Презентация " Культура речи педагога"
консультация

Селиванова Маргарита Валерьяновна

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon selivanovamv.ppt1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура речи педагога. Выполнила воспитатель: Селиванова Маргарита Валерьяновна

Слайд 2

Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.

Слайд 3

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи. Раскрыть значение культуры речи воспитателя для формирования речи детей дошкольного возраста. Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка. Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с дошкольниками и другими людьми.

Слайд 4

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое, трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего». А.Н.Толстой.

Слайд 5

Что такое культура речи? «Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Профессор Л. И.Скворцов

Слайд 6

Требования к речи педагога ДОУ. - Речь педагога должна быть грамотна, литературна. - Особого внимания требует к себе этика речи, по форме и тону речь должна быть всегда культурной. Структуру речи следует согласовывать с возрастом ребёнка. - Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираясь на их опыт. - Особого внимания требует точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность воспроизведения, отчётливость понимания. - Необходимо регулировать темп своей речи. Не понимая смысла льющихся потоком слов, ребёнок просто перестаёт слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает. - Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают её содержание. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые. В этом гаме тонут слова и их содержание. - Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности, образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребёнку, заботу о нём. - Педагог должен владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей и умением их применять во всех случаях общения с детьми. - Правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

Слайд 7

Компоненты красивой речи: правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность, дикция (четкое и ясное произнесение звуков речи), орфоэпия (правильное литературное произношение всех слов родного языка) Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие.

Слайд 8

Нормы общения: - когнитивная (восприятие других и их понимание); - аффективная (отношение к другому); - поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации). - этические; - коммуникативные. Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.

Слайд 9

Коммуникативные качества речи – это свойства, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Слайд 10

(на катере) - Вы на следующей пристани ..? (Сходите или выходите?) (в автобусе, трамвае) - Вы на следующей остановке ..? (Выходите или сходите?) Задание «Выберите нужный глагол, чтобы спросить следующее». Пояснение. Когда пароход, катер причаливает к пристани, то кладут сходни, и по ним пассажиры сходят. В троллейбусе, автобусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому пользующиеся городским транспортом входят и выходят, отсюда уместен вопрос: «Вы выходите?» Однако допустим и вопрос «Вы сходите на следующей остановке?» поскольку в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Слайд 11

Речь педагога должна быть логичной и чистой . Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).

Слайд 12

Самые распространённые ошибки в речи педагога - использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; - засоренность речи словами-паразитами ( ну, вот, так сказать и т.д.); - неправильное ударение в словах; - произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; -побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (его вместо[ево]; - копирование речи малышей, «сюсюканье»); - частое неоправданное употребление слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами; - использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения; - многословие, наслоение лишних фраз, деталей; - насыщение речи сложными грамматическими оборотами; - ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; - монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; нечеткая артикуляция звуков в процессе речи. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы основательно знать родной язык детей, которых он воспитывает.

Слайд 13

Правила речевой культуры педагога 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения 2. Педагог должен говорить внятно 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки

Слайд 14

Роль мимики в передаче информации Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации Выразительность пластики тела Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками)

Слайд 15

Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.

Слайд 16

К голосу предъявляется ряд требований: 1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью. 2. Педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. 3. Педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей. 4. С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения. 5.Голос педагога должен быть достаточно вынослив. Исходя из этих требований, можно сказать, что голос педагога должен обладать благозвучностью, гибкостью, полетностью, выносливостью. Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения .

Слайд 17

Перед педагогом стоят задачи: - воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах; - правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка; - воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции); - воспитание выразительности детской речи.

Слайд 18

При общении необходимо следовать некоторым принципам Принимать ребенка таким, каков он есть Помнить, что каждый человек самобытен Верить в способности воспитанников Стимулировать их творческую активность Уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого Не унижать достоинства ребёнка Не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий Помнить, что любой может ошибаться Не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих

Слайд 19

Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

Слайд 20

Используемая литература 1. Голуб И.Б., Неклюдов В.Д. Русская риторика и культура речи. М., Логос, 2011. 2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972. 3. Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по - русски правильно., М., Айрис – пресс, 2007.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Презентация "Культура речи педагога "

Подготовила Крапп Марина Владимировна...

Презентация "Орфографическая грамотность как один из компонентов культуры речи педагога ДОУ"

Презентация "Орфографическая грамотность как один из компонентов культуры речи педагога ДОУ"...

Презентация Речевое развитие дошкольника - Культура речи педагога

Презентация к семинару-практикуму по речевому развитию...