Мастер – класс для педагогов по работе с родителями
методическая разработка

Володина Анна Васильевна

Цель моего мастер-класса - показать свой подход в работе с родителями по освоению культуры воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по работе с родителями 

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим об одной из основных задач, стоящих перед дошкольной организацией, о взаимодействии с семьей для полноценного развития ребенка, воспитания у него духовных и семейных ценностей.

Цель моего мастер-класса - показать свой подход в работе с родителями по освоению культуры воспитания в семье.

Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вами те формы проявления родительской любви и внимания, которые кажутся наиболее значимыми для наших детей, тем более, что в нашей стремительной материализованной жизни есть очень мало моментов для того, чтобы остановиться и немного размыслить о своей родительской позиции.  

Сейчас я с вами хочу поговорить не только как с педагогами, но и  как с родителями.  

Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

-Сейчас, на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребёнка (ласка, тепло, доброта, честность, нежность, любознательность).

Педагог кладёт первый камень и произносит слово: любовь. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. Вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребёнка.  

Каждый из нас хочет, чтобы ребенок был идеальным – здоровым, успешным, умным, добрым, счастливым, но, к сожалению, так не бывает. Каждый ребенок индивидуален. И нам нужно научиться любить не воображаемого идеального ребенка, а настоящего, своего, порой, имеющего недостатки.  Организуя работу с семьями воспитанников, я использую разные методы и приемы.

И я предлагаю рассмотреть некоторые из них.  Для этого прошу выйти 4 человека. Пожалуйста, желающие.

Спасибо, что приняли мое приглашение. Я предлагаю вам встать в круг и поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе, эмоциональной раскрепощенности.

Каждый из нас сейчас чувствует волнение, и мне хотелось бы, чтобы у всех было хорошее настроение, гармония, а для этого нужно подарить друг другу улыбку. Улыбнулись? Молодцы! Значит, вы готовы к общению.

Спасибо, прошу присесть на стулья.

Как вы думаете, почему люди любят собираться в круг? (Ответы)

Как много интересных ответов. Правильно, уважаемые коллеги, круг сближает, объединяет людей.

Этот прием называется рефлексивный круг, его я использую в работе с не только с детьми, но и родителями, это помогает адаптироваться в коллективе. Это один из практических методов.

 В последнее время все большее значение в профилактике и решении социальных проблем играет социальная реклама. И ориентирована она на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям. 

Внимание на экран  

Мы с вами посмотрели отрывок из социального ролика "Письмо родителям от детей". Это один из информационных методов, который помогает задуматься и наглядно увидеть проблему со стороны.  

Многие проблемы в развитии ребенка сегодня объясняются нехваткой родительского внимания и любви.

И я предлагаю вам несколько практических заданий, которые помогли мне и родителям моих воспитанников наглядно увидеть те ошибки, которые  совершают взрослые.

1 задание  "Загибаем лист": 

Вспомните, когда-нибудь вы ругали своих детей порою грубо, невыдержанно?  Возьмите лист бумаги и при каждом сгибе листка мы будем вспоминать негативное, сказанное в адрес ребенка. И я начинаю, не мешай, загибаем лист, прошу вас ….. (отстань, не сейчас, не ори, в кого ты такой) и т.д.

А сейчас мы будем разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминать, то хорошее, что говорили детям.

Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и невнимания к нему.

На примере, таких методов и заданий я показываю родителям, как важно говорить с ребенком, выслушать, когда он хочет сказать, не делать вид, что слушаете, а именно слушать. Общаясь с ребенком, не забывать подавать ему пример, ведь ребенок как капля воды на гладкой поверхности идет туда, куда поведешь ее пальцем.

2 задание. «Разные позиции».

Сейчас я вам предлагаю проиллюстрировать   часто встречающуюся модель отношений «взрослый и ребенок». Приглашаю участников разбиться на пары. Я даю вам атрибуты, распределите роли. Как вы думаете, кто вы? (Ответы) Да, правильно, один из вас будет родитель, другой ребёнок.  Прошу родителей встать на стул, а теперь, чтобы показать, что вы любящий и понимающий родитель, протяните руку ребенку. Ребенок, стоящий  внизу должен ответить на этот жест, прошу вас, дети, продемонстрируйте.   

А теперь подумайте. Удобно ли вам? Удобно ли ребёнку?

Исправьте ситуацию, чтобы было удобно и «родителю» и «ребёнку». Как исправить: родитель должен сойти со стула, присесть на корточки, родитель может ребенка поставить на стул, позиция «глаза в глаза» и т.д.

Спасибо, присаживайтесь.  

