворённость всех участников результатами. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Результативность.

Дети:

1. У детей появился интерес к изучению культуры родного края.

2. Сформировался необходимый объём знаний, чувство гордости и национального достоинства.

3. Пополнились знания о культурных событиях родного города, края и значимости для России.

4.Расширились знания о традициях, достопримечательностях и лучших людях нашего города.

5. Возросло желание детей изучать природу, традиции и быт народов Крайнего Севера.

Родители:

1.Стали более активными, у них появилось желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы.

2. Родители начали проявлять больше интереса к воспитательно-образовательному процессу.

3. Повысилась заинтересованность к изучению культуры коренных жителей Крайнего Севера.

4. Разработаны методические рекомендации.

Педагоги:

1. Разработаны методические рекомендации для воспитателей.

2.Созданы информационные тексты с наглядным дидактическим материалом.

3.Обобщён опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников».

4. Презентация проекта  ДОУ.

5. Появилось желание продолжить проектную деятельность.

Заключение

К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Поэтому трудно переоценить в этой связи систематическую целенаправленную работу, которая проводится в нашем дошкольном учреждении по формированию у детей нравственных зачатков самосознания истинных Патриотов своей Родины.

Осознавая значимость формирования гражданских чувств молодого поколения, и констатируя эффективность системы работы по данному направлению, наше образовательное учреждение наметило дальнейшие перспективы работы и поиск новых форм по развитию нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Список использованной литературы

1. Виноградова Л. Дорогая моя столица //Дошкольное воспитание. – 1997. - №4.

2. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10. 3. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др. – М.:АРКТИ, 2003.

4. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

5.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1.

6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведотуристской деятельности / под ред. А.А. Остапца и др.

7. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста //Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...