"Экскурсия в картинную галерею"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Шабанова Елена Анатольевна

Занятие по проиобщению к социо-культурным ценностям в подготовительной группе. Ознакомление с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны через приозведения живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ekskursiya_v_kartinnuyu_galereyu.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: знакомство с историческими событиями Великой Отечественной войны

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с героическим подвигом советского народа на фронте, в тылу, в партизанском движении;

- начать знакомство детей с произведениями живописи, рассказывающими о Великой Отечественной войне;

- познакомить детей с акциями, приводящимися в память о событиях Великой Отечественной войны

Воспитательные:

- способствовать воспитанию патриотических чувств;

- способствовать воспитанию уважительного отношения к героям Великой Отечественной войны;

- приобщать детей к патриотическим поэтическим произведениям о Великой Отечественной войне;

- воспитывать чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне

Развивающие:

- способствовать развитию интереса к героической истории военных лет нашей Родины;

- содействовать развитию интереса к произведениям живописи о Великой Отечественной войне;

- развивать познавательный интерес к истории праздника День Победы;

- развивать зрительное внимание, воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим;

- активизировать словарь детей: Великая Отечественная война, фронт, тыл, партизаны, героизм

Создание среды для организации и проведения занятия:

  • Создание в группе двух зон: учебная (детский сад), основная, оформленная в стиле картинной галереи (репродукции картин о Великой Отечественной войне);
  • Предметы: карточки с фото и плакатами, георгиевские ленточки на каждого ребенка;
  • Звукозаписи объявления Левитана о начале войны, песни «Священная война» В. Лебедева-Кумача, песни «День Победы» Д. Тухманова и В. Харитонова

Ход занятия:

          Помещение группы условно разделено на две зоны: зона группы (стульчики стоят полукругом перед доской, оформленной по теме занятия), зона картинной галереи (оформлена репродукциями картин о Великой Отечественной войне и условно отделена от зоны группы столами. В центре галереи расположены столы с карточками из дидактической игры «Военные страницы», которая содержит фотоматериалы и плакаты военных лет)

Воспитатель: Ребята, скоро вся наша страна будет отмечать один из самых важных праздников - День Победы. Об этом празднике вы уже знаете, мы читали книги и беседовали. Скажите, пожалуйста, о какой победе идет речь? (ответы детей) Верно, вы молодцы, все сказали правильно. Поэтому, наверное, не случайно, нам пришел пригласительный билет на экскурсию в картинную галерею. Но не простую. Посмотрите на приглашение и попробуйте догадаться какие картины мы сможем там посмотреть. (ответы детей) Вы правы. Сегодня мы рассмотрим картины, которые рассказывают о мужестве и героизме русского народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Но прежде, чем отправиться в галерею, давайте вспомним правила поведения в общественных местах, в музеях и галереях. (ответы детей)

Воспитатель: Итак, отправляемся.

Дети строятся парами и переходят в зону картинной галереи.

Воспитатель: Давайте подойдем к первой картине нашей галереи и вспомним немного, что же мы знаем о начале войны.

        Когда началась война? Как она началась? Почему немецкие захватчики-фашисты так быстро смогли захватить часть нашей великой страны? (ответы детей)

        Итак, огромная армия Гитлера 22 июня 1941 года неожиданно, вероломно, без объявления войны напала на нашу страну.

Звучит аудиозапись объявления Левитана о начале войны.

Воспитатель: Как отреагировал советский народ на это? (ответы детей о том, что все мужчины пошли на фронт защищать свою Родину). Верно, ребята, все, кто мог воевать, уходили на фронт. Уходили под звуки песни «Священная война» В. Лебедева-Кумача

Звучит аудиозапись песни «Священная война».

