ИОМ работа с ребенком с ОВЗ
рабочая программа (подготовительная группа)

Залялиева Елена Михайловна

: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_zimirev.docx53.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27«Сэсэг»

.

Индивидуальный маршрут развития

ребенка с ОВЗ ____Зимирев Артём (нарушение речи)___

 воспитанника подготовительной группы №4

на 2023-2024 учебный год

Цель: Выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Разработали:

Залялиева Е.М. - воспитатель

                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                

Общие сведения о ребенке

Общие сведения:

Дата поступления в образовательную организацию 01.02019 года

Программа обучения: Программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

С начала 2023 учебного года ребёнок  посещает подготовительную группу, возраст детей 5-6 лет. В настоящее время детский сад посещает регулярно. Ребенок приходит в детский сад всегда чистым, аккуратно одетым. В группу заходит в спокойном настроении.

Ребенок редко болеет простудными заболеваниями. В детском саду ребенок не кушает, не спит.

 Состав семьи: Ребенок проживает с родителями и  сестрой. Семья полная, воспитанием ребёнка занимается мама и папа. Родители создали все условия для развития и обучения ребенка. Взаимоотношения в семье доброжелательные. Процесс воспитания под контролем: мама  интересуется проблемами своего ребенка. Сотрудничает с педагогами. Принимает активное участие в жизни группы и детского сада.

Причина представления на ПМПК: нарушение речевого развития.

Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации:

1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.

Эмоционально-личностное своеобразие отношений:

-специфика отношений со взрослыми, сверстниками.

Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором.

В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует. Настроение у ребенка часто меняется.

- особенности поведения в свободной, организованной деятельности;

В свободной деятельности ребенок чувствует себя не всегда комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за играми детей, но играет один. В организованной деятельности не принимает участие.

- показатели личностного развития: принимает помощь сверстников и воспитателей,  одевается  при помощи взрослых.

2. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:

Общая моторика: Наблюдается совершенство общей моторики,  координация движений не нарушена. Ведущая рука правая.

3. Динамика (показатели) познавательного развития, речевого развития

Связная речь не соответствует возрастной норме, требует дальнейшего развития. Не всегда реагирует на обращение по имени. Словарный запас  ограничен, требует развития,   структура многосложных слов нарушена.

Продуктивной: Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.

Особенности внимания:

Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.

Особенности поведения:

Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.

Особенности эмоционально-волевой сферы:

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Отношение к учебной деятельности:

Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует; не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

Исходя из анализа развития ребёнка можно сделать следующий вывод: обучение по общеобразовательной программе у ребенка вызывает сложности; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога.

Пояснительная записка

«Программа» содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу, психологическую коррекцию и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. На основе ФГОС ДО разработана предлагаемая «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», обеспечивающая разностороннее развитие ребенка с речевыми расстройствами и подготовку его к школьному обучению. «Программой» предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

«Программа» включает следующие образовательные области.

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Принципы разработки индивидуального маршрута дошкольника:

1.Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.

2.Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект, обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.

3.Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит объединение детей в малые группы и их обучение.

4.Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения материала первого концентра воспитанники должны уметь общатьсяв пределах этой темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного материала и овладение новыми знаниями. работы.

5. Принцип последовательности реализуется в логическом по строении процесса обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному.

В коррекционной работе с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.

6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. 7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными требованиями обучения и воспитания.

8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную. Личностная индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического развития ребенка.

9 Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники, психокоррекции и пр.

10.Принцип сознательностиобеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений.

11.Принцип активностиобеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.

12.Принципы наглядности,научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения позволяют правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.

