Планирование по познавательно-исследовательской деятельности
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

План работы на учебный год: тема, цели, задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_po_pid_podgotovitelnaya_gruppa.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Селиванихинский детский сад комбинированного вида

Планирование по познавательно-исследовательской деятельности

 в подготовительной группе «Звездочки»

на 2023-2024 учебный год

 

Разработала воспитатель: Девяшина Л.А.

Месяц

Неделя

Тема

Цели и Задачи

Сентябрь

3 неделя  

Воздух-невидимка.

Опыт с бутылкой и шариком.

Познакомить со свойствами воздуха – расширением и сжатием (При нагревании - воздух расширяется, при охлаждении - сжимается.)

4 неделя

Осенняя лаборатория.

Исследуем листья.

Обобщить знания об осенних изменениях в природе. Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Октябрь

1 неделя  

Овощная лаборатория.

Эксперименты с овощами.

Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами: Исследуем красящие свойства овощей.

2 неделя  

Фруктовая лаборатория.

Опыты с фруктами.

Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами: влага и сок во фруктах.

3 неделя

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Причины происхождения звуков высокой и низкой частоты. Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

4 неделя

Почему птицы летают?

Развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности (умение выделять проблему, умение планировать этапы своих действий и вести исследование);

— развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Доказать, почему птицы летают через опыты?

5 неделя с

Опыт «Движение воды»

Показать, как передвигается вода в почве.  Подвести к пониманию, что вода может передвигаться в любом направлении.

Ноябрь

1 неделя

Вода

Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

2 неделя

«Мир бумаги»

Узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства. Понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.

3 неделя

Опыт

«Пар – это тоже вода»

Познакомить детей с процессом конденсации.

4 неделя

Откуда берется иней?

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков

Выявление механизма образования инея. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.

Декабрь

1 неделя

«Зачем птицам перья?

Показать детям на опыте связь между строением и образом жизни птиц.

2 неделя  

Звук. Спичечный телефон.

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

3 неделя  

«Где живет крахмал?

Способствовать формированию знаний детей о происхождении крахмала и его использовании в жизни человека.

4 неделя

Загадочные вещества: жидкости и растворы.

Опытным путем закрепить представления детей о растворимых и нерастворимых ингредиентах: Свойства жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, сахар, мука, соль)

Январь

3 неделя

Природные явления вулканы

Познакомить детей с природным явлением – извержением вулкана. Легенда о вулкане.

Опыт: извержение вулкана.

4 неделя

Защитные свойства снега. Почему снег греет?

Опыт «Нужен ли растениям снег»

Опыт «Лед и соль»

Опыт «Сколько воды получается из снега?»

Совершенствовать знание детей о снеге. Агрегатное состояние воды. Показать, как снег защищает корни растений от замерзания.

5 неделя

Магнитное поле. Магнетизм.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы. Познакомить детей со способом передачи магнитных свойств металлу.

Выявить возможность магнита действовать на расстоянии.

Февраль

1 неделя

 «Как двигаются рыбы и дышат ли рыбы?»

Выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в водной среде.

 установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть везде.

2 неделя

«Запасливые стебли и листья»

Показать детям на опыте, как стебли (стволы) растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время. Показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

3 неделя

«Засекреченное письмо и тайный похититель»

Выявить возможность использования различных веществ, способы их проявления.

4 неделя

Смена времен года

(Создание модели)

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы; устанавливать причинно-следственные связи: почему происходит смена времен года, показать детям зависимость смены времен года от вращения Земли вокруг Солнца.

Март

1 неделя

Кладовая гномов:

«Живые камни» 

Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими. Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.  Мел, известняк, каменный уголь.     

2 неделя

«Что мы знаем о времени»

Дать понятие «время», рассказать об измерении времени, разновидности часов (от древности до наших дней). Закрепить понятие «беречь время».

3 неделя

Образование теней.

Познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени; формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.

4 неделя

Живые организмы. Грибки.

Почему молоко скисает, а хлеб плесневеет?

Выявить причину появления плесени в хлебобулочных изделиях, и скисания молока; исследовать, что может замедлить скисание молока и усилить скисание молока; установить, что для роста плесени нужны определенные условия.

Апрель

1 неделя  

Измерительные приборы

Продолжать знакомить детей с измерительными приборами: термометром, фонендоскопом, весами. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Формировать понятие о необходимости точного измерения.

2 неделя  

Этот загадочный космос: Опыт «Космос в стакане», Опыт «Дневные звезды», Опыт: «Почему день сменяет ночь»

Уточнять представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях, показать, что звезды светят постоянно, объяснить детям, почему бывает день и ночь.

3 неделя

Почва. «Где лучше расти?»

Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

 Сравнение почвы, песка и глины.

Май

1 неделя

Мир металлов.

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь). Сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования. Использовать знания, полученные в ходе исследований.

2 неделя

«Что нельзя услышать, но можно почувствовать?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа, позволяющего определить запахи. Расширять и уточнять знания детей о многообразии полезных запахов растительного происхождения. их свойствах, особенностях влияния на жизнь человека.

3 неделя

Солнечная лаборатория.

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч.

4 неделя

«Ученый совет»

Обобщить имеющиеся представления о различных состояниях веществ (вода, песок, камни и пр.); развивать познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами....

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности для средней группы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образование "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вер...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности

Тематическое планирование по познавательно – исследовательской (конструктивной) деятельности...

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности

В помощь воспитателям старших и подготовительных групп...