Воспитатель: Давайте подойдем к первой картине. Как вы думаете, что изображено на этой картине? (Проводы) Верно, картина Гелия Коржакова так и называется «Проводы». На этой картине изображена сцена прощания жены с мужем, уходящим на фронт. Какие чувства вызывает у вас эта картина? Что вы чувствуете, гладя на нее? Что чувствует солдат, уходящий на фронт? Что чувствует женщина, провожающая его? (грусть расставания и тревога за будущее. А еще при знакомстве с этой картиной возникает желание, чтобы никто и никогда больше не страдал, как герои этой картины и люди всей нашей огромной страны в те далекие страшные годы войны).

Посмотрим еще раз на картину «Проводы»

Ребенок 1: Я на подвиг тебя провожала,

Над страною гремела гроза,

Я тебя провожала

И слезы сдержала,

И были сухими глаза.

Ты в жаркое дело

Спокойно и смело

Иди, не боясь ничего! (В. Лебедев-Кумач)

Воспитатель: Чтобы узнать, как наша доблестная армия боролась с фашистами, приближая День Победы, пройдем к картине Павла Соколова-Скаля и Андрея Плотнова «Штурм Севастополя». Эта картина рассказывает об одном из главных сражений ВОв – освобождение города Севастополя от фашистов. Севастополь оказался в числе городов, которые первыми подверглись ударам немецкой авиации. Фашисты стремились уничтожить русский флот, а в Севастополе находилась главная база советского флота. Советские бойцы очень долго и упорно защищали свой город. И только когда у наших бойцов закончились боеприпасы, фашистам удалось захватить город. Но наши бойцы говорили: «Это только начало войны, мы вернём Севастополь!» Через два года наша армия вернулась в Севастополь, чтобы уже навсегда освободить город от фашистов.

Ребенок 2: Я спою, как росла богатырская рать,

Шли бойцы из железа и стали.

И как знали они, что идут умирать,

И как свято они умирали! (А. Апухтин)

    На картине художники изобразили момент атаки морских пехотинцев и моряков. Давайте рассмотрим внимательно картину, чтобы представить себе мужество русских воинов в этом великом сражении.

     По форме одежды определите, где немцы, и расскажите, какими их изобразил художник. (испуганные, под натиском наших бойцов они пришли в ужас. Их лица перекошены от злобы и страха. Танкист даже боится высунуться из танка. Он только опасливо выглядывает из-под люка. На переднем плане видим брошенный фашистом автомат некоторые трусливо пытаются спрятаться за танком).

     А теперь расскажите, как выглядят в бою наши моряки и солдаты. (вы верно заметили, что среди наших бойцов нет проявлений трусости. Все они поднялись в полный рост и мужественно ринулись с автоматами в руках против бронированного немецкого танка.)

Ребенок 3: И автомат, как знамя, вскинув,

Моряк бросается вперед.

Туда, где флотская святыня!

Где бой!

Где Севастополь ждет! (И. Уткин)

      Что еще мы видим на картине? (второй план: в центре картины бегущие моряки со знаменем своего батальона. Не выпуская знамени из рук, эта группа мощно наступает на противника. Враг в смятении, а наши бойцы продвигаются вперед, тесня фашистов)

      Как изображен город на картине? (ответы детей, желательно девочек). Да, вместо города остались разрушенные дома, поднимаются столбы дыма, которые закрывают небо.

      Посмотрите, как художники изобразили солдат обеих армий. Мы видим различие в форме. Различны и выражения их лиц. Одни – завоеватели, другие – освободители. Мы видим, как отважны русские люди, они или побеждают в бою, или погибают. Русских солдат не сломить. Они смелые, отважные и очень любят свою Родину! Какие чувства вызывает у вас эта картина? (ответы детей) 

      Верно, ведь в каждой семье есть свои герои войны, кто-то из них, возможно, сражался и за Севастополь. Вы можете гордиться ими!

      А в нашей галерее хранятся фотографии и плакаты тех далеких военных лет. Давайте взглянем на них. (на столе разложены карточки из дидактической игры «Военные страницы») Выберите, пожалуйста, только те, которые говорят нам о собятиях на фронте (карточки в красной рамочке)

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что День Победы приближали не только солдаты на фронтах ВОв. Давайте перейдем к следующей картине, попробуем понять, о ком дальше пойдет наш разговор. (ответы детей)

Верно, это партизаны! Кто такие партизаны?

