Национальное ремесло в КЧР
план-конспект занятия (старшая группа)

Эбзеева Ира Юсуповна

Конспект занятия в старшей группе по теме: "Национальное ремесло в КЧР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karach_rukodelie.docx322.86 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомство с ремеслами народов КЧР, воспитание интереса и уважения к людям труда.

Задачи:

  • Учить видеть красоту , своеобразие и самобытность изделий.
  • Вызвать у детей желание побыть в роли народных мастеров.
  • Обобщить знания детей о  ремеслах КЧР. Формировать уважение и чувство гордости за историю своего народа и его умельцев.
  • Продолжать воспитывать в детях любовь и интерес к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству. Воспитывать дружеские отношения, толерантность.

Физическое развитие:

  • Развитие мелкой моторики рук.

Ход занятия.

1. Организационный момент.        

Здравствуйте, ребята!  Давайте все вместе поздороваемся с нашими гостями,  улыбнемся и помашем ручкой.

– Ребята, идя сегодня на работу, я встретила почтальона, которая передала конверт и сказала, что письмо это адресована нам.

     Письмо это необычное и   я ждала вас, чтобы ее открыть  . Интересно, от кого оно? Сейчас я прочту. Этот конверт прислали нам друзья. Давайте посмотрим, что в нём?

            

Здравствуйте ребята! Мы отправили Вам посылку, но для того чтобы её открыть, Вам необходимо отправится в небольшое путешествие.

– Ребята, вы хотите отправиться в путешествие и найти посылку?

 

Ответы детей ***

Тогда мы с вами отправимся в путешествие

 

 Ответы детей ***

    Письмо   наше необычное, тогда и  путешествие должно быть необычным.

Ответы детей ***

 Мы с вами  поедем на необычном транспорте, на машине Времени. Вы согласны ?  (Ответы детей)

Тогда, присаживаемся на стульчики и отправляемся в путешествие.

      Чтобы переместится во времени ,  нужны специальные слова. Повторяйте  за мной дружно ,только не ошибитесь, а то еще  попадем   не туда, куда нам надо.

Давайте закроем глаза  и повторяем за мной:

         На месте ты скорее замри,

Через время полети .

Вот и горы впереди,

Выходи и погляди!

- Открываем глазки.

(Занавес открывается ,дети попадают в прошлое.)                                          

Что я вижу!  Какие необычные предметы!    Как красиво! Правда,  красиво, дети?

 Раз  мы  попали  в такую атмосферу , мы с вами  должны посмотреть одну     игру «Ловкие джигиты»

 Джигиты хотят соревноваться,

 пошутить  и посмеяться,

Силу ловкость показать и сноровку доказать.

 Танец джигита

 

 Основная часть.

Воспитатель: 

Ребята, я сейчас прочитаю очень красивые стихи. Вы внимательно    вслушайтесь в слова этого стихотворения , а потом мы с вами разберем, о чем идет речь.

            На Кавказе любят

            Музыку и пляски

            На конях джигиты

            Скачут без опаски.

            На Кавказе любят

            Пить кефир-айран.

            Надевают бурку

            В дальний путь чабан.

            На Кавказе любят

            Сладкий виноград

            Здесь хозяин гостю,

            Как родному, рад.

                               (В. Степанов)

 Воспитатель:   А что за место, о котором говорится в стихотворении? (Кавказ)

 -   Правильно ребята в стихотворении говорится о Кавказе.

И наша Карачаево – Черкесская Республика тоже находится на Северном Кавказе.

Я теперь поняла, куда мы попали. Мы попали в то время, когда жили   наши прадедушки и прабабушки.

Ребята, в стихотворении говорится, что джигиты бурку одевали. А вы знаете, что это?

 Ответы детей …….

Молодцы ребята.  

 А сейчас мы свами узнаем,  какая  она и из чего сделана.

Бурка (джамчи) ребята, это необходимая принадлежность кавказских пастухов и охотников.  

 Бурка имела в жизни горцев большое не только практическое, но и ритуальное значение. Когда рождался мальчик, его заворачивали в бурку, чтобы вырос настоящим мужчиной.                                                                    Умер мужчина — его провожали в последний путь, накинув на него его собственную бурку.                                                                                                     Лучшему другу на Кавказе всегда дарили бурку

Ребята , материал из которого делали бурки овчина ,шерсть.                                                        Валяние из шерсти у разных народов  известно из древности ,но сегодня я хочу вам рассказать о карачаевцах.  

В хозяйстве  карачаевцев  испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался  в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных.\  В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых и обрядовых изделий.  

Карачаевцы  материал для изготовления бурки или войлока приготовляли заранее, тщательно мыли шерсть с мылом, просушивали, перебирали руками, отделяя длинную шерсть от мягкого подшерстка. Перебрав, расчесывали шерсть особым гребнем и взбивали лучком.

Когда шерсть была готова, карачаевки приглашали на помощь родственниц или соседок и вместе приступали к изготовлению бурки, так как эта работа требовала обязательно совместного труда 6 или 8 женщин. Бурки и войлоки валяли обычно во дворе, выбрав для этого теплый солнечный день.

