Консультация "Агресивность дошкольников"
консультация (старшая группа)

Наумова Оксана Павловна

Консультация для родителей агресивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация42.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Малышка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ТЕМА: «Агрессивность дошкольников»

Воспитатель: Наумова Оксана Павловна

ГО ЗАТО КОМАРОВСКИЙ

2024


         Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Авторы статьи разбирают причины, способствующие развитию детской агрессии, и предлагают способы контроля поведения ребенка.

Агрессивность дошкольников

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?” Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, З и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения, Итак, что же такое агрессия?
        Агрессия
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

Виды агрессии:

- физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица или объекта;

-  вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

- прямая агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
- косвенная агрессия - действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу);
- инструментальная агрессия - является средством достижения какой-либо цели;
- враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

- аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства,

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда де- тей резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у них формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствуют мягкость, он окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.
        На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо списходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Исследования показали, что родителя, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия
агрессию.
        Кроме того, существует мнение, что, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом
это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями.
Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:
- скандалы в семье;
- применение физической силы во время семейных ссор (драки);
- грубое, жестокое обращение с ребенком;
- привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
- просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
- одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: А ты тоже его ударь”, И ты сломай”, А ты что, отнять не можешь?         Как ладить с ребенком, который постоянно
 ведет себя вызывающе? Как предотвратить перерастание детской агрессивности в черту характера?
            Известный психиатр Р. Кэмпбелл выделяет пять способов Контроля поведения ребенка: два из них
позитивные, два негативные и один нейтральный. К позитивным способам относятся просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечься ребенка, взять его за руку и отвести и т. д.)
             Модификация поведения
нейтральный способ контроля предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система  не должна применяться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.
             Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования поведения ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт.
            Что же такое пассивная агрессия и какие опасности она в себе таит? Это скрытая форма агрессии, цель которой
вывести из себя, расстроить родителей или близких людей. Причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо выполнять задания, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице без всякой причины. Главное вывести родителей из равновесия.
          Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить, что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать непосредственно за проступком, а не через день, неделю. Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

Правила поведения, способствующие снижению детской агрессивности

 
-  Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего малыша.
-  Адекватно оценивайте возможности ребенка.
- Стремитесь вовремя, ненавязчиво и без излишних наставлений оказывать малышу необходимую помощь.
- Предоставляйте ребенку самостоятельность в делах, которые ему по силам.
- Умейте идти на компромисс.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка. Помните: в сложной работе - быть родителем - не бывает выходных. Если есть правила и режим, то они должны быть всегда, не вносите дезорганизацию в жизнь ребенка.
- Найдите оптимальный путь воспитания малыша, с которым согласны и папа, и мама, и все, кто участвует в воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...