      Эта картина художника Иссаака Серебряного называется «Партизанский отряд. Лесгафтовцы». Это партизанский отряд, созданный студентами и преподавателями Ленинградского института физкультуры им. Лесгафта. Поэтому их называли  Лесгафтовцы. А вскоре фашисты стали называть их неуловимыми «белыми призраками». Партизаны- лыжники – особый вид партизанских отрядов. По скорости и дальности передвижения по заснеженным территориям они были сравнимы с легкой кавалерией. Их часто называли «снежная кавалерия», «арктические стрелки», «лыжная рать».

       Партизаны сражались не фронте, а в тылу врага. «Партизаны – грозная сила, помогают армии с тыла». Они скрывались в лесах, жили в землянках. В тылу врага действовать было очень сложно и опасно. Фашисты боялись партизан и постоянно устраивали облавы на них. «И в ночь, и в день страшна врагу партизанская тень», - с гордастью говорили в нарде. Партизаны горячо любили свою Родину и порой ценой своей жизни вносили вклад в победу над фашизмом.

Ребенок 4: Взорван поезд на дороге,

Вражий склад огнем объят,

И в надежде и в тревоге

В деревнях окрестных говорят:

«Партизаны, партизаны –

Русской славы гордые орлы!

Партизаны, партизаны

Свято Родине верны!»   В. Дыховичный

       Партизан в народе очень любили, им помогали продуктами, собирали для них важную информацию: когда пройдет фашистский поезд, где остановились вражеские отряды на ночевку. Появилось множество пословиц и поговорок о партизанах. Помните, мы уже знакомились с ними:

  • Паровоз - под откос, эшелон – под уклон – такой партизанский закон.
  • Фашисту расплата – партизанская граната.

       А еще партизаны брали в плен фашистских офицеров, чтобы выведывать у них сведения о планах немцев на фронте. Это задание у партизан называлось «захват языка». Вся собранная информация передавалась командованию нашей армии. Эти сведения были очень важными.

        А теперь давайте вернемся в архив (д/и «Военные страницы») и выберем карточки, рассказывающие о деятельности партизан в тылу врага (в зеленых рамочках)

Воспитатель: Победу в Вов приближали не только советская армия на фронтах и партизаны. Мы с вами уже говорили о том, что без поддержки всего советского народа победить в войне было бы очень сложно. Как вы думаете, о чем я сейчас хочу поговорить с вами? (тыл) Да, верно, я имею в виду тружеников тыла. Вся страна, весь народ в тылу работал для победы. «Жила страна с единственным желанием – ждала победы русская страна...» (Т. Аширова)

          Следующая картина в нашей галерее – картина  Александра Дейнеки «Народ в Великой Отечественной войне». Давайте перейдем к ней и внимательно рассмотрим ее.

Что мы видим на переднем плане слева? (женщина и девочка (это как раз те, на кого и легла вся тяжелая работа в тылу, также старики и дети на дальнем плане) стоят под яблоней с яблоками. Женщина пашет землю на корове. Видимо лошадей в деревне не осталось, они все были взяты на фронт в кавалерийские войска. «Какие кони – мучились с быками, быкам невмочь – пахали на себе» Т. Аширова)

         Что мы видим на втором плане? Через всю картину пролегла дорога с идущими по ней танками. Наши танкисты отправляются на фронт, видимо на новеньких танках, которые тоже были сделаны на заводах в тылу, тоже женщинами, детьми, стариками.

         Женщина смотрит им вслед, дети и старики машут руками, провожая танкистов на фронт, на битву с врагом.

Ребенок 5: Война – не только поле боя,

И труженики тыла скажут нам:

Не слышали они бомбёжек воя,

Трудились с честью все назло врагам.  Т. Аширова

           В нашем архиве (д/и «Военные страницы») есть и фото, рассказывающие о тружениках тыла (коричневые рамочки). Давайте найдем их.

Воспитатель: И вот, наконец, настал долгожданный День Победы!

