Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность «Культурное наследие».
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скородумова Людмила Владимировна

Актуальность

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._otchyotsamoobrazovanie2023-2024.docx25.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отчёт.

Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность «Культурное наследие».

Актуальность

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Музыкальное воспитание и развитие патриотизма человека продолжается в течение всей его жизни. Дошкольный период — это время, когда воспитание и развитие всех качеств наиболее эффективно и является значимым этапом в формировании личности будущего взрослого человека. Одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день является воспитание будущего патриота своей страны.

Одним из важных этапов работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Какой же вклад мы можем внести в этот процесс в детском саду, в частности, на музыкальных занятиях?

Всю работу в этом направлении я разбила на три блока:

а) знакомство детей с произведениями русских классиков;

б) музыкальный фольклор;

в) творчество современных композиторов, пишущих для детей (так называемая детская музыка).

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у детей патриотические чувства, ответственность и уважение к истории и культуре родной страны, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).
  2. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
  3. Воспитывать у детей чувство собственного достоинства как представителей своего русского народа. Формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.
  4. Воспитывать доброе отношение и  любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
  5. Учить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально  передавать  свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
  6. Организовать единение в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию.
  7. Создавать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.

Этапы работы над темой

Теоретический. Изучение методической литературы по данной теме, участие в педагогических советах, вебинарах, семинарах, всеобучах.

Педагоги всех возрастных групп совместно со мной систематически планировали и организовывали работу по нравственно-патриотическому воспитанию с обучающимися с учетом возрастных особенностей детей, обеспечивая актуальное проникновение работы по патриотическому воспитанию во все области образовательной деятельности.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию осуществлялась в разных формах, таких как: интегративные комплексно-тематические занятия, викторины, развлечения, конкурсы, фольклорные праздники, утренники, игры - беседы, игры-путешествия, дидактические игры, экскурсии, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, рассматривания репродукций художественных картин и фотографий, изготовление творческих работ, самодельных книг и альбомов и др.

Во всех возрастных группах осуществлялась преемственность в работе семьями по нравственно-патриотическому воспитанию. Активно привлекались родители к участию в семейных развлечениях «Мой любимый город», «День матери», «23 февраля», «День Победы.

 Серьезная педагогическая работа было проведена и в рамках празднования 80-летия прорыва блокады Ленинграда (участие в районном патриотическом  конкурсе "Я помню, я горжусь"), празднование 79-ой годовщины Победы в ВОВ.

В уголке музыкально-театрализованной деятельности размещались различные виды театров, направленные на обыгрывание сюжетов произведений детской художественной литературы, музыкальные диски.

Благодаря систематической комплексной работе всех педагогов по приобщению к народной культуре удалось добиться высоких результатов в области нравственно-патриотического воспитания:

- Старшие дошкольники имеют достаточно обширный запас знаний об истории и достопримечательностях, знаменитых людях Бокситогорского района, города Пикалёво, Ленинградской области, России;

- У воспитанников отмечается стойкий интерес к культурному прошлому России, народным промыслам, традициям и обычаям, фольклору;

-Дошкольники испытывают чувство восхищения богатствами Российской природы, созерцая ее реальную красоту в ходе наблюдений, экскурсий, а также поэтическую и художественную привлекательность, переданную в произведениях великих русских поэтов, писателей, художников, музыкантов;

- У детей развито чувство гордости и ответственности за достижения своей страны, героические подвиги людей во время ВОВ.

Таким образом, знания, умения и творческий подход педагога – залог успеха в любой образовательной деятельности музыкального руководителя.

РЕЗУЛЬТАТ:

  • Самостоятельно придумывают несложные танцевальные композиции со знакомыми движениями.
  • Исполняют знакомые разученные танцы, песни эмоционально, ритмично.
  • Слышат и правильно интонируют интервалы в пределах кварты и квинты.
  • Раскрепощённо преподносят свои умения перед зрителями и сверстниками во время выступлений.
  • Имеют уверенные знания о традициях нашего народа, праздниках, связанных с историей страны.

Работа в МБДОУ строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, посещающих детский сад.

В течение 2023-2024 учебного года было обеспечено взаимодействие МБДОУ с родителями через интегрированное использование информационно - коммуникационных технологий.

В работе активно использовала следующие формы интерактивного общения: официальный сайт МБДОУ, ведение персонального сайта, блогов и др.

Содержание направлений.

Название

Цель

Краткое описание

Приложения

Непосредственно музыкальная образовательная деятельность в детском саду

Средствами музыки обогатить духовный мир ребёнка, расширить музыкально-эмоциональный багаж детей, воспитать любовь к Родине, бережное отношение к природе

Пение песен, разучивание танцев, выступления на утренниках и развлечениях, музыкальные гостиные, театральная деятельность, фольклор.

Уроки мужества.

Сценарий «День рождения города Пикалёво».

Сценарий праздника «День России».

Диск-видео с песней й, красный».

Презентация на песню «Белый, синий, красный»

Интегрированное музыкально-речевое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Моя малая Родина – русская сторонка».

Сотрудничество с социумом

Сформировать чувство гордости за свой народ и Родину, помочь прикоснуться к великому прошлому и достопримечательностям города, вызвать чувство уважения к старшему поколению

Совместный проект с педагогами и родителями «Моя малая Родина –Пикалёво», встречи с ветеранами и пожилыми людьми, праздничные поздравления-концерты, посещение краеведческого музея, беседы и выступления в библиотеке

 Презентация «День независимости».

Сценарий «День рождение города Пикалёво».

Экскурсия в детскую городскую библиотеку.

Выход  к памятнику - обелиску «Братское захоронение советских воинов, погибших в 1941-44 гг».

Совместная работа с родителями

Получить эмоциональный комфорт от совместной деятельности, помочь родителям сблизиться с детьми и педагогами, поднять авторитет педагогов и родителей, стремиться к доброжелательному сотрудничеству и взаимопомощи

Выступление детей на районных конкурсах, участие в выставках и викторинах, анкетирование, разучивание стихов, изготовление открыток и сувениров («Творческие мастерские»), посещение памятных мест и мероприятий города, выступление родителей на утренниках в качестве актёров

Отзывы родителей, рисунки и поделки детей.

Все проведённые мероприятия можно посмотреть на сайте МБДОУ "Детский сад № 3 комбинированного вида" города Пикалёво.

https://pikalevo3.tvoysadik.ru/

Музыкальный руководитель

Скородумова Людмила Владимировна

 МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида» города Пикалёво


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-личностного саморазвития по теме: "Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность".2011-2014гг.

Программа социально-личностного саморазвития по теме:" Патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность"...

Опыт работы: "Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"

Опыт работы музыкального руководителя Бушиной Н.В. на тему:"Патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность в детском саду"...

Духовно - нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию своего народа. День матери.

quot;Традиции и новации: культура, общество, личность." Российский праздник "День матери" Консультация для родителей и сценарий развлечения ....

Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".

Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....

Презентация. Самообразование по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через различные виды деятельности» на 2021-2022 учебный год разновозрастная группа (4-6 лет) «Подсолнушек»

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения её богатейшим историческим традициям является одной из са...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкальную деятельность».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...

Отчет по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»

Отчет по самообразованию на тему:«Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»...