Опыт работы на тему «Мы – девочки, мы – мальчики!»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Шаповалова Елена Витальевна

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Очень важно сформировать у ребенка понимание того, что он девочка или мальчик, а когда он вырастет, будет женщиной или мужчиной   и   должен   обладать   определенными качествами, присущими данному полу.

«Гендер» (от   лат. genus          «род») - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического  процесса с учетом половой идентичности,    особенностей развития детей в процессе полоролевой социализации.

Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной  социализации детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формирование у детей гендерной принадлежности.
  2. Воспитание доброжелательных отношений между мальчиками и девочками и формирование у них

нравственных качеств.

  1. Создание насыщенной, многофункциональной

предметно - пространственной развивающей среды              в группе.

  1. Формирование у родителей гендерной компетентности.

В результате исследований, проведенных в России и за рубежом, установлено, что в возрасте 3-7 лет у детей формируется гендерная устойчивость.

Детям  становится  понятно,  что  гендер  не  меняется: мальчики   становятся   мужчинами,   а   девочки   – женщинами.

Согласно источнику, существуют следующие различия в психике и поведении детей:

  1. Интересы, виды деятельности, речь. Мальчики больше интересуются техникой, подвижными и военными играми, а девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением.
  2. Черты характера, эмоции, поведение. Мальчики оптимистичнее, простодушнее и откровеннее девочек. Девочки видят намного больше мальчиков, лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях.
  3. Реакция на оценку деятельности. Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается), а девочек — кто их оценивает и как.

1 БЛОК «МИР МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

Направлен  на  формирование    у  детей  предпосылок мужественности и женственности, которые проявляются по отношению  к  представителям  противоположного  пола, правильного  понимания  мальчиками  и  девочками  их будущих женских и мужских ролей.

Создание предметно - пространственной развивающей среды, с учётом возрастных и гендерных особенностей детей.

2 БЛОК «МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА»

Направлен  на   уточнение  и  формирование  у  детей представления о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях.

Формирование гендерной идентичности осуществляется в различных видах деятельности:

  • Игра – основной вид деятельности. Совместные игры мальчиков и девочек. «Наши мальчики» и «Наши девочки».
  • Музыкальное воспитание.
  • Физическое воспитание.
  • Деятельность в «Центре книги».
  • Театрализованная деятельность.

3 БЛОК  «МОЯ СЕМЬЯ»

Направлен на формирование представлений о социальном статусе семьи, о взаимоотношениях между  членам семьи, об обязанностях и видах деятельности.

Семья играет   ведущую роль                в осознании ребенком себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм      поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт. Интересными,   запоминающими,   значимыми   для   детей становятся  праздники  ко  Дню  защитников  Отечества  и  Дню  8 Марта. Они раскрывают творческий потенциал детей. Дети приняли участие в выставках – «Я и вся моя семья», «Мой папа», «Защитники Отечества», «Мамочка любимая».

Формы работы с семьей по гендерному воспитанию детей:

-проведение анкетирования на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье;

-организация консультаций для родителей, проведение родительских собраний по вопросам индивидуального развития мальчиков и девочек;

-привлечение родителей в участии в  различных мероприятиях, проводимых в ДОУ (спортивные праздники, утренники, изготовление совместных работ на выставки, составление альбомов).

Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.

Советы воспитателям:

- В обучении девочек следует учитывать, что они  более  нуждаются  в  стимулах,  которые основаны на слуховом восприятии.

- А для мальчиков характернее использовать методы  обучения,  которые  основаны  на зрительном восприятии.

- Девочки очень чутко реагируют на форму оценки,  на  интонацию  с  которой  была  она выставлена.  Для  них  крайне  важно,  чтобы ими  восхищались  в  присутствии  родителей или других детей.

- Мальчики чутко реагируют на результат своей деятельности.  Им важно добиться успеха в чем-то конкретном, испытать чувство уверенности в себе, своих силах и стремится к новым успехам.

- Никогда не стоит противопоставлять детей!

ВЫВОД:

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать   одинаково.   Постараемся   понять   наших мальчиков  и  девочек,  ведь  они  –  будущие  мужчины  и женщины и должны  соответствовать  своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь  в  дальнейшем,  поможем  избежать  тех  ошибок, которые совершили в своей жизни по незнанию!

Таким образом, проблему гендерного воспитания, невозможно решить только в рамках дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания детей в соответствии с гендерными особенностями между детским садом и семьей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Знакомьтесь: девочки и мальчики" в младшей группе.

Задачи: 1. Дать понятие родителям о гендерном воспитании детей дошкольного возраста. 2. Объяснить  роль родителей на половое воспитание дошкольников. 3. Помочь родителям  лучше понять сво...

Занятие по гендерному воспитанию во второй младшей группе по теме «Играют девочки и мальчики»

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация- социализация»,«Художественное -эстетическое развитие»Цели:• формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, положительный образ с...

Доклад на тему: «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье»

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могу...

Проект тема:" Я-девочка, я-мальчик"

Создать условия для благоприятного протекания процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста....

Родительское собрание на тему: «Знакомьтесь: девочки и мальчики» в младшей группе.

Задачи:1.     Дать понятие родителям о гендерном воспитании детей дошкольного возраста.2.     Объяснить  роль родителей на половое воспитание дошкольников....

Конспект НОД по теме: «Я – девочка, я – мальчик» 2 младшая групппа

Конспект НОД по теме: «Я – девочка, я – мальчик» 2 младшая групппа...

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Играют девочки и мальчики»

Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».Задачи: Воспитат...