развивающая ширма "Познавай-ка"
методическая разработка (младшая группа)

Светачкова Вера Александровна

Развивающая ширма «Познавай-ка» предназначено для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Её можно использовать практически в любых видах непосредственно-образовательной и игровой деятельности. Такое  пособие способствует эффективному формированию о пространственных, количественных представлениях, развитию познавательной активности, мышления, воображения,  воспитания коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirma.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональная развивающая ширма

для детей младшего дошкольного возраста

«Познавай-ка»

Необходимость пробудить активность детей, желание приобретать знания, возможность самостоятельно решить проблемные или игровые ситуации, организовывать и преобразовывать игровые действия, пространство, подтолкнуло меня к расширению своего опыта работы созданием многофункциональной развивающей ширмы «Познавай-ка».

Многофункциональная развивающая ширма «Познавай-ка», является составляющим звеном развивающей предметно – пространственной среды, отвечает современным требованиям организации среды, которая «… должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (ФГОС,

п. 3.3.4).

Развивающая ширма «Познавай-ка» предназначено для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 4 лет. Её можно использовать практически в любых видах непосредственно-образовательной и игровой деятельности. Такое  пособие способствует эффективному формированию о пространственных, количественных представлениях, развитию познавательной активности, мышления, воображения,  воспитания коммуникативных навыков.

Ширма состоит из трех секций, изготовленных из пластиковых труб, с натянутыми на неё полотнами. Развивающая ширма двухсторонняя,  удобна в использовании, её можно легко перемещать. Все элементы  закрепляются с помощью липкой ленты. В комплект пособий входят:  геометрические фигуры разного размера и цвета (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал), девять рыбок разной формы и цвета, четыре ведра из фетра (красного, желтого, синего и зеленого цвета), разноцветные карточки.

Материалы, которые   использовались  для изготовления данного пособия,  безопасны.

Цель: Систематизация математических представлений младшего дошкольного возраста по средствам развивающих игр.

Задачи:

  • Закреплять умение находить и называть геометрическую фигуру по заданным условиям (цвету, форме, размеру), способствовать освоению конструирования из геометрических фигур.
  • Развивать наблюдательность, внимание, воображение, обследовательские умения,  направленные на выделение свойств однородных предметов (форма, цвет, размер) и отношений  в множествах (один-много).
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Игровые задания для первой секции:

1.«Подбери по цвету»

В основе игры лежит принцип лото: в разноцветные домики нужно разложить карточками с предметами, соответствующего цвета.

Игра дает представление о предметах окружающего мира, развивает наблюдательность и внимание,  мелкую моторику, расширяет словарный запас.

2.«Кто быстрее?»

Карточки перемешиваются и раскладываются на столе картинками вверх. По команде ведущего участники одновременно начинают заполнять свои домики. Победителем становится тот, кто первым разложит соответствующие карточки по цвету домика.

3.«Спрячем и найдем»

Домики основного цветового спектра с разнообразными видами застёжек. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Ребёнок отвечает на вопрос о цвете и открывает створки.

4.«Угадай, кто за кем»

Карточки раскладываются на столе. Педагог предлагает детям расположить карточки в ряд по величине предметов.

5.«Один – много»

Домики основного цветового спектра с разнообразными видами застёжек. Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Предлагает помочь сказочному герою, посчитать количество предметов.

Дидактические игры для второй секции:

1. «Поймай рыбку».

Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме). Развивать координацию движений, общей  моторики, внимания.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям сходить на рыбалку и удочкой поймать рыбку. Раскладывать их в ведерки с соответствующие по цвету (желтые рыбки – в желтое ведерко, красные – с красное и так далее).

2.«Рыбалка»

Цель: закрепить знание основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый). Развивать координацию движений, воспитание дружеских взаимоотношений.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям ловить  рыбок определенного цвета.

3. «Продолжи ряд»

Цель: Развивать логического мышления.

Ход игры: Разложить рыбок в заданной последовательности. Воспитатель раскладывает рыбок в определенной последовательности и просит детей продолжить этот ряд.

4. «Найди лишнюю рыбку»

Цель: Развивать логического мышления.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти рыбку, которая отличается от других рыбок по цвету.

5.«Найди рыбку по правилу»

Цель: Закрепить умение различать и  называть  геометрические фигуры.

Ход игры: Воспитатель просит детей найти рыбок  треугольной формы

( квадратной, круглой).

6. «Право-лево».

Цель: Развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разложить рыбок так, чтобы они плыли направо, а синие налево.

Игровое задание для третьей секции:

1. «Картина»

Цель: Закрепить умение различать и  называть  геометрические фигуры. Развивать ориентировку в пространстве, воображение.

Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут рисовать  красивую картину, с помощью геометрических фигур.  А помогут нарисовать картину загадки, отгадайте их. (См. Приложение 1).  

2. «Дорисуй»

Цель: Развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве.

Ход игры:  Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети, определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).

Приложение 1

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …(Солнце)

Прибежит и солнце спрячет,

 А потом еще заплачет. (Туча)

И сверкает и грохочет, Среди дня пугает ночью, А расплачется — опять Будет солнышко сиять… (Туча)

Словно белый самолет.
Вата белая плывет.  (Облака)


Выше леса, выше гор расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.  (Небо)

Ночью много,

а утром не найдёшь ни одной. (Звезда)

Не пешеход, а идет.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка?   (Дождь)

Словно белая звезда,
Из серебряного льда
Кружится, летает
На ладошке тает.  (Снежинка)

Лёгкий, белый и пушистый,

А на солнышке искристый,

Лишь зимой у нас бывает

И в ладошке быстро тает.  (Снег)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.   (Дерево)

На лесной опушке,

Около избушки,

Выросли подружки –

Шишки на макушке,

Острые иголки

Зелены и колки.  (Елка)

Зимой из снега слеплен ловко:

Три колобка и нос-морковка.  (Снеговик)

На зеленой хрупкой ножке,
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.  (Одуванчик)

Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца.   (Скворечник)

 Я похож на стрекозу,

Вечно что-нибудь везу!

Я кружу под облаками,

Над лесами и горами

Совершая перелёт.

Называюсь… (Вертолёт)

— Я стучу, стучу, стучу,

Далеко тебя качу!

А над речкой, на мосту

Просигналю всем «Ту-ту!»

На вокзал тебя привёз.

Знаешь, кто я… (Паровоз)

— Море, чайки, корабли

Слышат мой гудок вдали.

Порт остался за кормой,

Долгим будет путь домой.

Гордо я плыву вперёд!

Моё имя – … (Пароход)

— Я, как птица, вверх взмываю,

Океан перелетаю!

Облака плывут кругом,

Крылья блещут серебром –

Кто, скажи, я? … (Самолёт)

— Отвезу, куда хотите,

Только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр,

И гудит во мне мотор,

Фары круглые, как глобус –

Называюсь я… (Автобус)

— Я рабочая машина –

Вот мой кузов и кабина.

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Кто, скажи, я… (Грузовик)

Там, где был большой курган,

Нужно вырыть котлован!

Да! Работы многовато…

Тут поможет… (Экскаватор)

— Я блестящая такая

И, конечно, легковая.

По дороге мчусь стрелой –

Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины,

Как зовут меня… (Машина)

Красный свет –

Проезда нет.

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – кати!    (Светофор)

В холод он в берлоге спит
Тихо в дырочки сопит
Как проснется, ну реветь,
И зовут его … (Медведь)

Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..(Лиса)

Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он, то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?  (Заяц).

Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажите это?   (Волк).

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезёт,
Орешек из руки у вас возьмёт.
А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это - (Белка).

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три ...

На зимовку прилетели

С красной грудкой ... (Снегири)

В море плавает, в реке,
С плавниками в чешуе.
Она ни с кем не говорит,
Пузырьки пускает и молчит.  (Рыба)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)

Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Игротека - дополнительное развивающее пространство, место для развивающих занятий, игр, программ реабилитации. Программа, Правила посещения, расписание

Утверждаю:______________Директор МКУСО «СРЦН»ПОЛОЖЕНИЕо дополнительном развивающем пространстве – ИгротекеI ОБЩЕЕ   ПОЛОЖЕНИЕ 1.1. Игротека – развивающее  пространство, место ...

ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММЕ Л.А. ВЕНГЕРА «РАЗВИТИЕ»

ПЕРЕД ВАМИ МАТЕРИАЛ , КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА РЕШЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ ПО ПРОГРАММЕ Л.А. ВЕНГЕРА «РАЗВИТИЕ»...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Презентация.Организация предметно-развивающей среды для реализации раздела «Синтез искусств» в развивающей программе «Детский сад 2100»

СИНТЕЗ ИСКУССТВ — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Раздел программы «Синтез искусств » является по своему характеру развивающе-обучающим и направл...

Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...