Статья "Самообразование педагога дошкольного образовательного учреждения"
статья

Самообразование воспитателя детского сада - важный аспект в профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование педагога дошкольного образовательного учреждения

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому, постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения. Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программы (далее ФОП ДО), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.

Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:

- анализ возрастных особенностей группы;

- выявление проблем;

- внедрение новейших педагогических разработок в практическую деятельность;

- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.

Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год - это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:

- с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность, фотографии с мероприятий);

- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);

- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);

- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд. Продолжительность работы по теме самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии со сферой его интересов. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы.

Выбор темы самообразования воспитателя.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

1) Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

2) Формирование основ педагогического мастерства;

3) Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

1)Овладение способами проектирования воспитательно - образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

2)Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

1)Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

2)Проявление творческого потенциала педагога;

3)Пропаганда своих достижений;

4)Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

1)Овладение методикой работы с детьми;

2)Адаптация к педагогической деятельности.

Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Этапы работы по самообразованию:

1.Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный).

Включает в себя:

- Изучение научно - методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

Требования к оформлению документации по самообразованию:

Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку скоросшиватель, определив следующие разделы:

Титульный лист.

На титульном листе должно быть:

а) Полное наименование учреждения

б) Тема самообразования.

Содержание.

Далее указываются:

Тема. Актуальность (Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности).

Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы).

Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?).

Ожидаемые результаты.

План работы (составляется на учебный год).

Выход темы (представление практического применения)

Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:

• провести открытое занятие (коллективный просмотр);

• подготовить (участвовать, провести) семинар;

• провести мастер-класс для педагогов по указанной теме;

• оформить папку-передвижку;

• составить сборник консультаций для родителей;

• составить отчёт о проделанной работе за учебный год

Список литературы

Представление результатов и их применение на практике.

Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер - классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно - познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.

Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:

1.Указать тему самообразования.

2.Какие цели и задачи были поставлены.

3.Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ.

4.Реализован ли план самообразования. В какой степени?

5.Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.

6.Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.

7.Планировалась и была ли проведена исследовательская работа.

8.Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)

9.Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)

10.Практические результаты деятельности по самообразованию.

11.Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.

12.Постановка новых задач.

Контроль качества самообразования.

Контроль за качеством самообразования педагогов осуществляется ежемесячно, определяя актуальный уровень работы по самообразованию каждого педагога за приведенными ниже критериями:

- взаимосвязь научных и методических знаний в самообразовательной подготовке воспитателя;

- комплексное изучение психолого – методических проблем обучения дошкольников;

- соответствие содержания самообразования уровню подготовки педагога, его интересам и наклонностям;

- итоги самообразовательной работы педагога.

Таким образом, работа воспитателя, связанная исключительно с развитием, обучением и воспитанием детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов. Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» (тест для педагогов дошкольных образовательных учреждений)

Цифровой образовательный ресурс «Социальное развитие детей дошкольного возраста» является одной из форм методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Применение данно...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»

Конспект практического занятия с педагогами по формированию у них знаний о синдроме эмоционального и профессионального «выгорания». Повышение психологической культуры педагогов помогает ст...

Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»

В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...

Консультация для педагогов на тему: «Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, необходимых для самореализации в профессии" (Hard skills и Soft skills)

      Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В эт...