Отчёт по самообразованию -"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских на родных сказок"
материал (средняя группа)

Цель: выявление и изучение воспитательных особенностей русской народной сказки. Воспитание нравственных качеств личности (милосердия, уважения, послушания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13»

Отчёт по самообразованию

Биушкиной О.В

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

                                                               

                                                                   

 «Сказки – это зернышко, из которого

                                    прорастает эмоциональная оценка    

                                                            ребенком жизненных явлений».

  Цель:

 Выявление и изучение воспитательных особенностей русской народной сказки. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

 Задачи:

Образовательные

 Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

Развивающие

  Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные

 Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

 Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В современном же мире большое внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка. Однако ещё Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

  В процессе реализации плана самообразования по данной теме мною была изучена методическая литература и проведено анкетирование родителей по теме «Какие сказки читаете детям?». Подобраны материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

 Также подготовлены консультации, чтобы помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. В основном все родители читают ребенку книги дома регулярно и по просьбе самого ребенка, и по своей инициативе. Прочитанное обсуждают с малышом. В каждой семье у ребенка есть домашняя библиотека. В основном это сказки, рассказы и стихи. По -мнению родителей, дети предпочитают слушать сказки и стихи. В библиотеку родители с детьми не ходят в связи своей занятости и доступности других мультимедийных ресурсов.

 Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. На каждом возрастном этапе работа со сказкой имеет свои особенности. Для понимания образа героя, мы с ребятами рисовали, лепили героев сказки. Одну и ту же сказку обыгрывали с помощь пальчикового или кукольного театра, ставили драматизацию по мотивам сказки. Эффективным способом при работе со сказкой было использование дидактических игр и упражнений, например, «Назови добрых/злых героев», «Опиши героев». Изучение и обсуждение сказок способствовало освоению детьми понятия семья, забота о своих близких. Я продолжала формировать у детей такие нравственные качества, как честность, заботливое отношение к окружающим, дружба. Для эффективного усвоения нравственных качеств создавала проблемные ситуации. Например, «В гости к героям сказки «Кот, петух и лиса» - дети учились правильно вести себя в гостях. «В мире вежливых слов» (по сказке «Гуси – лебеди») - формировали навыки культурного поведения, знакомились с понятием «вежливый, культурный человек». «Волшебные слова» (по сказке «Теремок») - учились правильно и уместно использовать вежливые слова, употреблять в речи слова приветствия, прощания, вежливо выражать свою просьбу. Для того чтобы лучше понять героя сказки, его образ создавали в рисунках, лепке, аппликации. Для понимания чувств и эмоционального состояния героя, использовалась игра-драматизация по мотивам русских народных сказок «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди». Всё это способствовало освоению детьми понятия навыков культурного поведения, употребления в речи вежливых слов.

В группе был дополнен новыми атрибутами уголок «Сказка», в котором размещены различные виды театров, маски для игр-драматизаций, дидактические игры по сюжетам русских народных сказок.

Также была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками. Подобраны раскраски по теме.

В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:

 По художественно – эстетическому воспитанию: рисование «Колобок покатился по дорожке» «Золотое яичко», «Козленок», лепка по сказке «Три медведя», аппликация «Выросла репка – большая пребольшая», «Домик для зайчика и петуха».

Беседы по русским народным сказкам, целью которых было помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему.

Дидактические игры «Из какой сказки герои?», «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности», «Сказки», игры-паззлы, кубики и др.

Просмотр сказок в мультимедийном варианте, прослушивание в записи известных мастеров сцены.

Для родителей были подготовлены консультации - «Читайте ребёнку правильные сказки», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Сказки помогают справиться с детским непослушанием», «Сказкотерапия, как средство воспитания». Привлекали родителей к изготовлению костюмов и декораций для организации с детьми игр-драматизаций. Особую роль в своей педагогической работе я направила на просвещение родителей, познакомила с консультациями по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников. При работе над данной темой  мною были составлены картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок для детей дошкольного возраста. В результате проделанной работы дети нашей группы усвоили добродетели, стали более направлены и открыты добру. У них сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира. У ребят начала формироваться потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

  Проведенный самоанализ позволил подтвердить правомерность моих подходов к процессу воспитания нравственных качеств средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять еѐ героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

   Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников Для выявления уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников была проведена беседа по методикам (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) «Закончи историю»; «Сюжетные картинки» В исследовании принимали участие 30 дошкольников среднего возраста. Исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап в октябре, 2 этап в апреле. Цель - выявление уровня нравственных качеств у дошкольников. Методика «Закончи историю». Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость -лживость. Анализ результатов 1-го этапа по методике «Закончи историю» свидетельствует, что 13 % испытуемых показали высокое осознание нравственных норм, 47 % испытуемых показала среднее осознание нравственных норм и 40% испытуемых показали низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что у испытуемых детей средний уровень осознания нравственных норм. Методика "Сюжетные картинки" Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике. Ребенок даёт моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к этим нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) - на безнравственный. Анализ результатов 1-го этапа по методике «Сюжетные картинки» свидетельствует, что 14% протестированных детей имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, 33% детей имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало 53 % детей. Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей средние показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Результаты 2-го этапа диагностики уровня сформированности нравственных качеств у дошкольников Цель контрольного этапа исследования: проанализировать результаты работы и сделать сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов исследования. Были проведены повторные методики, что и на констатирующем этапе (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) «Закончи историю», «Сюжетные картинки». В исследовании принимали участие 30 дошкольников. Анализ результатов 2-го этапа по методике «Закончи историю» свидетельствует, что 53 % испытуемых показали высокое осознание нравственных норм, 40 % испытуемых показала среднее осознание нравственных норм и 7%испытуемых показали низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что у испытуемых детей высокий уровень осознания нравственных норм. Анализ результатов 2-го этапа по методике «Сюжетные картинки» свидетельствует, что 47% протестированных детей имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, 33% детей имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало 20 % детей. Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей средние показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Вывод: Проводя наблюдения за общением дошкольников, пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

Обобщение опыта по теме самообразования.

 29 апреля 2024г – выступление на педагогическом совете с презентацией «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...

Отчёт по самообразованию на тему: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Отчёт по самообразованию на тему:«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»...