Анализ учебно-воспитательной работы группы № 4 за 2019-2020 уч. год
методическая разработка

Симонова Светлана Григорьевна

Анализ учебно-воспитательной работы группы № 4 за 2019-2020 уч. год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uchebno-vospitatelnoy_raboty_2019-2020.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ учебно-воспитательной работы группы № 4 за 2019-2020 уч. год

Воспитатель: Симонова С.Г.
Вторая группа раннего возраста, возраст: 2-3 года.

По списку на конец года 15 детей. Из них мальчиков - 7, девочек - 8. Работа с детьми второй группы раннего возраста осуществлялась, исходя из основных годовых задач в соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2019-2020 учебный год.

Основная цель работы:

- комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Перед воспитателями группы были поставлены следующие задачи:

- охрана и укрепления здоровья;

-формирование умений и навыков необходимых для жизни;

-создание благоприятных условий для протекания сенсомоторного и речевого развития ребёнка;

-воспитание положительного отношения, чувства доверия к людям (первичные основы морали, положительных нравственных чувств детей);

-эмоциональное развитие;

-активизация работы с семьёй с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.

С момента поступления ребенка в группу раннего возраста осуществляли наблюдение за протеканием периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Мы приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Все наблюдения анализировались и фиксировались в листах адаптации, заведенных на каждого ребенка группы.

Итог адаптации: 10 детей адаптировались в легкой форме, 5 детей прошли адаптацию в средней степени тяжести.

Ведущей целью ставила - обеспечить социальное благополучие каждого ребёнка в процессе всестороннего развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Цель реализовывалась в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении и в процессе выполнения режимных моментов.
Заботилась об эмоционально благополучном климате в группе, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно, учила и помогала усвоить навыки мытья лица и рук, своевременное пользование горшком, менять мокрую одежду на сухую. Все режимные моменты проводила в игровой, понятной для детей, форме с использованием различных игрушек, а в дальнейшем-персонажей знакомых сказок, стихов.

Социально-коммуникативное развитие

Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Свою работу по данному направлению начали с знакомства детей с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомили с детьми, воспитателями, няней, и другими сотрудниками детского сада. Способствовали формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.
Через художественные произведения, прогулки закрепляли представления детей о безопасности на дорогах, формировали первичные представления о машинах, улице, дороге.
Познакомили с некоторыми видами транспортных средств. Также мы уделяли большое внимание нравственному воспитанию. Создавали игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательного отношения к сверстникам.
Воспитывали эмоциональную отзывчивость (обращали внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощряли умение пожалеть, посочувствовать). Воспитывали отрицательное отношение к грубости, жадности.
В гости к ребятам приходили сказочные герои, которые учили   детей здороваться и прощаться, употреблять слова «спасибо», «пожалуйста». Дети научились здороваться и прощаться, но не все умеют благодарить за помощь, соблюдать элементарные правила поведения, отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
Все дети проявляют интерес к игровым действиям сверстников; могут играть рядом, не мешая друг другу. Некоторые умеют совершать несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой, используют предметы-заместители.
В течение года у всех детей смогли сформировать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием. Всегда поддерживаем самостоятельные игры, в которых совершенствуются движения (ходьба, бег, бросание, катание).
Большая работа велась по воспитанию культурно-гигиенических навыков. С помощью игр, игровых ситуаций, потешек старались сформировать привычку мыть руки по мере загрязнения и перед едой, вытирать лицо и руки личным полотенцем. У детей сформировался навык пользования индивидуальными предметами – носовым платком, полотенцем, салфеткой, расчёской. Прививали детям элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. Все научились есть самостоятельно. Некоторые дети научились одеваться и раздеваться при небольшой помощи взрослых, надевать обувь, складывать одежду.

Познавательное развитие

В течение года велась работа по формированию представлений о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними.
Ещё не все дети умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме. Не вызывает трудностей подобрать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), хорошо различают один и много предметов, большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают, но не все называют шар и куб. Большинство испытывают затруднения в названии основных цветов. У детей (Алёна, Лёша, Арина) хорошо развиты аналитические способности, они без труда собирают разрезные картинки, складные кубики, собирают башенки и пирамидки. Научились ориентироваться в пространственных отношениях: вверху – внизу.
Большое значение в группе раннего возраста имеют дидактические игры, так как они развивают сенсорные способности детей, поэтому мы в разные режимные моменты и во время образовательной деятельности использовали много дидактических игр и упражнений на закрепление знаний о величине и форме, цвете предметов (собирали пирамидки, башенки, матрёшку, мозаику). Проводили с детьми дидактические игры на развитие внимания и памяти: «Чего не стало?», «Что изменилось?», слуховой дифференциации: «Что звучит?», «Чей голосок?», тактильных ощущений, температурных и весовых различий: «Чудесный мешочек», «Тёплый – холодный» и др., мелкой моторики рук: игрушки с пуговицами, шнуровкой и т.п. Все эти игры были направлены на то, чтобы создать у детей бодрое, радостное настроение, желание спокойно и самостоятельно играть, развивать сенсорные способности детей, их речевое общение с взрослыми и сверстниками, умение играть вместе без конфликтов.
Дети узнают и называют домашних и диких животных, их детенышей, различают овощи, фрукты, но многие ещё пока испытывают затруднения к появлению в их словаре обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.
Дети имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях, научились устанавливать простейшие взаимосвязи, делать простейшие обобщения (одеваемся тепло, потому что на улице стало холодно, солнышко греет – становится тепло – появляется травка). Выполняют совместно с воспитателем посильные действия по уходу за растениями.

