Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математика и я –логические задачи»
проект

Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, мы заметили, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой).

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_femp_zadachi.docx56.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе

«Математика и я –логические задачи»

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=280ac09c9357d6a04da8e70c153df17dcac81021-9097048-images-thumbs&n=13

                                                                                     

                                                                                        Воспитатель: Царан Д.В.

Угут, 2023г.

Паспорт проекта

«Математика и я –логические задачи»

  Тема: «Математика и я логические задачи».

  Участники: 10 человек подготовительной к школе группе, родители детей и  воспитатели группы: Салиева Олеся Ульяновна, Царан Дина Витальевна, специалисты (физкультурный работник, психолог).

  Продолжительность: Среднесрочный (09.01.24г. -31.05.24.г.)

  Место проведения: МБДОУ детский сад «Медвежонок» с.п. Угут. Сургутского района

  Направление: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Проектная деятельность осуществлялась с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

Актуальность:

        Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Проводя непосредственно организованную деятельность и мониторинг усвоения программных требований по разделу ФЭМП, мы заметили, что большинство детей, плохо усваивает программный материал, часто ошибаются, сомневаются в своих ответах. Дети затрудняются при выполнении заданий на нахождение закономерностей, при решении логических задач. Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).

                                                        

Цельразвитие элементов логического мышления и творческих способностей у детей подготовительной к школе группе.

Задачи: 

Образовательные

- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

- Учить способам практической деятельности в области математики.

 Развивающие

- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;

- Развивать творческие способности детей.

   Воспитательные

- Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Работы известных представителей дошкольной педагогики, использование современной научной литературы помогли осуществить данный проект.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

Требования к методическому обеспечению проекта

1. Оборудовать педагогический процесс играми и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.

2. Осуществлять грамотное педагогическое руководство развивающими играми в соответствии с этапами их освоения.

3. Использовать различные виды развивающих игр (авторские, настольно-печатные, с использованием предметов, пособий, словесные).

4. Обеспечить взаимосвязь учебной, совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

5. В процессе совместной игровой деятельности формировать у детей игровые умения, способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность, поощрять проявление инициативы.

6. Учет зоны ближайшего развития при взаимодействии с ребенком.

Основные формы реализации проекта:

 

        Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  1. Словесные: Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение;

2.     Наглядные: Демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;

3.     Практические: Игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.

 

      Самостоятельная деятельность:

Игры;

Продуктивная деятельность.

 

         Работа с родителями:

Анкетирование;

Консультации, памятки;

Наглядно-текстовая информация;

Совместные мероприятия детей с родителями;

Круглый стол (через ZOOM).

 

Предполагаемые результаты

·         Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

·         У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.

·         Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

·         Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

·         Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Ожидаемый результат после завершения проекта:

1.     Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей подготовительного к школе возраста.

2.     Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

3.     Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

4.     Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.

5.     Формирование конструкторских умений и навыков у детей.

6.     Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Перспективный план по теме «Логических игры, задачи и упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе.

Месяц

Логические игры, задачи, упражнения.

Задачи

январь

Д/И «Сложи узор»

- совершенствовать навыки счёта в пределах 20, называть числа в прямом и обратном порядке;

Занимательные вопросы «Готов ли ты к школе?»

- продолжать развивать умение чётко и ясно излагать свои мысли.

«Угадай какое число пропущено?»

- определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

«Кто первый назовет»

- развитие внимания, упражнение в порядковом счете.

«Сколько разных игрушек»

- закрепление знаний об основном правиле счета: считать можно в любом направлении, не пропуская ни один предмет.

«Геометрический диктант»

- формировать представление детей о взаимном расположении геометрических фигур на плоскости (слева, справа, вверху (над), внизу (под), в правом, левом, верхнем, нижнем  углах).

февраль

«Топай, хлопай!»

- упражнять детей в воспроизведении указанного количества движений и счете предметов.

«Солдаты в строю»

- упражнять в установлении пространственных отношений между предметами (перед, за, между).

«Составь число»

- учить детей составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа.

«Волшебные палочки»

- развивать у детей умение моделировать геометрические фигуры по словесному описанию.

«Составь задачу»

- учить детей составлять задачи на сложение.

«Графический диктант»

- формирования у дошкольников графических умений, необходимых для развития навыка письма, рисования, начертания цифр. Кроме того, графические диктанты развивают пространственное мышление, усидчивость, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

март

«Расскажи про свой узор»

- учить овладевать пространственными представлениями.

«Линии и точки»

 - Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

«Мальчики»

- Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

«Графический диктант»

- формирования у дошкольников графических умений, необходимых для развития навыка письма, рисования, начертания цифр. Кроме того, графические диктанты развивают пространственное мышление, усидчивость, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

«Рассеянный художник»

- развитие наблюдательности и счет до десяти.

апрель

«Собери пазл»

- формирование представлений о форме, размере, окрасе материале и иных признаках объектов окружающего мира, об их значении;

- обучение навыку соединение частей в единое целое, выделение признаков объектов;

- совершенствование сенсорного восприятия, моторики пальцев рук;

- развитие памяти, умение логически мыслить и концентрировать внимание;

- творческое развитие.

«Матрешки»

- упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

«Незнайка в гостях»

- развивать умение группировать предметы по разным признакам, определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 20.