Женщины укладывали приготовленную шерсть ровным слоем на специальную циновку из камыша (чий). Затем шерсть обрызгивали кипятком при помощи веника или ложки и закручивали в циновку. Катали руками все женщины вместе до тех пор, пока шерсть превратится в кошму. Развертывали, накладывали второй слой из длинных волокон, снова брызгали и снова валяли. Приготовленный таким образом материал (джамчылыкъ) мыли, сушили, снова мыли в горячей воде и катали уже не на циновке, а на плетне. Ворс поднимали при помощи особой щетки. Этим создавался начес, благодаря которому дождь стекал с бурки, и она не промокала. После начеса опускали материал в большой казан с горячей водой, вынимали и вновь катали на плетне, с одной стороны 4 человека и с другой 4. Эта процедура замачивания и катания повторялась три-четыре раза. Щеткой поднимали ворс, густо смазывали материал мылом и били его палками.

Для определения прочности материала на него с размаху выливали ведро воды, если она не просачивалась, материал для бурки считался готовым. Чтобы придать ему ровный, красивый черный цвет, красили самодельными красителями из коры ольхи, березы и дуба с добавлением медного купороса. В растворе держали материал сутки, после чего несли на речку мыть. Обычно это поручалось девушкам. Группой в 9—10 человек шли они на речку с буркой, завернутой ворсом вниз. Вынув из воды, расстилали на траве для просушки начесом вниз, чтобы ворс был кудрявым, бурку несколько раз закручивали и для окончательной просушки заматывали вокруг жерди и туго связывали ремнем.

Высушенный материал подкраивали, вырезали ворот и плечи, делали кожаную отделку и завязки (сахтнян бау). Эти завязки продевались в кожаные кольца (джамчи тёгерек). После этого бурка была готова.

Ведь именно руками мастериц из поколения в  поколение передавались  секреты изготовления  джамчи и кииза  .

А орудия труда для изготовления войлочных изделий были очень примитивны: плетень, на котором взбивали шерсть (джамчы четен), лучок, при помощи которого взбивали шерсть (джая), палочки (са-бала), грубый гребень (таракъ) и щетка для поднятия ворса (джамчы таракъ).

Ребята, а вы  хотели бы сами изготовить войлок, своими руками?

Дети: да

Тогда я вам предлагаю изготовления войлока в домашних условиях,   стать настоящими мастерами . Вы согласны?

Дети: Да

Тогда проходите садитесь за столы.

А теперь скажите мне какие самые главные инструменты у нас в работе?

Дети: Это наши руки.

Вос-ль: Совершенно верно! Давайте их немножко разогреем.

Вот все пальчики мои –их как хочешь поверни

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем) 

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) 

Постучали, повертели

И работать захотели.

ПРОЦЕСС ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОЙЛОКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

- Для начала нам нужно разложить шерсть ровным слоем на подложку.

- Разровняйте пожалуйста ее руками .

- Теперь нужно обильно смочить шерсть  теплой,  мыльной водой .

- Накрываем нашу заготовку сеточкой.

- И начинаем приглаживать шерсть по всей поверхности круговыми движениями.

- Излишки пены можем удалить салфеткой .

- Продолжаем ее прорабатывать руками.

- Следующий шаг, нам необходимо проверить, готовность полотна.

- Если шерсть отделяется единичными волосками , значит полотно готово для дальнейшей обработки.

- Теперь накручиваем нашу заготовку на деревянную заготовку и закрепляем.

- Для завершения изготовления нашего войлока нам необходимо 100 раз прокатить заготовку из шерсти.

- Разворачиваем нашу заготовку из шерсти .

- Смачиваем горячим мыльным раствором и доводим войлок до готовности.

- Теперь можно очистить его от мыла в чистой воде и оставить высыхать.

- Наш с вами войлок готов для дальнейшего применения

Вам понравилось? И мне очень понравилось.

Игра  «Подними платок»

Воспитатель: Машина времени посылает свои сигналы, пришло время расставаться.

Ребята, нам пора, проходите к машине времени.

Друзья вы нам поможете (занавес закрывается)  

На месте, ты скорей замри,

Через время пролети

В детский сад наш попади.

Вот и мы вернулись в наше время.

Ой, вот и наша посылка, а откроем ее мы в группе

Релаксация:

- Ребята, мы с вами на машине времени попали в далекие  времена, узнали многого о женском ремесле карачаевцев, войлок  попробовали сделать  своими руками.  Я надеюсь,  что история изготовления войлока, шерстяных изделий не забудется, и будет жить дальше.

        - Вам понравилось путешествие?

                         - Что нового вы узнали?

        - А  что вы сможете рассказать дома?

 На этом наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу делиться своими  впечатлениями

Picture background

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Досуг "Возникновение ремесла в родном городе"

Представленный материал рекомендован воспитателям подготовительной к школе группе.Он поможет  педагогам успешно организовать  досуговое мероприятие, на котором дети дошкольного возраста не т...

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские народные ремесла" Тема: Плетение из талаша.

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту.  Програм...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....

ПРОЕКТ "НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ. НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА РОДНОГО КРАЯ"

Приобщение детей к народной культуре — одна из задач, которая стоит перед современным педагогом. Эта работа предполагает активную педагогическую деятельность с позиций возрождения национальных устоев,...