Проект дополнительного образования в старшей - подготовительной группе "Юный исследователь"
проект (старшая группа)

Перелыгина Валентина Сергеевна

Проект «Юный исследователь» направлен на то, чтобы:

  • содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;

  • развивать умственные способности и речь детей;

  • развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность;

  • создавать предпосылки для формирования у детей практических и умственных действий.

Опыты и эксперименты помогут развить мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе и подготовить его к жизни в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issled.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»

               

Долгосрочный проект в старшей - подготовительной группе

на тему «Юный исследователь»

Воспитатель: Перелыгина В.С.

с. Бичура, 2023 г.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

Тема:  Юный  исследователь.

Исполнители:  Воспитатели, родители, дети.          

Продолжительность:  сентябрь 2023 г. – май 2024 г.      

Раздел программы: Развитие сенсорной культуры. ( Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.)

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область  «Познание»                                                                            

Тематическое поле: Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.                                                      

Актуальность.

Опытно-экспериментальная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и  является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Опытно-экспериментальная деятельность обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Опытно - экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд,  развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

                   Формы и методы организации проекта:

Экспериментальная деятельность,  продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.              

Цель: Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность  и способность  к самостоятельному экспериментированию.                                    

 Задачи:                    

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,

2. Развитие понимания взаимосвязей в природе.

3.Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности.

4.Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ЭТАПЫ РЕАЛИАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 ЭТАП – АНАЛИТИЧЕСКИЙ.

Задачи этапа: анализ ситуации, определение основных его целей: расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность.

2 ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Задачи этапа: скоординировать действия педагогов, детей, родителей по созданию предметно развивающей среды,

разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

3 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

Задачи: осуществление экспериментальной деятельности детей для расширения знания об окружающем мире.

4 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ.

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.              

Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности (старшая – подготовительная  группа) 2023  – 2024 уч.г.

Тема

Задачи исследовательской деятельности

Материал и оборудование

СЕНТЯБРЬ

«Знакомство с детской лабораторией»

«Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), об эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории

Презентация «Кто такие ученые», плакат «Правила поведения в детской лаборатории», знакомство с уголком экспериментирования.

«Волшебные стеклышки»

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом,

биноклем; объяснить, для чего они нужны человек. Познакомить с правилами пользования приборами-помощниками.

Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.

Вода и ее свойства»

"Волшебница  вода"

Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода это «дом» для многих растений и животных, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе.      

1) «Капилярный эффект». Превращаем зубочистки в звездочки (зубочистки, вода, шприц);

2) «Вода не вытекает из перевернутой бутылки» - (марля, бутылка воды, резинка);

3) «Изучаем давление. Почему вода в стакане поднимается» - (чашка с высокими краями, прозрачный стакан, пластилин, спички или свеча, вода).

4) «Лавовая лампа» - (прозрачная бутылка, банка или графин, вода, растительное масло, пищевой краситель, несколько таблеток аспирина, фонарь);

5) «Дырявый пакет» - (полиэтиленовый пакет, вода, карандаши);

6) «Спичечные бега» -(тарелка, вода, спички, кусочек сахара, кусочек мыла);

7) «Радужная вода» - (несколько маленьких стаканов, один большой стакан, вода, сахар, краски, кисточка, шприц)

 

Свойства воды

«Очищение воды»

Закрепить знания о процессе очистки воды разными способами, о давлении и силе воды. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки.

Фартуки, грязная вода, пустые стаканы, воронки, марля, плотная ткань, ватные диски, чайная ложка, сахар, мел, масло подсолнечное.

ОКТЯБРЬ

«Воздух»

«Воздух и вода»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

1. «Перевернутый стакан с водой» - (стакан воды, наполненный на 2/3, картон);

2. «Как опустить бумагу на дно, не замочив ее» - (стакан, кусочек бумаги, емкость с водой);

3 «Опыт с давлением воздуха и поверхностным натяжением воды).

«Чудо воздух»

Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий), уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха.

1. «Воздух повсюду»- (пустая бутылка, таз с водой);

2. «Что в пустой бутылке» - (воронка, пластилин, бутылка, вода);

3. «Обнаружим воздух» - (стакан с водой, трубочки);

4. «Взвешиваем воздух» - (палка около 60 см, веревка, 2 воздушных шарика);

5. «Запускаем кораблики» - (таз с водой, бумажный кораблик);

6. «Воздушные шарики».

«Свойства воздуха»

Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом, воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.

1. «Воздух работает» - (мячики 1 спущенный, 1 обычный);

2. «Откуда берется ветер» - (2 свечи);

3. «Извивающаяся змейка» - (лист бумаги с нарисованной змейкой, иголка, нитка);

4. «По воздуху передаются запахи» - (арома лампа);

5. «Почему не лопается» - (воздушные шарики, скотч, иголка);

6. «Воздух спасатель» (игрушки наполненные воздухом, 2 апельсина, кусочек пластилина, газированная вода).

НОЯБРЬ

«Эти камни»

«Какими бывают камни»

сформировать представление о разнообразии внешнего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.

Разнообразные камни, лупы.

 « Твердый камень»

Сформировать представление о твердости камня.

Камешки, пластилин, монеты.

 «Тонет – не тонет»

сформировать представления о свойствах камня.

Морские камешки, кусочки гранита и пемзы, прозрачные сосуды с водой.

« Камень может издавать звуки?»

сформировать представление о свойствах камня.

Разнообразные камни.

ДЕКАБРЬ

«Магнетизм»

Притягиваются – не притягиваются.

Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту.

Магнит и предметы, сделанные из различных материалов.

Магнит имеет два полюса.

Дать объяснение тому, что  если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется, что они одним концом притягиваются, а другим - отталкиваются. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита и помечается знаком "+". Другой конец - северный (отрицательный) полюс магнита, помечается знаком "-".

Два магнита

Как увидеть магнитное поле?

Показать на опыте что вокруг магнита есть что-то, что мы называем магнитным полем. Мы можем его почувствовать, но не можем видеть. Как же нам сделать его видимым?

Магнит, лист бумаги, железные опилки.

Магнитное поле Земли.

Наша планета Земля - это огромный магнит. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север. Мы тоже можем сделать свой компас.

Магнит, иголка, миска с водой, растительное масло, компас.

ЯНВАРЬ

«Глина и песок»

Песок и глина наши помощники

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.

Песок, глина, лупы, песочные часы, стаканчик

Раз – песчинка, два – песчинка». Лепим из песка и глины

Систематизация элементарных знаний о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, легкий и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка и глины (строительство, производство посуды, игрушек).

Лист бумаги, глина, песок, трубочка, стакан воды,

Фильтрация воды.

Пропускаем воду через песок, глину и камешки.

Доказать, что песок – это природный фильтр, он очищает воду, а также через что быстрее пробежит вода.

3 бутылки с отрезанным дном, камешки, песок, глина, вода.

ФЕВРАЛЬ

«Статическое электричество»

Статическое электричество

Познакомить детей со статическим  электричеством

1. Тонкая бумага;

2. Шерстяная ткань;

3. Пластиковая линейка;

4. Вода;

5. Пластиковый таз.

6. Воздушный шарик;

7. Шерстяная ткань;

8. Ваши волосы.

Волшебная палочка»

 Узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

1. Перец черный горошек;

2. Соль;

3. Пластмассовая палочка;

4. Бумажное полотенце;

5. Шерстяная ткань.

«Волшебный шарик»

закреплять знания детей, что тела с положительно заряженными электронами и отрицательно заряженными электронами притягиваются. Показать детям, что тела с одноименными зарядами (отрицательными или положительными) отталкиваются.

1. Шкаф или стена;

2. Шерстяная ткань;

3. Воздушный шарик;

4. Нитка.