Ребенок 6: Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет – и нет войны!

Ребенок 7: Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать!   С. Михалков

          Этот великий День Победы изобразил на своей картине художник Петр Кривоногов. Называется картина «Победа».

         Давайте попробуем рассказать что мы видим на картине, где происходит действие? (ответы детей). Верно, на картине мы видим первые минуты победы, ликование солдат у поверженного Рейхстага в майские дни 1945 года. Художник сам участвовал в войне. Прошел её от Москвы до Берлина.

         Мы читали с вами о том, что 24 июня 1945 года в честь победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади состоялся парад. Что вы можете сказать про этот парад? (ответы детей) Воины свободного батальона из 200 человек швыряли к подножию Мавзолея трофейные знамена всех полков немецкой армии, добытые в тяжелых боях. С того времени каждый год в честь Дня Победы 9 мая на Красной площади проходит торжественный парад российских войск.

Ребенок 8: Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Ребенок 9: Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут...     А. Усачев

Фонограмма песни «День Победы»

Воспитатель: Ребята, на этом наша экскурсия подошла к концу. И закончить ее мане хочется стихотворением Н. Найдёнова.

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города...

Мир нужен на земле всегда!

Воспитатель: А теперь под радостные и в то же время грустные звуки песни «День Победы» предлагаю вам вернуться в наш детский сад.

Под фонограмму песни «День Победы» дети возвращаются в зону группы и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, к сожалению не все воины дошли до Берлина, дожили до радостного Дня Победы. Но мы всегда должны помнить о подвиге советских солдат.

Ребенок 10: Не забудем тех героев

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас стобой.  С. Михалков

            И сколько бы лет не прошло с того мига, который запечатлен на картине «Победа», мы должны помнить героизм нашего народа, мужество солдат и офицеров, завоевавших Великую Победу. Помнить о героизме и страданиях , которые выпали на долю всех жителей страны. Всех, кто ковал победу на фронтах, в партизанских отрядах, в тылу. Все они подарили нам победу, мир на земле. Что помогает сохранить память о героях Вов? (ответы детей: памятники, Вечный огонь, картины, книги, песни и т.д.)

          Верно, молодцы! А еще в нашей стране проходят памятные акции, одна из которых «Бессмертный полк». Также вчера, 23 апреля,  стартовала акция «Окна победы», в честь которой мы с вами украсили окно в группе (занятие проводилось 24 апреля). А сегодня, 24 апреля, стартует еще одна акция «Георгиевская ленточка». Поэтому я хочу всем вам подарить Георгиевскую ленточку, чтобы мы все вместе могли с гордостью ее носить, показывая всем, что мы помним о подвиге советского народа, мы гордимся им! (раздаю ленточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению детей с жанрами живописи "Экскурсия в картинную галерею"

Полный конспект занятия по ознакомлению детей с пейзажем, натюрмортом, портретом. Занятие было показано на областных курсах при ИППК и получило оценку "отлично"....

Музыкальное занятие «Экскурсия в картинную галерею» для детей старшего дошкольного возраста

Интегрирование музыки, живописи и художественного слова в музыкальной деятельности позволяют максимально развивать не только эстетику детей, но и умение понимать речь окружающих, развивать собст...

Конспект занятия по ознакомлению с искусством для детей 5-6 лет. Тема: "Экскурсия в картинную галерею".

Программное содержание:   продолжать знакомить детей с пейзажами, учить чувствовать их настроение,    понимать образный строй;   учить видеть художественные ср...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Экскурсия в картинную галерею».

Задачи. Развивать у детей способность видеть красоту природы , умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи.  Развивать художественное восп...

Конспект занятия в подготовительной группе "Экскурсия в картинную галерею"

«Экскурсия в картинную галерею»   Цели:     - рассказать о музее и его роли в жизни общества;     - дать представление о способах отражения в искусств...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею».

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с жанрами живописи. Тема: «Экскурсия в картинную галерею»....

Виртуальная экскурсия в картинную галерею "Подснежники в картинах художников"

Приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствоват...