Знакомство детей с искусством Южного Урала
презентация

Лебедева Светлана Юрьевна

Презентация для педагогов 

В презентации представлены промыслы Южного Урала, с краткой историей и предпосылками зарождения. Камнерезное искусство, чугунное литьё (каслинское), гравюра на стали (златоуcтовская), лаковая роспись по металлу (тагильские подносы), гончарство и глиняная игрушка, уральская домовая роспись. Взаимосвязь народного искусства,  формирования художественного вкуса детей и развития их эстетического отношения к окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл искусство южного урала2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство детей с искусством Южного Урала. Выполнила Лебедева С.Ю. Воспитатель МДОУ № 9 Канашевский детский сад «Золотой ключик»

Слайд 2

Введение Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Народное декоративно-прикладное искусство — одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира.

Слайд 3

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение. Еще до середины 20 века в России были востребованы в жизни различные виды традиционных ремесел, такие как гончарство, ткачество, кузнечное дело и многие другие. В крестьянском и отчасти в городском быту продолжала существовать жизненная потребность в глиняных сосудах или тканых дорожках, пока на смену им не пришла фабрично-заводская продукция из новых материалов. Сегодня носителей, хранителей и творцов народной художественной культуры остается все меньше, особенно в сфере прикладного творчества.

Слайд 4

Художественные промыслы Урала Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие. Декоративно-прикладное искусство Урала представлено многообразием промыслов: чугунное литье, камнерезное искусство, художественная обработка оружия, изделия из меди, роспись металлических изделий, фаянс, фарфор.

Слайд 5

Камнерезное искусство Понятие «уральские самоцветы» стало символом не только уникальных богатств Урала, но и всей нашей страны. Нигде природа не была так щедра и разнообразна в своём самоцветном творчестве, как на Урале. Урал среди других самоцветных районов мира представляет совершенно уникальное минералогическое явление как по количеству, так и по разнообразию цветных камней. Почти все известные в мире виды имеются в уральских самоцветных кладовых.

Слайд 6

Необычайной красотой расцветок выделяются поделочные камни Урала: яшмы, мраморы, пёстрые змеевики. Но особенно ценится зелёный узорчатый малахит и розовый орлец

Слайд 7

Урал является богатейшим источником камней-самоцветов. Известный русский минералог А.Е. Ферсман насчитал на территории Урала 55 видов поделочных камней. А Каркодинское месторождение демантоида (уральский изумруд) является самым крупным поставщиком этого минерала на мировой рынок.

Слайд 8

В начале Х VIII века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив таким образом традиции местной школы камнерезного искусства. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня , а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть.

Слайд 9

Природные особенности камня умело использовали мастера-малахитчики, выполняя свои творения методом мозаики, когда совпадающие по рисунку кусочки малахита разрезались на тонкие пластинки и наклеивались на основу. В готовом изделии создавалось впечатление сплошного узорчатого камня.

Слайд 10

Изделия из малахита, лазурита и яшмы, сделанные способом русской мозаики, были гордостью уральцев. А в Петербурге в Зимнем дворце уральскими мастерами была создана знаменитая «малахитовая гостиная».

Слайд 11

Кроме малахита и лазурита уральские мастера чаще всего использовали обсидиан, флюорит с его разнообразными сочетаниями тонов от голубого до тёмно-фиолетового, прозрачный сверкающий горный хрусталь и сердолик, ценившийся не только за красоту цвета ,но и за твёрдость.

Слайд 12

Традиции уральского камнерезного дела не были потеряны и забыты в потоке времени: передаваясь из поколения в поколение, они были бережно сохранены местными мастерами.

Слайд 13

Каслинское литьё Каслинское чугунное литьё зародилось ещё в 18 веке, а точнее в 1747 году, когда русский купец Коробков завершил строительство крупнейшего в России завода по архитектурно-художественному литью. Нельзя сказать ,что сразу всё пошло гладко – долгое время пришлось осваивать чугунолитейную науку по европейской технологии.

Слайд 14

Однако спустя некоторое время русские литейщики, работавшие на Каслинском заводе оставили далеко позади своих западных коллег и предложили вниманию публики по настоящему уникальные творения, многие из которых в настоящее время находятся в частных коллекциях и государственных музеях.

Слайд 15

Чугунные архитектурные детали использовались не только для уральских построек, но в большом числе направлялись в Петербург и Москву. С ростом Петербурга, расположенного на островах, строительством нового типа дворцовых зданий, украсивших петровскую столицу, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц.

Слайд 16

Чудесные решетки черным кружевом обрамили знаменитые парки, создали красивые прозрачные ограды у спокойных и торжественных классических зданий. Самые различные виды художественного чугунного литья — вазы, статуи, парковые скамейки, решетки и т.д. — были использованы и в архитектуре подмосковных и петербургских усадеб.

Слайд 17

Кусинское чугунное литьё Куса славится особо-художественным чугунным литьём, которое не однажды отмечалось на российских и международных выставках. В прошлом кусинсое художественное литьё успешно конкурировало со знаменитым каслинским . В начале ХХ века оно было на выставках даже более приметно. Сейчас идёт возрождение этого вида декоративно-прикладного искусства. Особым спросом начинает пользоваться архитектурное чугунное литьё. Как всегда пользуется спросом кусинская чугунная посуда.

Слайд 18

Златоустовская гравюра на стали Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816-1817 годах. Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников Х VII-XVIII веков ,однако скоро уральские гравёры создали свой самобытный стиль декорирования оружия. Златоустовксое оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за её пределами.

Слайд 19

В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы – различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине Х I Х века ассортимент изделий расширяется – появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.

Слайд 20

Лаковая роспись по металлу В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла – роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Слайд 21

Истинно тагильский народный промысел - лакированные подносы. Музей лаковой росписи помещается в красивом двухэтажном деревянном доме, где жили основатели подносного дела, крепостные художники Худояровы .

Слайд 22

250 лет назад братья Худояровы изобрели «хрустальный лак», придававший рисунку объемность и глубину. Начался расцвет необычного вида живописи - картин по металлу.

Слайд 23

Тагильские подносы обладали ярко выраженными особенностями как формы изделий (прямоугольные, круглые, овальные, гитаровидные и другие), так и художественного решения. Традиции уральской росписи по лакированному железу развивались в двух основных руслах: картинная живопись и цветочная роспись. Гамма росписи глубокая, сочная, преимущественно используются красные, синие, зеленые и золотисто-желтые цвета.

Слайд 24

Тагильскую роспись не спутаешь ни с какой другой: ей присущи богатство красок, повышенная декоративность, чистота и изящество в обработке цветов – главная из которых красавица-роза – законченность композиции, утонченная вязь орнаментов, то есть все те черты и особенности, что сложились за двухсот пятидесятилетний период ее существования.

Слайд 25

Гончарство и глиняная игрушка Во множестве южноуральских городах и селах существовало гончарное производство; в Челябинске — мастерская гончарных изделий Ложкина (на Западном Бульваре), кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм и др.). Мастера обычно брали глину с определенного («своего») места; в основном женщины и дети мяли её ногами (до достижения полной однородности); мастера-мужчины на самодельных ножных гончарных кругах изготавливали сосуд, который затем обжигали в горнах и декорировали. Для изготовления игрушек глину раскатывали в лепешку и сворачивали на пальце в «пустышку». До 1950-х гг. гончарное мастерство действовали в Чебаркуле ( Варламово , Кундравы, Шабунина ), в Верхнеуральске.

Слайд 26

Гончарный промысел получил развитие среди населения слободы Верхнеувельской ( Варламово ), село Кундравы, деревня Шабунино ; из Бродокалмака распространился на Южном Западе среди жителей села Долгодеревенское, Есаульское, Миасское ( терр . Челябинского уезда); на Южной губернии — в Варне, хутор Красный Яр (с 1906 поселок Агаповский ), станице Полтавской (современные Карталы). С середины 19 века был широко распространен в Верхнеуральске, Оренбурге, Троицке, Челябинске. Ремесленники назывались гончары или горшечники. Из белой и красной глины мастера изготовляли различную посуду.

Слайд 27

Данный промысел не угас со временем, а получил современное развитие. В советское время был построен южноуральский фарфоровый завод. Традиционно изделия этого предприятия украшают сказочные мотивы уральского края.

Слайд 28

На заводе активно осваивают новые технологии производства фарфора, но в то же время акцентируется внимание на самоидентификации и сохранении неповторимого стиля своих изделий. На сегодняшний момент продукция пользуется огромным спросом.

Слайд 29

Уральская домовая роспись В любые времена сам человек стремится к тому, чтобы все вокруг было удобно и красиво. Традиция украшать дом росписью, а на Урале внутренние помещения избы расписывали красками — говорит нам о том же: если хозяин мог хорошо заплатить мастеру, то интерьер избы расписывался целиком. Украшались не только стены и потолок, но и мебель, утварь, орудия труда и быта.

Слайд 30

Первый акцент в избе делался на обратной стороне двери. На ней часто изображали древо жизни с птицей на вершине. Еще одно древо жизни (а бывало, и круг солнца) можно было увидеть на двери деревянного пристроя к печи (голбца), через которую попадали в подполье. Эту дверь особенно важно было украсить, так как считалось, что в подполье обитает домовой — хранитель дома, с которым надо жить в согласии.

Слайд 31

Форма и размеры красочных панно выбирались соответственно поверхности. Поэтому на стенах и простенках обычно изображались целые «сады». А брус над полатями (нарами для сна под потолком между печью и стеной) и грядки (доски, прибитые к полке, отделяющей кухню от избы) расписывали вытянутыми по горизонтали гирляндами или букетиками из цветов и ягод. На потолке размещали солнце, круги с наугольниками, венки.

Слайд 32

Взаимосвязь Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Слайд 33

Знакомство детей с искусством Южного Урала Использование регионального компонента в педагогическом процессе детского сада в трёх направлениях: 1-оформление интерьера детского учреждения, праздников, досугов; 2-знакомство детей с видами и историей промыслов Южного Урала,(насыщение информационного поля) 3-для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем для творческого осмысления и применения ( повтор,вариация,импровизация ).

Слайд 34

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Слайд 35

А знакомство с искусством родного края воспитывает глубокую любовь к малой и большой родине, к истокам нашей культуры в целом, воспитывает чувство гордости и стремление учиться великому мастерству наших предшественников и земляков.

Слайд 36

источники www.zlatoust.ru - сайт о Златоусте http : //www.uralart.ru/ - интернет-магазин уральских мастеров http://farfor-expert.ru/yuzhnouralskij-farforovyj-zavod-yuzhnouralskij-farfor/ - журнал о фарфоре http://mirznanii.com –интернет ресурс «Мир знаний» http://tagilpodnos.ru/service/history.php -предприятие народных художественных промыслов России « Тагильский поднос»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Знакомство детей с искусством Мордовии»

Анкета для родителей   «Знакомство детей с искусством Мордовии»...

"Знакомство детей с искусством русских народных мастеров"

НОД направленная на формирование познавательного интереса к изделиям народных промыслов....

Консультация "Знакомство детей с искусством"

Консультацию я проводила для педагогов и родителей с целью ознакомления детей с искусством....

Знакомство детей с искусством гжельских мастеров

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей  стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Со...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно- прикладным искусством Южного Урала.

Дать детям представление  о камнерезном искусстве  уральских мастеров  как эстетической ценности.-Познакомить с историей происхождения города Магнитогорска.Воспитывать любовь к малой ро...

Совместный проект воспитателя с детьми и их родителями Рукотворный мир Тема: «Знакомство детей с искусством»

Совместный проект воспитателя с детьми и их родителямиРукотворный мирТема: «Знакомство детей с искусством»...