Познавательно-игровой проект в первой младшей группе «Я и моя семья»
проект (младшая группа)

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором

формирования личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-игровой проект

в первой младшей группе
«Я и моя семья»

Подготовила воспитатель: Абдернасирова Ж.Е

Название проекта

Я и моя семья

Разработчик составитель проекта

Абдернасирова Жулдыз Ермековна

Название организации

МАДОУ ДС №2 «Рябинка» г. Мегион

Участники

Воспитатели, дети 1 младшей группы и их родители.

Цель

формирование у детей первоначальных представлений о семье.

Задачи

- познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;

- учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Место проведения

МАДОУ ДС № 2 «Рябинка», г. Мегион, ХМАО-Югра

Актуальность

Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.

Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором

формирования личности ребенка.

Актуальность темы заключается в том, что она помогает детям получить более широкие знания о семье. Формировать осознанное представление о необходимости заботиться о своей семье. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье все любят друг друга и заботятся друг о друге.

Вид проекта: Информационно-игровой.

Продолжительность проекта: краткосрочный 10 дней (2 недели)

Разработчики проекта: воспитатель Абдернасирова Ж.Е

Участники проектной деятельности: дети 1 младшей группы, родители, воспитатели.

Предполагаемые результаты: дети больше узнают о своей семье: о членах семьи, о жизни бабушек и дедушек; совместная деятельность будет способствовать укреплению детско- родительских отношений.

Методы и технологии реализации проекта: игровая технология, познавательные занятия и игры, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Информационно-техническое обеспечение: библиотека; интернет; фотографии.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный этап:

*Подбор стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок.

*Рассматривание фотографий детей, родных и близких, иллюстраций по теме «Моя семья».

*Беседы с детьми.

*Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.

Практический этап:

*Заучивание стихотворения «Моя семья» (пальчиковая игра).

*Беседы «Моя семья», «Моя бабушка», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом», «Как я помогаю дома».

*Чтение потешки «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Чтение русских народных сказок.

*Подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Дочки-матери», дидактических – «Чья мама?» и театрализованных игр – «Репка».

*Лепка «Угощение для бабушки». Рисование «Подарю цветочек маме».

*Папки-передвижки на темы: «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной».

Заключительный этап:

*Фотоальбом «Моя семья».

*Выставка детских работ.

Направления работы

Вид деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Трудовое воспитание: помогаем собирать игрушки, вытирать пыль. Беседы: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как я помогаю дома?», Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)», «Где живёт твоя семья», «В какие игры играют с вами ваши родители»;

Сюжетно-ролевые игры: «Помоги кукле Маше навести порядок в уголке «Семья», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «Готовим обед, как мама», «В гости к бабушке», «Наш Дом».

Дидактические игры: «Построим красивый дом», «Чья мама?», «Кого как зовут», «Кто у нас хороший?», «Позвони по телефону», «Знакомство», «Моя семья», «Мамы и детки», «Узнай про кого я расскажу», «Мое имя», «Кому что нужно для работы»; Пальчиковые игры: «Этот пальчик дедушка…», «Пальчик, пальчик, где ты был», «Строим дом»; «Кто живёт у нас в квартире», «Семья».

Речевое развитие

Занятие по развитию речи «Моя семья».

Чтение художественной литературы: Сказки «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Гуси-лебеди», стихотворений «Вот какая мама» «Посидим в тишине» Е. Благинина, «Моя семья» Д. Габе, С.Капутикян «Моя бабушка», заучивание стихотворений Е. Благининой «Вот так мама», Я.Аким «Моя родня».

Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».

Заучивание пословиц и поговорок о семье.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Не нужен клад, когда в семье лад.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Познавательное развитие

Наблюдения за трудом няни, повара, дворника, мамы, папы дома, помощь маме и папе.