  1. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут воспитанника

Специалист

( ФИО)

Направление работы

Режим

Формы организации коррекционно- развивающей работы

Воспитатель:

 

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития, коррекционная работа по ориентированию пространстве в режимные моменты и в совместной образовательной деятельности

5 дней в неделю

Разнообразные

Учитель-логопед:

Реализация программы индивидуальной помощи в развитии ребенка, создание адекватных для данного ребенка условий развития

3 раза в неделю

Индивидуальные

Групповые

Педагог-психолог:

Психологическая помощь

- игровое взаимодействие  по развитию эмоционально-волевой и познавательных сфер

курсами

2 раза в неделю

Мини группы

Подгрупповые

Групповые

Индивидуальные

Воспитатель:

Физкультурные занятия

3 раза

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

Муз .руководитель:

Музыкальные занятия

2 раза

Групповые

Индивидуальная работа во время организации ООД

Медицинская  сестра:

Обеспечение профилактических мероприятий и назначений врача, мониторинг здоровья ребенка, контроль  за психофизическим состоянием

Старший воспитатель:

Диагностико-прогностическая работа: изучение медико-психологических, возрастных, личностных особенностей; круга общения; выявление позитивных и негативных влияний в структуре личности ребенка.

  1. Психолого-педагогическое сопровождение

Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.

Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Блок

Задачи

Формы реализации

Ответственный

Мониторинговые задачи

  • Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом
  • Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы
  • Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ
  • Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности
  • Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка

Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса

Специалисты ПМПк

Специалисты ПМПк

Председатель ПМПк

Воспитатели,  специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед) в течение всего учебного периода

Воспитательные задачи

  • Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка
  • Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
  • Воспитание положительных личностных качеств

  • Совместная работа специалистов в этом направлении
  • Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем
  • Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий  

направленных на решение задач социально-коммуникативного развития

Воспитатели

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Коррекционно-развивающие задачи

  • Развитие компенсаторных механизмов
  • становления психики и деятельности ребёнка
  • Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров

  • Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач
  • Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.

Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка

Образовательные задачи

  • Развитие познавательной активности ребенка
  • Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
  • Подготовка ребенка к школьному обучению, с учётом индивидуальных особенностей и его психофизических возможностей.
  • Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ
  • Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями
  • Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики
  • Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

  1. Освоение образовательной программы: АДАПТИРОВАННАЯ ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  2. Цель:

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка

Задачи:

- развивать интерес к окружающей действительности и познавательную активность ребенка;

- расширять понимание речи детьми;

- развивать потребности в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, обучать ребенка взаимодействию с окружающими, взрослыми и сверстниками;        

- учить ребенка отражать в речи содержание выполненных действий (вербализация действий ребенка);

- формировать элементарные общие речевые умения.

Программно-методическое обеспечение

Содержательный раздел:

Область

Задача

Содержание

Ожидаемый результат

Речевое развитие

-развивать речевую активность ребенка;

-развивать диалогическую форму речи, поддерживать инициативные диалоги между детьми,

-расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

-формировать умение понимать содержание литературных произведений;

-разучивать с детьми стихотворения.

Чтение сказок, потешек, рассказов, стихотворений. Разучивание с ними стихотворений, потешек, песенок.

Составление рассказов о собственного имени «Я люблю…»

Коллективные рассказы по картине «золотая осень», «Утро в сосновом бору»

Артикуляционная гимнастика.

Поддерживает диалогическую форму речи, расширен словарный запас, понимает и проявляет интерес к прослушиванию литературных произведений.

Художественно-эстетическое

развивать интерес к изобразительной деятельности и ее результату;

-уточнять представления ребенка об основных цветах и их оттенках,

-формировать умение смешивать и получать оттеночные цвета красок;

-учить детей создавать сюжетные изображения, в нескольких предложениях передавать их содержание;

-формировать умение оценивать свои работы путем сопоставления с образцом, словесным заданием;

-развивать у ребенка чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

-формировать умение определять способ лепки (раскатывать, защипывать,

оттягивать, соединять части и пр.);

Рисование различных пород дерева, рисование улиц.

Рисование человека, способы передачи движений рук и ног, наклона туловища.

Рисование портрета мама.

Лепка фигур человека и животных с передачей характерных

Движений.

Сюжетно-тематическая аппликация на темы «Осень», «Зима», «Весна», «В огороде», «На лугу», «На озере»,

«В саду цветут яблони», «Цветы на лугу» .

Пальчиковые игры

Знает цвета и их оттенки, умеет смешивать цвета для получения оттенков.

Умеет оценить свою работу, что получилось, а что нет.

Владеет кистью, карандашами, и фломастерами.

Знает приемы лепки, и умеет передавать образ человека и животных.

Познавательное развитие

– продолжать развивать интерес к процессу и результату конструирования;

-– расширять и углублять представления ребенка о местах обитания,

образе жизни животных и растений;

– углублять и расширять представления ребенка о явлениях природы;

-формировать умение ребенка устанавливать причинно – следственные связи;

-развивать сенсорную способность ребенка, формировать умение  выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус;

- совершенствовать навыки пользования способами проверки (приемы наложения и приложения),

-развивать ориентировочные действия на листе бумаги,

-формировать умение образовывать последующее число добавлением одно-

го предмета к группе,

-знакомит с количеством в пределах десяти;

-формировать у ребенка умение называть цифровой ряд, выкладывая

цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов;

Наблюдения, беседы, игры, чтение

литературы о домашних и диких животных и их детенышах.

Игры эксперименты с водой, песком, камнями.

Игры и упражнении я со строительными наборами.

д/и «Какой цифры не стало?»,

«Найди такой же узор»,

«Каждую фигуру на свое место»,

«Кто больше увидел»

Знает и называет диких и домашних животных их место обитания, образ жизни.

Знает и называет явления природы.

Может выделить предмет на ощупь, по запах и вкусу.

Ориентируется на листе бумаге и в пространстве.

Знает прямой счет. Умеет соотнести цифру к количеству.

Умеет образовывать цифровой ряд путем прибавления.

Игровая деятельность (социально-коммуникативное)

Вызывать у ребенка интерес С/Р играм;

– закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры;

– формировать умение обыгрывать сюжеты,

– формировать умение  использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;

– развивать воображение ребенка в ходе подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;

– учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на

себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие

эмоциональные реакции по ходу игры;

– закреплять умения ребенка в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки.

Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых, способствующим обогащению социально-бытового опыта ребенка. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух-трех сюжетных линий в единую игру: «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта», «Зоопарк», «Театр»

Проявляет интерес к с/р играм, принимает на себя роль, умеет обыграть сюжет, построить сюжетную линию использовать предметы – заместители.

Физическое воспитание

-развивать точность произвольных движений, формировать умение переключаться с одного движения на другое;

– формировать умение выполнять упражнений по словесной инструкции

взрослых;

– воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных

видах движений;

-формировать умение выполнять разные виды бега, быть ведущим колонны,

при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера;

– формировать умение прыгать: энергично отталкиваться и мягко приземляться с сохранением равновесия;

– формировать умение ловить мяч, отбивать мяч от пола;

Бег наперегонки, ловишки в кругу, поймай мяч, ловишки с мячом, эстафета парами, ударь по мячу.

Выполняет упражнения по словесной инструкции.

Старается сохранять осанку во всех видах деятельности..

Выполняет разный вид бега, может быть направляющим в колоне.

Прыгает с опорой на обе ноги, через препятствие.

Кидает и ловит мяч двумя руками. Умеет отбивать мяч от пола не менее 6 раз.

Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Направление коррекционной работы

Содержание

Моторика

Артикуляционная

Мелкая

Общая

Вырабатывать полноценное движение органов артикуляции, используя фотообразцы и д/материал (воздушные шарики, бумажные бабочки).

Развивать четкие движения пальцев рук, д\и «Рисовалочка» (обводка по контуру).

Двигательные упражнения и имитация действий

Просодика:

Голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание

Двигательные упражнения с речевым сопровождением (под звучащие муз. инструменты).

Фонематические процессы

Развивать слуховое внимание на неречевых звуках в д/играх «Кто как кричит?», «Кто позвонил?», «Чей голос громче?».

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

Звукопроизношение

В норме

Слоговая структура слова

Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря.

Лексика

Расширять и активизировать словарь, используя лексические темы: «Моя семья», «Части тела», «Овощи-фрукты», «Времена года» и т.д.

Грамматический строй речи

Учить отвечать простым предложением, формировать категории множественного числа в д/играх «Где сколько?»

Связная речь

Улучшать навыки общения с детьми. Оречевлять свои действия в повседневной жизни детского сада, описывать свои игрушки, участвовать в детских утренниках.

Перспективное планирование деятельности педагога-психолога

Основные

направления

Содержание

Сроки

Работа с ребенком

Диагностическоенаправление

Коррекционно-развивающее

направление

1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин,структуры и степени выраженности отклонений в развитии,с целью выявления особенностейпсихического развитияЧерновой Анны. (познавательной сферы и ведущейдеятельности).

2.Психолого-педагогический мониторинг:выявление особенностей динамики Черновой Анны.

1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год.

2.Составление индивидуального маршрутасопровожденияЧерновой Анны.  .

3.Составление циклограммы деятельности.

4.Проведение фронтальной(подгрупповой)деятельности по ознакомлению сокружающиммиром, развитию познавательнойсферы.

 5.Проведение индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности согласно задачам исодержанию работы, отраженных в планахиндивидуального сопровождения детей.

Октябрь

Январь (1-2нед.)

Май (2 нед.)

Октябрь-май

Октябрь

Октябрь

В течение года

В течение года

Работа с

педагогами

Консультативноенаправление

1.Планированные коррекционно-образовательнойдеятельностис учетом комплексногообследованияЧерновой Анны.

2.Консультации для специалистов-участниковкоррекционно-образовательного процессаЧерновой Анны.

3.Консультации, беседы, семинары-практикумы длявоспитателей группы

Октябрь, январь, май

В течение года

В течение года

Календарно-тематическое планирование  работы педагога-психолога

Месяц

Темы

Формы и виды работы

Сентябрь

«Овощи»

  1. Игра «Овощи»Сравнить и объяснить сходства и отличия разных овощей
  2. Игра «Четвертый лишний»
  3. Разрезные картинки «Овощи»
  4. Рисуем этикетки, консервируем овощи   (развитие кратковременной памяти)
  5. Штриховка, раскрашивание овощей (развитие мелкой моторики)
  6. «Найди два одинаковых овоща» (развитие внимания)
  7. Игра «Ругаемся овощами» (преодоление агрессии)
  8. Игра «Приглашение в гости» (развитие памяти)
  9. Игра-драматизация «Мы пришли на огород»
  10. «Сравни овощи» (развитие мышления)
  11. Составление загадок-описаний
  12. Зашумленные картинки

Октябрь

«Фрукты, ягоды»

«Грибы»

«Деревья, кустарники»

  1. Игра «Узнай на ощупь» (развитие восприятия, тактильной памяти)
  2. «Обведи и вырежи» (развитие мелкой моторики)
  3. Упражнение «Определи на вкус» (развитие вкусовой памяти)
  4. «Коробочка с запахами» (развитие обонятельной памяти)
  5. Игра «Что ты любишь» (развитие внимания и интереса к самому себе и своему имени)
  6. Составление загадок-описаний
  7. «Быстро найди и собери» (развитие внимания, быстроты внимания)
  8. Продолжи ряд
  9. Упражнение «Фруктовый сад» (развитие навыков аутотренинга, устранение мышечных зажимов у детей в походке, мимике, дыхании)
  10. Упражнение «Образы и звуки» (повышение чувствительности к физ.упражнениям путем вызывания зрительных образов под музыку)

Ноябрь

«Одежда»

«Обувь, головные уборы»

«Животные»

  1. Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»
  2. «Пуговицы» (развитие зрительной памяти)
  3. Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики» (развитие памяти, тактильных ощущений)
  4. Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку)
  5. Игра «Зоопарк», «Зоопарк настроений» (развитие эмоций)
  6. Рисование «Где я был?», вылепи или сложи из бумаги животное (развитие мелкой моторики)
  7. «Найди отличия» (развитие внимания)
  8. «Походки» (развитие общей моторики)
  9. «Это правда или нет?» (развитие логики)
  10. Разрезные картинки
  11. «Рассеянный Антошка» (развитие мышления, памяти)
  12.  Игры: «Доброе животное» (развитие саморегуляции), «Дракон кусает свой хвост», «Рычи, лев, рычи», «Зайцы и слоники», «Два барана» (снятие агрессии, ослабление негативных эмоций)