«Освободи принцессу»

- развивать логическое мышление; упражнять в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу.

Май

«Графический диктант»

- формирования у дошкольников графических умений, необходимых для развития навыка письма, рисования, начертания цифр. Кроме того, графические диктанты развивают пространственное мышление, усидчивость, воображение, умение ориентироваться в пространстве.

«На зарядку становись»

совершенствовать навыки счета в пределах 20.

«Сломанная машина»

- закреплять названия геометрических фигур, учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Подбери фигуру»

- упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

«Мастерим геометрическую фигуру

Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

                                     

 Результат проекта:

Развивающие игры математической направленности способствовали успешному обучению основам математики, сформировали математическое мышление, стимулировали развитие творческого воображения, воспитывали настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Дети познали свойства и отношения предметов, чисел, арифметические действия, временные отношения; делают умозаключения, классифицируют, обобщают, считают.

Работа с родителями:

Анкета: Цель:  определить уровень понимания родителями вопросов, связанных с развитием логики у дошкольников.

Анкета для родителей

«Развитие логического мышления у дошкольника в семье»

 Уважаемые родители! Мы заинтересованы в успешном развитии Вашего ребенка и создании необходимых условий для развития его логического мышления.

Просим Вас ответить на вопросы анкеты один из предложенных вариантов ответов.

№ п\п

вопросы

да

нет

иногда

1.

Есть ли у ребенка возможность применить свои математические знания?

2.

Предлагаете ли Вы ребенку во время прогулок сравнивать окружающие предметы по величине, по цвету, находить среди них похожие на определенные геометрические фигуры ?

3.

Имеется ли у Вас возможность поиграть с ребенком в развивающие или другие игры познавательного характера?

4.

Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

5.

Как Вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает Ваш ребенок в детском саду?

6.

Вы занимаетесь самостоятельно с ребенком по математическому развитию?

7.

Как вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по формированию элементарных математических представлений и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

Спасибо за сотрудничество!

Памятка для родителей

«Математическое развитие детей в семье»

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам увлекательные игры и упражнения, которые вы можете использовать

в домашней обстановке.

1. Для закрепления у ребенка количественного счета полезно считать вместе с ним все: ступеньки на лестнице, героев в книжке; машины, деревья и др. Можно включить соревновательный момент, например, Вы считаете встретившиеся черные машины, а ребенок – белые; выигрывает тот, кто насчитал больше предметов.

2.  Для расширения представлений   ребенка о геометрических фигурах чаще обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, предлагайте ему найти, например, предметы прямоугольной, округлой или квадратной формы. 

3. Для расширения представлений ребенка о величине чаще рассматривайте вместе с ним деревья, дома и другие предметы, сравнивайте их по размеру: по высоте, толщине, ширине.

4. Для закрепления знаний детей о последовательности дней недели, месяцев года поиграйте с ним в игру с мячом «Лови – бросай - дни недели (месяцы. года) называй», где игроки, по очереди передавая мяч, называют дни недели (месяцы года). Взрослый может начать игру с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели (месяцы) называй! Среда…».

5. Учите ребенка ориентироваться в пространстве.  Очень важно научить ребенка определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху).

 Для обучения ребенка ориентировке на листе можно провести графический диктант. Для этого упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Поставьте на листе бумаги точку, чтобы ребенок знал, откуда начинать работу. Перед началом упражнения ребенок должен показать, где у него правая и где левая рука.

6. Чтобы ребенок быстрее запомнил цифры, чаще предлагайте ему игры типа «Какой цифры нет?». Правила игры: выложите из карточек с цифрами числовой ряд от 1 до 10; (со второй половины года от 10 до 20).

Так, в непосредственной обстановке, Вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.

Желаем Вам успехов в воспитании Ваших детей!

Предлагаю Вам несколько игр:

1. Для количественного счета:

А) «Сосчитай правильно» Цель: упражнять в счете предметов по осязанию. Материал: карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10. Ход игры: Дети становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.

Б) «Скажи последующее (предыдущее) число»

Ход игры:

Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит следующее (предыдущее) по порядку число.

В) «Сосчитай и построй»

 

Материал: 

у взрослого на белой бумаге нарисованы рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т.д.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько требуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребенок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

Г) «Сделай поровну»

Ход игры:

Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике. Ребенку предлагают сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

2. Для расширения представлений ребенка о геометрических фигурах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики».

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики»   КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

ull; Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; продолжать учить решать логическую задачу;• Закреплять умение последовательно называть дни нед...

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе №7,3,10 «Путешествие в царство Математики» По реализации Концепции математического образования.

Материал для воспитателей . КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики»По реализации Концепции математического образования....

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Знатоки математики»

Цель:Поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь, п...

КВН по математике (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Путешествие в царство Математики»

Цель: поддерживать интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, находчивость, смекалку, взаимопомощь, ...

Конспект совместной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в страну Математики» (с логическими блоками Дьенеша)

Занятие по познавательному разаитию, ФЭМП,  для работы с детьми подготовительной группы. Направлено  на расширение и обогащение элементарных математических знаний путём поисков исследователь...

Проект по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математика и я – счет»

Дети нашей подготовительной группы очень активные и любознательные. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интер...