Сюжетно-ролевые игры
план-конспект занятия (старшая группа)

ТИХОНОВА (КЛЕЙМЕНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Цель:
Обеспечить у детей интерес к сюжетно - ролевой игре ,  помочь создать игровую обстановку.
Задачи:
1.Вызвать желание организовывать сюжетно - ролевые игры , поощрять творческую активность в игре.
2.Развивать навыки связной речи , внимание, память, сообразительность, желание узнать новое.
3. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
4.Воспитывать патриотические чувства у детей через привитие любви к родному городу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36 города Ельца»

Конспект

проведения сюжетно-ролевой игры

«Экскурсия по городу Ельцу»

в подготовительной к школе группе

Номинация: методическая разработка занятия (по эколого-биологическому образованию

и воспитанию)

                                                                                                   Составила

                                                                                                    воспитатель:

                                                                                                    Тихонова Т . Н.

                                                     г. Елец – 2020г.

Цель:
Обеспечить у детей интерес к сюжетно - ролевой игре ,  помочь создать игровую обстановку.
Задачи:
1.Вызвать желание организовывать сюжетно - ролевые игры , поощрять творческую активность в игре.
2.Развивать навыки связной речи , внимание, память, сообразительность, желание узнать новое.
3. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу;
4.Воспитывать патриотические чувства у детей через привитие любви к родному городу.

Предварительная работа с детьми.

Беседа о родном городе,  разучивание пословиц и поговорок о Ельце, создание альбома с фотографиями города, рассказывание о знаменитых людях города, беседа о профессиях работников музея, о правилах поведения в общественных местах, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры

Атрибуты для игры:

Билеты, касса, деньги-заменители, бейджики  с названием профессий,  сувениры, руль,  микрофон,  мультимедийная установка,  кружево, подушка для кружевоплетения, портрет Н.Н.Жукова, репродукции картин, обложек  журнала  « Мурзилка» , «Веселые картинки», « Пионер», « Костер». .

Ход игры

Воспитатель: - Посмотрите, у нас в группе есть карта.  Какая страна на ней изображена ? (Россия)

- Как называют людей, живущих в России? (Россияне)

Что обозначают эти точки? (Города)

- На территории нашей страны находится много больших и малых городов, и среди них есть город, в котором мы живём.

- Дети, как называется наш город? (Елец)

- Мы жители Ельца. Как нас можно назвать? (Ельчане)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Путешествие по городу Ельцу», осмотреть его достопримечательности , посетить музеи.

Воспитатель: На чем туристы могут путешествовать по городу? Ответы детей)

 Я предлагаю построить автобус из стульев. (Дети ставят стульчики)

 Что еще мы должны сделать? (Распределить роли).

  Это очень ответственный момент, ведь вы должны договориться, кто кем будет.  

Дети, кто главный в путешествии по городу? (Экскурсовод)

Я понимаю, что каждый из вас хотел бы быть главным в игре,  но много экскурсоводов не бывает.

 - Я думаю, что вы уже  научились не ссориться при распределении ролей и знаете маленькие хитрости, которые помогают вам в этом.

 - Расскажите об этих маленьких хитростях (Ответы детей:  предлагаю «экскурсоводом» быть по очереди,  можно по считалке выбрать) .

Воспитатель:

 - Мне кажется, на главную роль нужно выбрать того, кто хорошо знает, как играть свою роль. Попробуйте договориться, кто кем будет в игре?

- Назовите профессии людей, которые работают в музее?

(Экскурсоводы, кассиры,  продавцы в сувенирной лавке)

-Кого выберем экскурсоводом? Почему? (Он знает достопримечательности города и умеет интересно рассказывать)

 - А кто будет еще экскурсоводом?  Почему? (Она знает интересные истории факты)

 - Кто будет водителем?   Почему? (Он знает правила дорожного движения, умеет водить автобус, следить за ее состоянием).

А кто будет кондуктором?  Почему? (Она знает цифры, которые соответствуют местам, умеет считать)

А кто будет продавцом? Почему? (Ответы детей)

- А кто будет туристом?  ( Все остальные ребята).

- Почему?  (Они любознательные, хотят лучше узнать город Елец).

- А я, дети, буду вашим сопровождающим из турагентства - туроператором.  

Туроператор:  -Экскурсовод, что вы будете делать в рабочее время? (рассказывать о достопримечательностях города , об  экспонатах в музее) .

Туроператор:  - Водитель, а чем вы будете заниматься ?  (возить людей)

Туроператор: Кондуктор, что вы будете делать в игре? (раздавать билеты)

Туроператор: Продавец, а какая у вас будет обязанность? (буду продавать сувениры)

Туроператор: Туристы, а вы что будете делать в путешествии? (слушать, интересоваться, задавать вопросы)

Туроператор: - Роли распределили, что нужно делать дальше? (приготовить свои рабочие места)

Туроператор: - Приступайте к работе.

Дети готовят атрибуты для сюжетно-ролевой игры , расходятся по рабочим местам, получают бейджики в соответствии с выбранной ролью. Оставшаяся часть детей превращается в группу туристов.

Туроператор    -Уважаемые туристы, мы отправляемся в путешествие по городу Ельцу. Приобретайте билеты у кондуктора, занимайте места. Садитесь поудобнее,  наша экскурсия начинается.

 Экскурсовод:

- Елец- древний город. Название нашего города происходит от старорусского слова «елец», что означает дубовый или еловый лесок. Так как очень давно в нашем городе росло много елей, то его назвали «Елец».

Одной из центральных улиц города является улица Коммунаров.

 Слева мы видим памятник Неизвестному солдату и Вечный огонь. Рядом расположены братские могилы. 

В Ельце много памятников и достопримечательностей, относится к ним и пожарная каланча на улице Коммунаров.  В давние временаЕлец  был в основном деревянным,  Город горел не раз, уничтожались целые кварталы .В здании и сегодня находится пожарная часть города Ельца.

 Экскурсовод: - Мы подъезжаем к главной достопримечательности Ельца - Вознесенскому собору. Давным  –  давно ельчане построили деревянный храм. Люди приходили в храм со своей радостью и горем.Но этот храм был очень маленький и не мог вместить всех горожан. Поэтому ельчане решили на месте маленького храма построить Вознесенский собор. Собор стоит на берегу реки Быстрая Сосна и хорошо виден с большого расстояния. 

Экскурсовод :

- Это елецкие куранты . Бывшая водонапорная башня считается одним из символов города. Когда-то это был первый водопровод Ельца. Пользоваться им могли только богатые жители города.

-Заглянем на улица Мира. Богатые купцы строили здесь свои особняки, и первые этажи отдавались под магазины и лавки.  Сейчас она пешеходная . Еще она называется улица   Торговая.

Давайте сделаем фото на память и  отдохнем.

Физкультминутка:

Мы шагаем по мосту,

Смотрим на реку Сосну,

Лодочка по ней плывет,

Солнце над рекой встает

Славный город наш Елец,

Кто живет в нем молодец.

Туроператор:- А сейчас нам пора в автобус, наша экскурсия продолжается.

Мы подъехали к дому-музею  Елецкого кружева

 - Какие правила поведения в музее вам известны? Вспомнить вам помогут знаки.

Правило №1 – в музее хранятся экспонаты, которым очень много лет, поэтому трогать руками мы их не будем .

Правило №2 – уметь слушать , не шуметь и др.

  Выстраивается очередь в кассу, дети покупают билеты.

Экскурсовод: - Более 100 лет назад наш город стал центром кружевоплетения. Для елецкого кружева характерна особая тонкость и изысканность узора. В елецких кружевах можно увидеть и веточку, и листик, и цветок, и мотивы морозных узоров, и снежинки. Посмотрите, сколько замечательных изделий из кружева.

 Кружева плетут из ниток, чаще всего белых, но плетут и из ниток другого цвета. Для плетения кружева нужна подушка, сколки, булавки, нитки, коклюшки  .Кружева елецких мастериц славятся не только в городах нашей России, но и далеко за ее пределами.

В благодарность за интересную экскурсию мы прочтем вам стихотворение:

Деревянные коклюшки

Застучали друг о дружку.

Чтоб узор был ровный, гладкий,

Есть для этого булавки.

Их в подушечку воткнем,

Белой нитью оплетем.

И узорная снежинка,

Как нетающая льдинка,

Все растет, растет, растет.

Кружевной, изящный, нежный,

Весь воздушный, белоснежный,

Так смогли сплести узор-

Не нарадуется взор!

Нитяная паутинка,

Как узоры изо льда.

Белоснежная снежинка

Не растает никогда.

Туроператор:- Продолжаем наше путешествие. Мы подъехали к дому- музею Н.Н. Жукова. Экскурсию нам проведет …

Экскурсовод :- Музей Н. Н. Жукова  находится в доме, где жил выдающийся  художник. Родился Жуков  в Москве, а детские годы прошли в Ельце.

 Уже в школе у Жукова проявился талант. Он прекрасно перерисовывал картины из любых иллюстраций и мечтал стать художником..Несмотря на желание родителей отдать его на военную службу, Жуков поступает в художественно-промышленный техникум в Нижнем Новгороде. Далее было Саратовское художественное училище.

Затем была служба в армии, переезд в Москву .  Молодой художник сотрудничает с книжными издательствами и периодическими изданиями, оформляет плакаты и обложки журналов: Мурзилка  , Веселые картинки, Пионер, Костер .

В годы Великой Отечественной войны Николай Николаевич служит солдатом в артиллерии,  и  военным корреспондентом «Правды».Известны   плакаты Жукова: «Отстоим Москву!» , «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!..»

Жуков - почетный гражданин города Елец, которому установлен памятник на Пешеходной улице в Ельце.  Учреждена премия им. Н.Н. Жукова, которая вручается талантливым елецким детям , начинающим художникам, и их учителям.

Туроператор:

- Наша экскурсия еще не завершена. Предлагаю вам пройти в лавку памятных сувениров.

Продавец :-Здравствуйте , я вас очень рада видеть. Посмотрите, у нас есть…

Что вы желаете приобрести?

Посетители приобретают сувенир, благодарят работников музея.

Туроператор:

-А чтобы нам не скучно было ехать, давайте с вами вспомним пословицы о Ельце

- Кто в Ельце не бывал – красоты не видал.

- Елец, как гранит – никто не победит.

-Нет в мире краше города нашего.

Воспитатель: - Ребята, вот мы и приехали  в наш  детский сад.  Вам понравилась экскурсия? Что мы видели? Какие  достопримечательности г. Ельца  вы запомнили?

Мне было приятно с вами играть, потому что вы были отзывчивыми, внимательными, добрыми друг к другу и ваши игровые действия

соответствовали вашей роли.

Литературные источники

  1. Бакина, М., Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.-с.58-60
  2. Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психическое развитие дошкольников./О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьева - М.: Знание, 1984
  3. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - № 4.-2002. -с.53-56.
  4. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребёнок в детском саду, 2006, № 5.- С. 83.
  5. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н.В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
  6. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
  7. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.- с.33-37
  8. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно/А.С.Спиваковская. - М.: Карапуз, 1981
  9. Шмаков. С.В. Учимся, играя./ С.В.Шмаков . - М.: ЦГЛ, 2004
  10. Ядэшко, В.И., Сохин, Ф.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ./ В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохин, Т.А. Ильина и др. - М.: Просвещение, 1986, 415 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....