Декабрь

«Зима»

«Семья»

«Новый год»

  1. Беседа «Где рождается снег» (развитие логического мышления)
  2. Нарисуй и вырежи снежинку (развитие мелкой моторики)
  3. Игра «Когда это бывает?»
  4. Составление сюжетных рассказов по картинке «Ёлка», «В лесу»
  5. Игра «Ассоциации»
  6. Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.)
  7. Игра «Отгадай, что я делаю» (катаюсь на лыжах, коньках, играю в снежки и т.д.)
  8. Игра «Для чего нужен предмет»
  9. Игра «Клоуны» (смена мышечного напряжения и расслабления)
  10. Беседы: «Для чего нужны родители», «Мама, папа и я – дружная семья»
  11. Рисование: «Моя семья», «Моя красивая мама», «Самый замечательный человек» и т.д.
  12. Психотехнические игры «Подарок», «Секрет».
  13. Игры: «Украсим ёлку к празднику», «Подарок для семьи», «Кто пришёл на ёлку», «Кто кем приходится», «А у вас?»
  14. Упражнение «Оживим картинку»

Январь

«Дом»

«Мебель»

«Посуда»

  1. Беседа «Расскажи о своем доме», игра-воспоминание «Звуки, запахи моего дома»
  2. Игра «Потерялся»
  3. Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает»,  «Безопасный дом», «Что потерялось в доме?» (развитие внимания), «Волшебный стул», «Дорисуй детали»
  4. «Что можно, а чего нельзя» – основы безопасности
  5. «Какие продукты нам друзья, а какие – враги»
  6. Психофизический тренинг «Мысленная прогулка по своему организму с целью его укрепления»

Февраль

«Детский сад»

«Профессии»

«Комнатные растения»

  1. «Новоселы» (рисование своих портретов детьми и заселение их в дом – группу детского сада)
  2. Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя)
  3. Игры «Доронься до…», «Катушка», «Ветер дует на…»
  4. Этюды «Робкий ребенок», «Смелый ребенок»
  5. Игры: «Звуки группы», «Давай сравним», « Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий»
  6. Беседа о работниках детского сада (какие профессии, настроение работников)
  7. Игра-диагностика: «Сладкая проблема», «Секрет», «Портреты»
  8. Беседа – игра: «Когда дети лгут»

Март

«Мамин праздник»

«Первоцветы»

  1. Рисование: «Моя мама», «Моя семья»
  2. Проигрывание ситуаций с последующим анализом: «Мама заболела», «Я сказал маме неправду» и т.д.
  3. Психорисование «Весенние цветы»
  4. Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»

Апрель-Май

«Насекомые»

«Лето»

  1. Упражнение «Волшебный тазик» (развитие обонятельных и вкусовых ощущений)
  2. Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»
  3. Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица», «Жучок», «Пчелка мешает спать»
  4. Рассказывание стихотворений с помощью жестов
  5. «Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)
  6. Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной работы с ребенком на основе гендерного подхода. Тьюторская работа.

Очень часто за ярким светом "звезд", мы не замечаем тех, кто мог бы светить еще ярче, но им нужно помочь. Задача педагога не только заметить этот потенциал в ребенке, но и дать ему возможность показат...

Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ».

Сообщение из опыта работы по теме: «Организация коррекционной работы с ребенком с ОВЗ». Представлен на заседании РМО учителей -логопедов 7.02.2017г....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

«Организация работы с ребенком – инвалидом в условиях ДОО» (из опыта работы)

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможно...

Перспективный индивидуально-тематический план учителя-логопеда по работе с ребенком с ОВЗ, имеющим статус "ребенок-инвалид".

Перспективный индивидуальнл-тематический план учителя-логопеда по работе с ребенком с ОВЗ, имеющим статус "ребенок-инвалид"....

Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).

Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чт...