Перелётные птицы
план-конспект занятия (старшая группа)

Анна Куимова

Цели: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; учить отгадывать загадки; развивать интерес к миру пернатых, любознательность; дать представление о значении птиц для окружающей природы; развивать внимание, творческую активность; формировать у детей желание заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру В старшей группе «Пернатые друзья».

Цели: Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах; учить отгадывать загадки; развивать интерес к миру пернатых, любознательность; дать представление о значении птиц для окружающей природы; развивать внимание, творческую активность; формировать у детей желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Картинки с изображением птиц.

Ход занятия: (картинка 1)

- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды)

- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.

Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда, набравшая больше всего фишек.

-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

-Ребята, все понятно? (Ответы детей)

- Тогда мы начинаем нашу викторину.

Задание 1:

- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.

Загадка: Ночь, как смола, черным - черна

Серой птице не до сна.

Меж кустов, как тень, скользит

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко

А как крикнет, станет жутко.

Вздрогнет спящая трава

Это ухает …. (Ответы детей). (Поднять карточку)

- Правильно, молодцы. Это сова (к№ 2). (Получают фишку)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)

- Какой окрас? (ответы детей)

- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)

- Молодцы. Давайте подведем итог.

- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.

Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.

Задание 2:

- Ребята, следующее задание

- Загадка: Спинкою зеленовата,

животиком желтовата

Черненькая шапочка,

и полоска шарфика.

-Ответы детей. (Получают фишку)

- Молодцы правильно, это синица (к№3)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.

- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)

-Правильно, молодцы.

- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.

- А чем синица питается? (ответы детей)

- Синица питается различными семенами.

- Ребята, а скажите синица зимующая птица? (ответы детей ДА)

-Правильно, молодцы.

Задание 3:

- Следующее задание:

Загадка: Собирает он проворно, горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом, наш любимый…. (Ответ детей, карточка)

- Правильно. Это Голубь (к№4).

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).

- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)

- Молодцы, правильно.

- Ребята, расскажите чем питаются голуби? (ответы детей)

- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)

- А как называют таких голубей? (ответы детей)

- Почтовые голуби. (к№5)

- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.

- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.

- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.

- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (к№6)

- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? (ответы детей)

Задание 4:

- Следующая загадка:

Загадка: Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери.

И вдруг, вспорхнули яблоки,

Ведь это…. (ответы детей) (к№7)

- Это снегирь.

- Рассмотрите внимательно картинку.

- Скажите, какой окрас у снегиря?

- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)

- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.

- Ребята, посмотрите на картинку (к№7 и 8)

- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? (ответы детей)

- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.

- Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка)

- Как Вы думаете, где самец, а где самка? (ответы детей)

- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.

- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (ответы детей)

- Питаются семенами, ягодами, и т. д.

Музыкальная пауза.

- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру«Перелет птиц».

- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.

Задание 5.

- Следующее задание. Отгадайте загадку.

Загадка: Все время стучит, деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит (Ответы детей) (к№9)

- Это дятел

- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)

-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.

- Следующий вопрос

- Чем питается дятел? (ответы детей)

- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.

- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)

Задание 6.

- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!

Гнездышки в особом месте строят эти птички.

Кто под крышей выбирает спальню для детишек,

Кто под берегом копает норки для малышек.

Ласточки – друзья, как люблю вас я!

- Ребята, про кого это стихотворение? (ответы детей)

- Да, правильно про ласточку. (к№10)

- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)

- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.

- Чем питаются ласточки? (ответы детей)

- Ласточки ловят мошек и насекомых.

- А где стоят свои гнезда? (Ответы детей)

- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.

- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы детей)

- Следующее задание.

Задание 7.

- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.

Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.

Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,

Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!

С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.

На ступеньку без забот он садиться и поет

Так, что за душу берет!

- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

- Да, правильно про скворца. (к№11)

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите где живут скворцы? (ответы детей)

- Да, правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики? (ответы детей)

- Ребята, скажите чем питаются скворцы? (ответы детей)

- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? (ответы детей).

- Правильно.

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 8.

- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.

- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные) (к№12)

- Назовите перелетных птиц? (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей)(Зимующие).

- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь)

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать.(ответы детей)

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.

- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей)

- Зимой нужно покармливать птиц.

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба. (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)

Стук в дверь.

- Ребята, к нам кто то стучится.

- Нам с вами принесли письмо. Давайте откроем ее.

-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.»

- Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку? (ответ детей)

- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам сделать? (ответы детей)

- Да, правильно попросим пап нам сделать кормушки.

Физминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...