Художественно-эстетическое развитие

«Папе галстук подарю» - изготовление открыток к 23 февраля;

Рисование ватными палочками «Подарю цветочки маме» - рисование открыток к 8 марта

Цель: совершенствовать навыки и умения детей в лепке, рисовании; развитие детского творчества.

Музыка

Разучивание песни «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка»

Работа с родителями

Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья», «Как я помогаю дома».

Семинар-практикум «Поговори со мною мама». Содержание: - теоретический и практический материал по вопросам развития детей раннего возраста; - обучающие совместные игры с детьми и родителями. Проводили педагог-психолог и учитель-логопед.

Консультации: «Правила безопасности дома», «Сенсорное развитие ребенка», «Как реагировать на детские истерики».

Совместное создание предметно – развивающей среды.

Фотовыставка «Я и моя семья».

Оценка результатов

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно-патриотического воспитания в вопросах, касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках. В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается, и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. После просмотра сказки «Репка», наши дети тоже попробовали себя в роли артистов.

На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.

Литература

1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128с.

(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).

2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т. Ц.

Сфера, 2005.

3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.

4. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.: ЛинкаПресс, 2007.

Приложение 1

План-конспект познавательное развитие (формирование целостной картины мира).

Тема: «Моя семья».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели:

-учить детей называть членов семьи;

- знать, что в семье все заботятся и любят друг друга;

-понимать роль взрослых и детей в семье;

- вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.

Материалы: мягкая игрушка зайчик, игрушечный домик, куколка, семейные фотографии детей.

Содержание организованной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришел любопытный Зайчик. Давайте поздороваемся с ним. (здороваются).

Зайчик увидел дом, удивился и спрашивает:

-Что это? Кто в нем живет? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, давайте Зайке подскажем, как вы думаете, кто в нем живет? (Ответы детей.) Давайте заглянем в окошечко. Ах, Ванечка живет. Скучно, наверное, жить одному. Кто еще в этом доме живет?

Кто вас будит по утрам,

Кто любовью согревает,

Все на свете успевает,

Кто тебя всегда утешет,

И умоет, и причешет,

В мире нет её родней

Справедливей и добрей

Это кто, скажите прямо

-Ну, конечно, это…. мама.

-Молодцы!

- Кто же ещё живет в этом доме?

Может он в футбол играть,

Может книжку вам читать,

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить

Может прокатить тебя

Вместо быстрого коня

Для тебя всегда герой,

Самый лучший, (папа) твой.

-Молодцы! Конечно, это папа.

-Ребята вы папу любите? (ответы детей)

- За что вы папу любите? (ответы детей)

-Вы папе помогаете? (ответы детей)

Давайте поможем папе накачать насосом колесо.

Физминутка.

- Как, одним словом, можно назвать маму, папу, сына, дочь? (Семья)

-Как хорошо живется в своем домике этой семье. Как хорошо, что у вас есть семья.

Давайте Зайчику расскажем о своей семье. (Воспитатель показывает семейные фото детей)

-Где мама, где папа, как их зовут?

-Вас любят в семье?

- Как догадались, что вас любят?

- За что вас любят в семье? (кушаю хорошо, слушаюсь маму, папу, помогаю игрушки убирать…)

- Молодцы. Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, не хотите расстраивать взрослых - всю свою семью.

-У кого в семье живет бабушка, дедушка?

Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья. И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья! Давайте поиграем с семьей пальчиков.

Пальчиковая игра «Семья».

Итак, ребята, сегодня мы узнали, что у каждого человека есть своя семья. И нужно заботиться о своей семье. Давайте попрощаемся с зайчиком, ведь его тоже ждет его семья.

Конспект занятия по лепке

Тема: «Угощение для бабушки».

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (формирование целостной картины мира), «Окружающий мир», «Художественное творчество» (лепка), «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.

Цели: познакомить с признаками весны; развивать наблюдательность, умение выбирать из названных предметов содержание своей лепки, самостоятельность, творческие способности; упражнять в разнообразных приёмах лепки; закреплять умение передавать в лепке образы знакомых предметов.

