Сюжетно-ролевая игра, как средство познавательного развития и творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.6 МБ | |
| 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка.
Особенности развития познавательного интереса
Сюжетно-ролевая игра и её возможности
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности.
Игра способствует эмоциональному развитию дошкольника
Переживания пережитые в детстве, остаются с человеком навсегда
Ситуация успеха способствует развитию познавательного интереса у дошкольника
Сюжетно-ролевая игра развивает :память, внимание и воображение
Игра развивает творческие способности дошкольников
Влияние игры на речевое развитие дошкольника
Сюжетно-ролевая игра «Медосмотр в поликлинике»
В поликлинике работали разные специалисты
Игра «Медосмотр в поликлинике» окончилась медицинским консилиумом, где были подведены результаты о проделанной работе
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования познавательного развития детей дошкольного возраста
Воспитатель: Елисеева М. И.
1 слайд приветствие коллег
2 слайд
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование у него познавательных интересов.
3 слайд
В дошкольном возрасте развитие познавательного интереса имеет свои особенности. Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Развитие познавательного интереса дошкольников должно происходить в доступной для них форме, то есть через применение игр, использование игровых технологий.
Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра.
4 слайд
«Именно в игре ребёнок обучается легко и с интересом. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
5 слайд
Игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значительным. Это состояние внутренней свободы связанно со спецификой сюжетно-ролевой игры – действия в воображаемой условной ситуации. Эти «возможности» игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему эмоциональный комфорт. Основным источником, питающим сюжетно-ролевую игру ребенка, является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В игре происходит качественное усвоение знаний, впечатлений полученных ребенком. Происходит это потому, что в игре ребенок не просто отображает увиденное или услышанное, а преобразует и моделирует.
6слайд
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности. Начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра создает условия для упражнения в способах поведении в определенных жизненных ситуациях, способствует развитию произвольного поведения ребенка, насыщает его жизнь положительными эмоциями.
7слайд
Играя, дошкольник не просто создает игровую жизнь, он переживает свои действия, особенно если они реконструируются в образах. Игровые действия не просто выполняются, они всегда эмоционально окрашены. Ребенок искренне огорчается, переживает, радуется.
8слайд
Отечественный ученый физиолог И.М. Сеченов доказал, что первые переживания оставляют след в сознании ребенка на всю жизнь. Коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. О значимости эмоций, переживаний игровых событий, возвышенности мотива игры, говорят исследования отечественных психологов (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Т.П. Хризман и др.).
9слайд
Эмоции цементируют игру, делают ее увлекательной, создают благоприятный климат для взаимодействий, повышают тонус, который необходим каждому ребенку для его комфорта. Это в свою очередь дает возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Ситуация успеха создает благоприятный фон, для развития познавательного интереса. Дошкольник начинает смелее и разнообразнее комбинировать в игре свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых
10слайд
В сюжетно-ролевой игре происходит важный и сложный процесс освоения знаний, которые мобилизуют умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом в условиях игры дети лучше сосредотачиваются, больше запоминают, так как сами условия игры требуют от участников сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержания разыгрываемых действий и сюжетов. Не соблюдение ребенком правил игры приводит его к исключению, изгнанию. Таким образом, желание стать участником игры вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию
11слайд
В процессе игры происходит творческая переработка ребенком действительности. В играх детей нет точного и бездумного копирования действительности. Каждый ребенок вносит в свои игры собственные игры фантазии.
12слайд
Создание игрового образа требует от ребенка активного творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства для достижения цели. Еще больший толчок к развитию воображения дает сопоставление модели, создаваемой в игре, самой моделируемой действительностью.
13слайд
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребенку выявить мысль и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Л.С. Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связанно с усвоением речи.
В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
14слайд
Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников становятся содержательнее, разнообразнее они приобретают все более - творческий характер. Игра имеет преимущества перед другими видами детской деятельности и занимает особое положении в педагогическом процессе, так как дает детям возможность проявлять активность и самостоятельность, воображение, реализовывать свои представления об окружающем.
15слайд
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
16слайд
Методика организации и проведения сюжетно-ролевой игры
При подготовке и реализации сюжетно-ролевой игры необходимо: - Выбрать игру в соответствии с воспитательной задачей.
Провести предварительную работу - это чтение художественной литературы, проигрывание в дидактические игры, просмотр мультфильмов, презентаций, проводили беседы, наблюдения, организовывали экскурсии и целевые прогулки, на которых обращали внимания на трудовые действия повара, медсестры, шофера, дворника. Во время наблюдения обращали внимание детей на то, что повар готовит вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомили детей с названиями блюд, какие продукты нужны для приготовления этих блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот, рассказывая о том, какие продукты они использовали при приготовлении этих блюд и именно, поэтому все так вкусно.
- Далее Разработать план игры. Важно детально продумать содержание игры, чтобы на всех этапах она была увлекательной, что бы удержать внимание детей.
17слайд
Также нужно выделить основные игровые роли и подготовить игровые предметы, которые помогут в решении воспитательных задач.
- Ознакомить детей с планом игры и обсудить его.
- Создать воображаемую ситуацию. Чтобы помочь детям окунуться в игровую реальность, воспитателю стоит обозначить предметы, которые будут использоваться в игре, назвать их игровые функции. Например, стулья (составленные в ряд) могут служить автобусом, на котором можно добраться до поликлиники, рассказать о предметах в лаборатории и о других предметах, отдельно взятого специалиста – что и как врач использует при осмотре пациента.
18 слайд
-Распределить игровые роли. При этом важно учитывать пожелания детей, их игровые потребности. Обеспечить позитивное восприятие игровой ситуации и начать игру.
19 слайд
Можно выбрать в коллективе наиболее активных детей, у которых прекрасно развито творческое воображение, и дать им главные роли. Их исполнение поможет увлечь остальных детей, что послужит положительным примером.
20 слайд
-Сохранение игровой ситуации.
Для этого нужно управлять действиями детей, не выходя за рамки игровой ситуации: давать им различные поручения, подсказывать, хвалить их , направлять, соблюдая игровой сюжет;
21 слайд
- Завершить игру в соответствии с разработанным планом. Окончание игры важно продумать заранее, ведь оно должно подкрепить положительный опыт, полученный в процессе игры, сформировать у детей положительные эмоции.
Дается оценка умения играть вместе, оцениваются результаты речевого общения во время игры. Педагог в свою очередь подводит итоги игры, предполагает гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностирует игровые умения детей.
Можно отметить, что проведенная нами игра «Медосмотр в поликлинике» вызвала у детей большой интерес, дети с энтузиазмом включались в игру, брали на себя предложенные роли. Вечером, уходя домой, ребята делились положительными впечатлениями с родителями. В результате игры у детей заметно повысилось настроение и любознательность, дети в простой и занимательной форме узнали много нового и интересного.
22 слайд
В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому отечественные психологи и педагоги характеризуют сюжетно-ролевую игру как форму познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию, эмоции вызванные игрой, пробуждают интерес к познанию и как следствие развитие творческих способностей.
Сюжетно-ролевая игра, может включать большое количество разнообразных методов, с помощью которых формируется личность ребенка, совершенствуются его социальные навыки и духовный мир.
Положительных результатов в развитии детей через игру, можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащая их знаниями об особенностях игровой деятельности детей. Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, провели анкетирование (Приложение). Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. Приготовили ряд консультаций: «Игра и игрушка в жизни ребенка», «О чем говорят любимые игрушки вашего ребенка», «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника», «С кем играет ваш ребенок» и др. (см. приложение) Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста
Данная статья предназначена для воспитателей детских садов. Она раскрывает основные направления моей работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)
Здесь представлены диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным декоративно - прикладным искусством на занятиях изобразительной деятельности , перспективное планиров...

Развитие познавательных интересов и творческих способностей детей дошкольного возраста с особенностями в развитии средствами песочной терапии
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действен...

МАСТЕР – КЛАСС «Технология ТРИЗ – круги Луллия, как средство развития познавательных и художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию познавательных и художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.З...

«Игры Воскобовича, как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель технологии В.В.Воскобовича - построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Развивающие игры Воскобович...

Музыкально-развивающие игры для голоса как средство развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Статья о том как музыкально-развивающие игры для голоса влияют на голос ребенка и его творческие способности....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Метод проектной деятельности в ДОУ, как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста»
laquo;Метод проектной деятельности в ДОУ, как средство развития познавательной активности и творческих способностей детей дошкольного возраста»...