Фольклор для детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Сорочкина Елена Владимировна

Консультация   для воспитателей детского сада в работе с детьми раннего возраста посредством фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx14.61 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор   для  детей раннего возраста.

     Русский народ – мастер на всякого рода присказки, прибаутки половицы, поговорки –это богатство родного языка, традиции , жизненного уклада.

О роли фольклора в жизни раннего возраста детей сказано немало.

С  раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, попевки.

     Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова их ритм, малыш играет в ладошки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произнесённому тексту.

      Известно, что в ранний период жизни дети отличаются конкретностью восприятия. Это означает, что малыши должны видеть последовательную цепь событий, описываемых в тексте. В этом случае дети улавливают взаимосвязи, начинают понимать причинно- следственные отношения, вытекающие из содержания текста.

    Приём инсценирования  помогает соединить во времени зрительные и слуховые стимулы. Детям можно предложить позвать петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек, покачать люлечку.

    Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.. .

    Например, говоря о петушке – «масляна головушка», желательно привести игрушку в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» следует привести игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подать голос» (петушок поёт, кукарекает). Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. Не случайно при чтении потешки «Все люди спят»,   вначале разыгрывается первая строчка (дети кладут под щёчку сложенные ладошки и на секунду закрывают глаза –«спят»).

   Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем, сороки-воровки, яркого петушка, красивой куклы.

   Фольклорный материал способствует овладению родной речью, её выразительной  лексикой. Запоминая слова потешек, приговорок, песенок, сопровождающих игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи. Вспомним, например известную игру- забаву «Мальчик-пальчик».

    Игры- забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определённых движений (бег, прыжки, метание), тем самым они могут оказать помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья (например, «Еду к бабе..»).

    Игры-забавы могут использованы и для развития детского творчества. Например, читая потешку «Солнечные зайчики»,  дети с помощью зеркальца пускают солнечных зайчиков и фантазируют, на кого они похожи, что делают и т.д… Это не только забавляет, радует ребёнка, но и организовывает его поведение.

   Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Необходимо создать все условия, чтобы у малышей полутора лет возникла потребность речевого взаимодействия со взрослым.

  Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжёлого расставания с родителями можно включить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая её движения чтением потешки.

  Варианты такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя иенами близких людей:

Правильно подобранная потешка,  помогает установить контакт с малышом, пробудить у него симпатии к пока ещё незнакомому человеку –

воспитателю..

   С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одевании, укладывании спать,

при умывании.

   Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и в непосредственно образовательной деятельности.

Фольклор в воспитании детей  играет важную роль. Он развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным ...

Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста

Консультация для родителей Фольклор для детей раннего возраста...

Использование фольклора для детей раннего возраста в режимных моментах, совместной деятельности и НОД.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую рол...

"Русский фольклор для детей раннего возраста"

Оказание педагогической помощи по  вопросу вляния фольклора на раннее развитие ребенка...

Фольклор для детей раннего возраста

Фольклор для детей раннего возраста...

Проект нравственно - патриотическому воспитанию «Малые формы фольклора для детей раннего возраста» в группе раннего возраста №13 «Пчёлки»

Детский фольклор необходим воспитателю , т. к. отражает в играх. песнях, сказках жизнь и деятельность людей многих поколений. Трудно переоценить ту роль, которую играет устный фольклор в процессе стан...

Конспект занятия с использованием фольклора для детей раннего возраста «Петушок золотой гребешок».

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему мир...