Материалы: кукла, фланелеграф, картинки с изображением живой и неживой природы, пластилин, доски для лепки.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Во время прогулок воспитатель продолжает развивать наблюдательность детей, вместе с ними определяет, какие изменения происходят в природе: стало ярче светить солнце, с крыш падает капель, чернеет снег, появляются проталины, ручьи, недавно все было покрыто снегом, теперь много воды, она течёт, сверкает на солнце, журчит.

Сюжетная игра-путешествие «Едем в гости к бабушке».

В группе дети находят картинки с изображением явлений природы, которые они наблюдали во время прогулки, воспитатель помещает их на фланелеграф.

-Мы с вами отправляемся в гости к бабушке. На чем поедем? (Выставляет игрушку автобус, который «проезжает» мимо картинок с изображением весенних явлений природы.) За окном автобуса мы видим очень много интересного (На стол ставится кукла-бабушка.) Вот мы и приехали. Здравствуйте, бабушка. (Дети тоже здороваются.) Ребята, расскажите бабушке, что мы видели во время поездки. (Дети говорят, что наступила весна и рассказывают про известные им весенние явления природы.)

3. Лепка.

Мы сегодня приготовим для бабушек угощение. Какое угощение вы хотели бы слепить для своих бабушек? (Дети называют то, что уже умеют лепить: бублики, печенье, пряники, конфеты, апельсины.) Дети сами определяют, что они будут лепить, сообщают об этом воспитателю и приступают к выполнению задания, педагог помогает по необходимости.

Выполненные изделия дети показывают воспитателю и «бабушке».

Игры про семью:

Игра «Кто, что делает?»

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками … - Мама - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ... - Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме - Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке … - Сестра - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими … - Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …

Игра «Назови ласково каждого члена семьи».

Сын – сынок – сыночек; Дочь – дочка – доченька; Брат – братик; Сестра – сестричка – сестренка; Мама – мамочка – мамуля; Папа – папочка – папуля; Бабушка – бабуля – бабуличка; Дедушка – дедуля – дедулечка.

Игра «ЕСТЬ - НЕТ – ВИЖУ»

Покажи на фото маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру. Перечисли всех членов семьи.

«Спрячь» маму: закрой ладошкой нужную картинку. Кого нет?(нет мамы)

Убери руку. Кого ты видишь? (Вижу маму)

Попробуй по очереди спрятать всех членов этой семьи.

Продолжай по образцу:

Это папа. Нет папы. Вижу папу.

Это дочка. Нет…(дочки). Вижу…(дочку)

Это сын. Нет…(сына). Вижу…( сына)

Это бабушка. Нет…(бабушки). Вижу…(бабушку) и т.д со всеми членами семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта в первой младшей группе "Здоровый малыш-радость семьи"

Методическая разработка проекта по здоровьесбережению "Здоровый малыш-радость семьи"....

"Лесные чудеса" Познавательно - игровая деятельность с детьми первой младшей группы.

Знакомство с дикими животными.  ( заяц, белка, медведь) Развитие речи и движений, формирование сенсорных эталоновПроведение простейших наблюдений и опытов....

Проект в первой младшей группе «Я и моя семья»

Цель проекта: формировать у детей первоначальное представление о семье, знакомить с понятием «семья», с членами семьи, с формами проявления заботы и внимания взрослых и детей друг к другу ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Папа и я – лучшие друзья»

Мысль о слабости и снижения воспмтательной роли современных отцов - один из распространненых стереотипов массового сознания. Однако наблюдается дефецит взаимодействия их как "команды". Важно...

Познавательно – игровой проект в первой младшей группе на тему «В гостях у сказки»

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме, и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок...

Проект в первой младшей группе «Для меня моя семья - маленькая Родина»

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.Семья влияет на ребёнка, приобщает его к социу...