Вывод: На примере такого метода, я показываю родителям одну из причин, которая мешает  взрослым общаться с детьми - это разные позиции, когда глаз не видно, и слов не слышно, и душевное тепло исчезает.

В системе методов воспитания душевности и доброты не последнюю роль играют сказки. «Сказкотерапия» - метод воспитания добрых чувств. Сейчас я предлагаю участникам мастер – класса сочинить добрую концовку сказки «Колобок». Работаем по два человека. Возьмите конверты и приступайте к работе.

А пока наши участники работают, я предлагаю одно интересное упражнение, которое не оставило равнодушным ни одного из родителей моих воспитанников.  

3.Упражнение "Ребенок статуя". 

Для этого упражнения нужен "доброволец", который будет играть роль ребенка. А сейчас мы вспомним, как общаемся со своими детьми.

Если ребенок капризничает, что ему говорим: "Не плачь, прекрати!". Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца). 

Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: "Не трогай!" (у добровольца завязываются руки) 

Если ребенок разбегался, мешает Вам (нам), что мы говорим: "Не бегай!" (у добровольца связываются ноги) 

Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как мы реагируем: "Не слушай!" (добровольцу завязывают уши) 

Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: "Не кричи!" (у добровольца завязывают рот) 

А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? После всего мы продолжаем "воспитывать" своих детей, читая нотации. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться. Предлагаю подумать, как найти компромисс в таких ситуациях.  

  • Не завязывать уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
  • Не завязывать рта - выслушать ребенка;
  • Не завязывать руки - объяснить, почему это нельзя трогать. - Не завязывать ноги - объяснить, почему нельзя бегать; - Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.

Спросим нашего ребенка, как он теперь себя чувствует?

Спасибо, прошу присесть.

Вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

Вывод: Мы должны осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка. Взрослые должны объяснять, почему нельзя, а не просто запрещать.

Думаю, наши участники готовы. Напомню задание сочинить добрую концовку сказки «Колобок». Итак, зачитываю

 - Катится  Колобок дальше и видит, идёт ему навстречу Лиса. Колобок остановился. А Лиса даже не замечает его, идёт, опустив голову,  такая грустная, печальная. Колобок и говорит:….  

Ваш вариант ответа.

Какие интересные концовки получились у наших участников.

Вывод: Это один из нетрадиционных подходов, который помогает родителям и детям показать, что в сказке или в герое хорошего, а что плохого, сочинить новую сказку, где бы герой исправился, добро восторжествовало.

Включение творческих заданий, ролевых, имитационных и деловых игр помогает родителям, не просто впитывать определенные знания, а сконструировать новую модель отношений, проанализировать проблему и найти приемлемое решение.  

Закончить мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребенка учат добру, в результате получают добро, учат злу - в результате получают зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать».

 

 

 

 

Сочинить добрую концовку сказки «Колобок»

Работаем по два человека

 

  • Катится  Колобок дальше и видит, идёт ему навстречу Лиса. Колобок остановился. А Лиса даже не замечает его, идёт, опустив голову,  такая грустная, печальная.  Колобок и говорит:….  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинить добрую концовку сказки «Колобок»

Работаем по два человека

 

  • Катится  Колобок дальше и видит, идёт ему навстречу Лиса. Колобок остановился. А Лиса даже не замечает его, идёт, опустив голову,  такая грустная, печальная.  Колобок и говорит:….  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов «Формы работы с детьми по систематизации знаний особенностей живой и неживой природы в разные времена года».

1. способы закрепления признаков времен года, с помощью моделей признаков;2. применение метода мнемотехники для закрепления характерных особенностей времен года, развитие связной речи.3. игра-инсценир...

Сценарий мастер-класса для педагогов по работе с родителями «Применение песочной игротерапии с детьми с ОВЗ в семье»

Цель мастер-класса: повышение уровня знания родителей о значении игр с песком в развитии детей....

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями детей с ТНР «Речь ребёнка в ваших руках»

Данный мастер-класс  призван пказать, как можно организовать речевые игры, специально не образуя какого-либо места, вместе с мамой на кухне....

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями «Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями«Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»...

мастер-класс для педагогов "Форма работы с педагогами, направленная на практическое освоение элементов здоровьесберегающих технологий"

Цель: Распространение педагогического опыта по применению элементов здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровье сберегающих технологий...

Мастер класс для педагогов по работе с родителями.

показать свой подход в работе сродителями по освоению культуры воспитания в семье.Скорее всего, выбор темы обусловлен желанием обсудить вместе с вамите формы проявления родительской любви и внимания, ...

Мастер-класс для педагогов по работе с родителями: «Эффективное родительство – дружная семья»

Цель: Улучшение детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия....