Сюжетно-ролевые игры
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель:
Обеспечить у детей интерес к сюжетно - ролевой игре , помочь создать игровую обстановку.
Задачи:
1.Вызвать желание организовывать сюжетно - ролевые игры , поощрять творческую активность в игре.
2.Развивать навыки связной речи , внимание, память, сообразительность, желание узнать новое.
3. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
4.Воспитывать патриотические чувства у детей через привитие любви к родному городу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 города Ельца»
Конспект
проведения сюжетно-ролевой игры
«Экскурсия по городу Ельцу»
в подготовительной к школе группе
Номинация: методическая разработка занятия (по эколого-биологическому образованию
и воспитанию)
Составила
воспитатель:
Тихонова Т . Н.
г. Елец – 2020г.
Цель:
Обеспечить у детей интерес к сюжетно - ролевой игре , помочь создать игровую обстановку.
Задачи:
1.Вызвать желание организовывать сюжетно - ролевые игры , поощрять творческую активность в игре.
2.Развивать навыки связной речи , внимание, память, сообразительность, желание узнать новое.
3. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
4.Воспитывать патриотические чувства у детей через привитие любви к родному городу.
Предварительная работа с детьми.
Беседа о родном городе, разучивание пословиц и поговорок о Ельце, создание альбома с фотографиями города, рассказывание о знаменитых людях города, беседа о профессиях работников музея, о правилах поведения в общественных местах, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры
Атрибуты для игры:
Билеты, касса, деньги-заменители, бейджики с названием профессий, сувениры, руль, микрофон, мультимедийная установка, кружево, подушка для кружевоплетения, портрет Н.Н.Жукова, репродукции картин, обложек журнала « Мурзилка» , «Веселые картинки», « Пионер», « Костер». .
Ход игры
Воспитатель: - Посмотрите, у нас в группе есть карта. Какая страна на ней изображена ? (Россия)
- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)
Что обозначают эти точки? (Города)
- На территории нашей страны находится много больших и малых городов, и среди них есть город, в котором мы живём.
- Дети, как называется наш город? (Елец)
- Мы жители Ельца. Как нас можно назвать? (Ельчане)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Путешествие по городу Ельцу», осмотреть его достопримечательности , посетить музеи.
Воспитатель: На чем туристы могут путешествовать по городу? Ответы детей)
Я предлагаю построить автобус из стульев. (Дети ставят стульчики)
Что еще мы должны сделать? (Распределить роли).
Это очень ответственный момент, ведь вы должны договориться, кто кем будет.
Дети, кто главный в путешествии по городу? (Экскурсовод)
Я понимаю, что каждый из вас хотел бы быть главным в игре, но много экскурсоводов не бывает.
- Я думаю, что вы уже научились не ссориться при распределении ролей и знаете маленькие хитрости, которые помогают вам в этом.
- Расскажите об этих маленьких хитростях (Ответы детей: предлагаю «экскурсоводом» быть по очереди, можно по считалке выбрать) .
Воспитатель:
- Мне кажется, на главную роль нужно выбрать того, кто хорошо знает, как играть свою роль. Попробуйте договориться, кто кем будет в игре?
- Назовите профессии людей, которые работают в музее?
(Экскурсоводы, кассиры, продавцы в сувенирной лавке)
-Кого выберем экскурсоводом? Почему? (Он знает достопримечательности города и умеет интересно рассказывать)
- А кто будет еще экскурсоводом? Почему? (Она знает интересные истории факты)
- Кто будет водителем? Почему? (Он знает правила дорожного движения, умеет водить автобус, следить за ее состоянием).
А кто будет кондуктором? Почему? (Она знает цифры, которые соответствуют местам, умеет считать)
А кто будет продавцом? Почему? (Ответы детей)
- А кто будет туристом? ( Все остальные ребята).
- Почему? (Они любознательные, хотят лучше узнать город Елец).
- А я, дети, буду вашим сопровождающим из турагентства - туроператором.
Туроператор: -Экскурсовод, что вы будете делать в рабочее время? (рассказывать о достопримечательностях города , об экспонатах в музее) .
Туроператор: - Водитель, а чем вы будете заниматься ? (возить людей)
Туроператор: Кондуктор, что вы будете делать в игре? (раздавать билеты)
Туроператор: Продавец, а какая у вас будет обязанность? (буду продавать сувениры)
Туроператор: Туристы, а вы что будете делать в путешествии? (слушать, интересоваться, задавать вопросы)
Туроператор: - Роли распределили, что нужно делать дальше? (приготовить свои рабочие места)
Туроператор: - Приступайте к работе.
Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры , расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью. Оставшаяся часть детей превращается в группу туристов.
Туроператор -Уважаемые туристы, мы отправляемся в путешествие по городу Ельцу. Приобретайте билеты у кондуктора, занимайте места. Садитесь поудобнее, наша экскурсия начинается.
Экскурсовод:
- Елец- древний город. Название нашего города происходит от старорусского слова «елец», что означает дубовый или еловый лесок. Так как очень давно в нашем городе росло много елей, то его назвали «Елец».
Одной из центральных улиц города является улица Коммунаров.
Слева мы видим памятник Неизвестному солдату и Вечный огонь. Рядом расположены братские могилы.
В Ельце много памятников и достопримечательностей, относится к ним и пожарная каланча на улице Коммунаров. В давние временаЕлец был в основном деревянным, Город горел не раз, уничтожались целые кварталы .В здании и сегодня находится пожарная часть города Ельца.
Экскурсовод: - Мы подъезжаем к главной достопримечательности Ельца - Вознесенскому собору. Давным – давно ельчане построили деревянный храм. Люди приходили в храм со своей радостью и горем.Но этот храм был очень маленький и не мог вместить всех горожан. Поэтому ельчане решили на месте маленького храма построить Вознесенский собор. Собор стоит на берегу реки Быстрая Сосна и хорошо виден с большого расстояния.
Экскурсовод :
- Это елецкие куранты . Бывшая водонапорная башня считается одним из символов города. Когда-то это был первый водопровод Ельца. Пользоваться им могли только богатые жители города.
-Заглянем на улица Мира. Богатые купцы строили здесь свои особняки, и первые этажи отдавались под магазины и лавки. Сейчас она пешеходная . Еще она называется улица Торговая.
Давайте сделаем фото на память и отдохнем.
Физкультминутка:
Мы шагаем по мосту,
Смотрим на реку Сосну,
Лодочка по ней плывет,
Солнце над рекой встает
Славный город наш Елец,
Кто живет в нем молодец.
Туроператор:- А сейчас нам пора в автобус, наша экскурсия продолжается.
Мы подъехали к дому-музею Елецкого кружева
- Какие правила поведения в музее вам известны? Вспомнить вам помогут знаки.
Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем .
Правило №2 – уметь слушать , не шуметь и др.
Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты.
Экскурсовод: - Более 100 лет назад наш город стал центром кружевоплетения. Для елецкого кружева характерна особая тонкость и изысканность узора. В елецких кружевах можно увидеть и веточку, и листик, и цветок, и мотивы морозных узоров, и снежинки. Посмотрите, сколько замечательных изделий из кружева.
Кружева плетут из ниток, чаще всего белых, но плетут и из ниток другого цвета. Для плетения кружева нужна подушка, сколки, булавки, нитки, коклюшки .Кружева елецких мастериц славятся не только в городах нашей России, но и далеко за ее пределами.
В благодарность за интересную экскурсию мы прочтем вам стихотворение:
Деревянные коклюшки
Застучали друг о дружку.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
Есть для этого булавки.
Их в подушечку воткнем,
Белой нитью оплетем.
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный,
Так смогли сплести узор-
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка,
Как узоры изо льда.
Белоснежная снежинка
Не растает никогда.
Туроператор:- Продолжаем наше путешествие. Мы подъехали к дому- музею Н.Н. Жукова. Экскурсию нам проведет …
Экскурсовод :- Музей Н. Н. Жукова находится в доме, где жил выдающийся художник. Родился Жуков в Москве, а детские годы прошли в Ельце.
Уже в школе у Жукова проявился талант. Он прекрасно перерисовывал картины из любых иллюстраций и мечтал стать художником..Несмотря на желание родителей отдать его на военную службу, Жуков поступает в художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде. Далее было Саратовское художественное училище.
Затем была служба в армии, переезд в Москву . Молодой художник сотрудничает с книжными издательствами и периодическими изданиями, оформляет плакаты и обложки журналов: Мурзилка , Веселые картинки, Пионер, Костер .
В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич служит солдатом в артиллерии, и военным корреспондентом «Правды».Известны плакаты Жукова: «Отстоим Москву!» , «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!..»
Жуков - почетный гражданин города Елец, которому установлен памятник на Пешеходной улице в Ельце. Учреждена премия им. Н.Н. Жукова, которая вручается талантливым елецким детям , начинающим художникам, и их учителям.
Туроператор:
- Наша экскурсия еще не завершена. Предлагаю вам пройти в лавку памятных сувениров.
Продавец :-Здравствуйте , я вас очень рада видеть. Посмотрите, у нас есть…
Что вы желаете приобрести?
Посетители приобретают сувенир, благодарят работников музея.
Туроператор:
-А чтобы нам не скучно было ехать, давайте с вами вспомним пословицы о Ельце
- Кто в Ельце не бывал – красоты не видал.
- Елец, как гранит – никто не победит.
-Нет в мире краше города нашего.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и приехали в наш детский сад. Вам понравилась экскурсия? Что мы видели? Какие достопримечательности г. Ельца вы запомнили?
Мне было приятно с вами играть, потому что вы были отзывчивыми, внимательными, добрыми друг к другу и ваши игровые действия
соответствовали вашей роли.
Литературные источники
- Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60
- Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников./О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева - М.: Знание, 1984
- Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
- Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
- Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
- Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37
- Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно/А.С.Спиваковская. - М.: Карапуз, 1981
- Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . - М.: ЦГЛ, 2004
- Ядэшко, В.И., Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин, Т.А. Ильина и др. - М.: Просвещение, 1986, 415 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули; побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