 Речевое развитие

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребёнка; полноценное - значит достаточное по объёму языкового материала и осуществляющееся в полную силу его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию речи ребёнка на первых возрастных ступенях особенно важно, потому что в это время интенсивно растёт мозг ребёнка, формируются его функции. Мы постарались создать условия для обогащения и активизации словаря, использования в устной речи несложных предложений. В результате проведенной работы многие дети научились пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками, сопровождать речью игровые и бытовые действия, отвечать на вопрос взрослого, поделиться информацией, повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание. Несколько детей научились с небольшой помощью воспитателя составлять рассказы по картине (2 – 3 предложения). Дети с удовольствием рассматривают книги и иллюстрации в книжном уголке, некоторые умеют пересказывать сказки по картинкам.

Художественно – эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. В нашей группе оно развивалось через рисование, лепку и музыку.
Рисование и лепка проводились один раз в неделю. Дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Они различают красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета, но не все еще их могут назвать. В течение года детей знакомили с нетрадиционной техникой рисования (ладошкой, пальчиком, ватной палочкой и др. материалами), что очень важно для развития мелкой моторики рук. Дети научились рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), а многие и предметы круглой формы.
Дети с трудом умеют раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями кистей рук, но научились отламывать от большого куска пластилина маленькие комочки, сплющивают их ладонями, плотно прикрепляют их к основе, соединяют концы раскатанной палочки. Не все еще пока дети умеют аккуратно пользоваться пластилином.
Два раза в неделю проводились музыкальные занятия. Дети разучили много песен, научились подпевать фразы в песне, выполнять простые танцевальные движения, различать и называть музыкальные инструменты, передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом дети знакомились с деталями (кубик, кирпичик, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
Дети научились сооружать постройки по образцу и самостоятельно. Дети постарше умеют строить постройки по размеру игрушки, используют в них различные детали, обыгрывают постройки. Все дети убирают строительный материал после игры на место.

Физическое развитие

Основная цель физического развития - воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
Поэтому мы старались закладывать азы физической подготовки и формировать у детей стимул к занятиям физкультурой, да и просто к активному и здоровому образу жизни. Каждый день мы проводили зарядку, дыхательные упражнения, подвижные и пальчиковые игры. Дети проявляют желание выполнять физические упражнения, стремятся играть в подвижные игры.
Познакомили детей с рядом подвижных игр: с ходьбой, бегом, ползаньем, бросанием и ловлей мяча, подпрыгиванием, на ориентировку в пространстве, с разнообразными движениями и пением. Развивали у детей желание играть вместе с воспитателем, выполнять несложные движения, знакомили с правилами игр. Детям очень нравится исполнять роль ведущего, передавать простейшие действия сказочных персонажей (попрыгать, как зайчики, поклевать зёрнышки, как цыплята, ходить, как лисичка, медведь и т.д.). В ходе подвижных игр совершенствовали основные движения (ходьба, бег, бросание, катание).

В работе с родителями в этом учебном году я ставила цель - создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и вместе с тем доверительных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания.

В течение года было проведено 3 родительских собрания. На них обсуждались задачи на учебный год, особенности адаптации детей, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и гигиены, а также другие вопросы, интересующие родителей.

Тематика родительских собраний:

1) "Улыбка малыша в период адаптации. Особенности развития детей второго(третьего) года жизни".

2) "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию".

3) "Чтобы ребёнок рос здоровым!".

Беседы проводились как индивидуальные, так и групповые. Четко определялась цель беседы - выяснить, чем можно помочь родителям. Была составлена система консультаций, проводились индивидуально или для подгруппы родителей.

Целями консультаций были: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Проводили анкетирование: "Давайте познакомимся", "Какой вы родитель?"; работа с родительским комитетом; были проведены конкурсы с воспитанниками и их родителями: конкурс поделок из природного материала осенью и конкурс поделок к Новому году.

В этом учебном году, по причине возраста детей, у нас прошёл один утренник- «Новый год». С помощью воспитателей изготовили подарки для мам и пап к 8 Марта и 23 февраля. Также в группе поздравляли девочек и мальчиков.

Цель моей работы по самообразованию в этом году поставлена исходя из самой, на мой взгляд, актуальной среди многих важных задач обучения и воспитания малышей в детском саду, это активизация речевой деятельности, обучение родному языку.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Знакомство с художественной литературой осуществлялось с помощью литературных произведений разных жанров. Я учила детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. После рассказывания дети вспоминали наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторяли их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти строки, дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как «петушок – золотой гребешок», «козлятушки – ребятушки» и т. п.
Для чтения я использовала небольшие рассказы, стихотворения. Такие как А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов, потешек я учила детей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.

После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, мы с ребятами вспоминали аналогичные факты из их собственной жизни.

Особое внимание уделяла формированию грамматически правильной речи, следила, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Обращая внимание на чёткость и отчётливость произнесения звуков и слов, я развивала звуковую культуру речи, стремилась, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь.

Задача по активизации речи решалась следующими методами литературного развития: инсценирование, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, двигательные импровизации. Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе, формируется внимание, мышление, память, усидчивость. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.

В результате работы по теме самообразования «Активизация речи детей младшего возраста посредством художественной литературы», у большинства детей активизировалась и обогатилась устная речь. Большинство детей начали владеть речью как средством общения с окружающими сверстниками и взрослыми, самостоятельно строить высказывания, выражать свои мысли, просьбы.

Согласно ФГОС ДО организована предметно-пространственная среда:

1) Спортивный уголок. Для самостоятельной двигательной активности в групповой комнате организован спортивный уголок, чтобы детям было удобно пользоваться физоборудованием: мячами, кеглями, кольцами и пр. В группе поддерживается оптимальный двигательный режим, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

2) Уголок сенсорного развития, в котором находится материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрёшки, игрушки-вкладыши, мозаики).

3) В уголке конструирования находится строительный материал: пластмассовые и деревянные кубики, пластины, наборы крупного и мелкого конструктора «Лего».

4) Уголок игровая "жилая комната". В игровой "жилой комнате" собраны предметы, которые максимально приближают детей к окружающим их предметам быта. Игровая мебель: кухня, кровать, столик, стульчики. Игрушки: куклы, пупсы, комплекты постельного белья, наборы одежды для кукол, наборы посуды и т. д. Наличие в группе "жилой комнаты" необходимо для проведения различных дидактических игр с куклой: "Оденем куклу", "Уложим куклу спать", "Накроем стол к чаю" и т. п.

5) Книжный уголок - библиотека с большими и маленькими книгами: сказки, загадки, потешки, произведения отечественных и зарубежных писателей, детские стихи.

6) Экологический уголок с комнатными растениями, ёмкостями с песком, мелкими игрушками, камушками, шишки, жёлуди, каштаны разные крупы (манка, пшенка, рис, гречка, перловка), ракушки, семена разных растений.

7) Для художественно- эстетического развития детей организован «Уголок театрализованной деятельности»: настольный и пальчиковый театры по сказкам "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", «Три медведя», шапочки, маски животных, резиновые игрушки.

8) В музыкальном уголке-барабан, бубны, труба, гитара, погремушки, музыкальные игрушки.

Таким образом, организованная развивающая среда способствовала обогащению непосредственного чувственного опыта малышей, развитию познавательно-исследовательской деятельности, расширению опыта ориентировки в пространстве групповой комнаты, формированию опыта поведения в среде сверстников.

Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Взаимодействуя с окружающей средой, ребёнок не только познаёт свойства, качества, назначение тех или иных предметов, но и овладевает языком социального общения, одной из форм которого является установление контактов со сверстниками во время игровых действий. Так начинается процесс формирования элементарных навыков коммуникации.

Выводы: Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития. Положительное влияние на этот позитивный процесс в работе оказывает тесное сотрудничество воспитателя с родителями, использование приёмов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.

На следующий учебный год ставим задачи:

Продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия для систематического закаливания организма, формирования и совершенствования основных видов движений. Постоянно осуществлять контроль над выработкой правильной осанки.

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, пространственную ориентировку.

Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях. Способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности.


Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы.

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды. Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, учить простейшим обобщениям.

Продолжать развивать речь детей: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произнесения слов.

Воспитывать умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе; помогать детям запоминать, и с помощью взрослого читать короткие стихотворения, потешки.
Формировать элементарные математические представления.

Учить находить в окружающей обстановке один и много однородных предметов, сравнивать группы предметов, определять, каких предметов «больше - меньше», «столько - сколько».

Продолжать воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.

Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия.

Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Учить передавать в рисунке, лепке, аппликации несложные образы предметов и явлений действительности.

Развивать музыкальный слух детей, приучать слушать песни, музыкальные произведения, замечать изменения в звучании музыки. Учить детей выразительному пению и ритмичным движениям под музыку.

Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий. Приучать соблюдать в ходе игры элементарные правила. В процессе игр с игрушками, природными и строительными материалами развивать у детей интерес к окружающему миру.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Отчет о воспитательно - образовательной работе в старшей группе за 2013 - 2014 учебный год.                              ...

АНАЛИЗ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Отчет о воспитательно - образовательной работе  во  второй младшей группе....

Анализ учебно-воспитательной работы средней группы «Теремок» за 2019–2020 год

Анализ учебно-воспитательной работы средней группы «Теремок» за 2019–2020 год...

Анализ работы средней группы за 2019-2020 учебный год

Воспитательно-образовательный отчёт средней группы за 2019-2020 учебный год...

Анализ учебно-воспитательной работы за 2020-2021 учебный год

Анализ учебно-воспитательной работы...

Отчет работы группы за 2019-2020 год

Отчет опроведенной работе за 2019-2020 учебный год...