5. Два воздушных шара и шерстяная ткань

«Прыгающие хлопья»

Узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических разрядов.

1. Воздушный шарик;

2. Шерстяная ткань;

3. Блюдце;

4. Овсяные хлопья.

«Синяя молния», «Облако из ваты»

познакомить с электростатическим разрядом.

1. Прозрачная линейка;

2. Шерстяная ткань;

3. Ножницы.

1. Пластиковая линейка;

2. Шерстяная ткань;

3. Клочок ваты.

МАРТ

«Растения»

Может ли растение дышать?

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

С водой и без воды.

Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (тепло, свет, вода).

Два одинаковых растения, вода.

На свету и в темноте.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Лабиринт.

Установить, как растение ищет свет.

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие.

АПРЕЛЬ - МАЙ

«Мое тело»

История жизни

Узнать, как мы появляемся на свет, взрослеем, вырастаем и стареем.

Презентация

«С головы до пят»

Выяснить из каких частей и органов состоит тело человека.

«Что можно почувствовать кожей?»        

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.        

Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

«Слушай во все уши»

Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

«Как мы чувствуем запахи?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования.        

Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

«Наши руки»

Формирование представлений о важности человеческой  руки, о тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить чувства (ласка, жалость, брезгливость, приветствие). Развивая руки, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.

- Яблоки (по  количеству  детей).

-Книга  и  разноцветные  бусинки. Цветные  резинки  для  волос  (по  количеству  детей).

Пиалы  со  сладкой  водой  и  ложки (по  количеству  детей). Бумага  и  цветной  карандаш  на  каждого  ребенка.

Наши помощники – глаза

Познакомить со строением глаза. Посмотреть, как зрачок меняет размер в зависимости от освещенности.

Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.

                               ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для детей:

- расширение перспектив поисково- познавательной деятельности;

- сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;

- развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Для педагогов:

- повышения теоретического опыта и профессионализма;

- внедрение современных форм и методов работы по экспериментальной деятельности дошкольников;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня экологического сознания;

- расширение опыта взаимодействия с детьми.

 

Используемая литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом:         Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.                                                          

2. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.                                    

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.

4. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

5. Большая энциклопедия для дошкольника. – В. Лаптева, И. Лебедева, перевод, 1998 – ОЛМА-ПРЕСС, 2002.                                              

6. Е.В. Волкова, С.Л. Микерин. «Играем в учёных. Проводим эксперименты с водой, магнитом, движением, весом». Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2008.

7. Томислав Сенчански «Ставим опыты»  ООО «Издательский дом Аркаим»

8. Дженис Ван Клив «200 экспериментов»/ Пер. с англ.- М., «Джон Уайли энд Санз», 1995.

9. Ю.Ола, Ж.- П. Дюпре, А.- М. Жибер «Занимательные опыты и эксперименты» М.: З-28 Айрис – пресс, 2006.

10. «Моя первая энциклопедия» / пер. с англ. В.А.Жукова, М87 Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля и др. –М.: АСТ:Астрель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Проект в подготовительной группе "Юные исследователи"

Проект поможет воспитателям в ознакомлении детей с окружающим миром...

Проект по экспериментированию в подготовительной группе "Юные исследователи"

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственном инравственном уровне в сравнении с теми,к...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Юные исследователи»

Цель. Формирование представлений о свойствах неживой природы (песок, глина, камни).Задачи.I. Образовательные.1. Уточнить представления детей о свойствах песка, глины, камней.2. Учить сравнивать м...

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»

Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Юные исследователи»...

Долгосрочный проект в подготовительной группе "Юный исследователь : Живая и неживая природа"

Опытная деятельность - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.Детское эксперементирование  имеет огромный развивающий потенциал. Через этот проект мы сможем расширя...

Проект подготовительной группы "Юные исследователи"

          В дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско - творческое отношение к миру. Ребенок познает объект в ...