Самообразование
методическая разработка
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЧАЙКА»
Материалы по самообразованию
Воспитатель: Умняшкина Регина Алексеевна
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Время работы над темой: сентябрь 2024 – май 2025 г.г.
с.Чемал
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Актуальность темы:
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов.
Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест. Она актуальна и в настоящее время. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
Мною выбрана эта тема по самообразованию, потому, что развитие навыков мелкой моторики важно - вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.
Цель: повышение своего профессионального мастерства и компетентности по данной теме; способствовать развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Повысить свой профессиональный уровень, изучив литературу по данной теме самообразования.
- Совершенствовать условия (РППС) для развития мелкой моторики, используя современные направления.
- Изучить и внедрить в практику работы методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
- Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повысится профессиональный уровень после изучения литературы по теме самообразования.
- У детей улучшится координация и точность движений, мелкая моторика пальцев и кистей рук.
- Повысится интерес родителей (законных представителей) к вопросу развития мелкой моторике у детей дома.
- Разработки применены на практике. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно - ознакомительный):
-изучение литературы по данной теме самообразования;
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический):
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий):
- анализ результатов работы.
План работы над темой.
№ п/п | Содержание работы | Срок |
1. | Изучение литературы по данной теме самообразования. | сентябрь |
2. | Анкетирование родителей. «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». | сентябрь |
3. | Изучение и внедрение в практику работы по развитию мелкой моторики рук современных технологий. | октябрь-апрель |
4. | Консультация для воспитателей на тему: «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики». | декабрь |
5. | Папка - передвижка «Игры для развития мелкой моторики». | март |
6. | Консультация для родителей на тему: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». | апрель |
7. | Отчет на Педагогическом совете. | май |
Список литературы.
- Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2017.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить. - М.: Издательство «Гном и Д., 2015. - 40с.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2016.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
