Методическая разработка "Знакомство с произведениями художественной литературы о ВОВ"
методическая разработка (средняя группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Материал поможет педагогам выбрать литературу для чтения с детьми о ВОВ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_proizvedeniyami_o_vov.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Название: Статья  «Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Автор: Белоброва Л.Н.
Должность: воспитатель
Место работы: МДОАУ № 148 г. Оренбург

Ознакомление с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне, Блокаде в нравственно – патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В 2025 году наша страна отмечает  80-летие  Победы в Великой Отечественной войне. Это  знаменательное событие в жизни нашей страны подвинуло меня на проведение целенаправленной работы по ознакомлению с произведениями художественной литературы о Великой Отечественной Войне для нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед нами, взрослыми, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство — благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой, так как художественная книга для ребенка — это могучее средство всестороннего воспитания: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

В своей работе с детьми я использовала литературу самого разного объема, формы и стиля.

Стихи о Великой Отечественной Войне, на мой взгляд, являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского,          А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания.

Использовала рассказы по военной тематике:

- Л. Кассиля «Твои защитники»;

- Я. Тайц: «Цикл рассказов о войне».

- Митяев «Почему Армия всем родная», «Письмо с фронта», «Землянка».

- А.Соболев «Батальон четверых».

- С. Алексеев «Брестская крепость».

- А.Гайдар «Война и дети».

Рассказы о Великой отечественной войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, позволяют знакомить современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, А. Митяева, впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех  национальностей.

После прочтения произведений провожу беседы о смысле данных произведениях, их героев, их подвигах. Выбираю важные отрывки из рассказов для пересказа с детьми.

Русские народные пословицы и поговорки о доблести и любви к Родине я использовала для иллюстрации положительных качеств, таких как дружба и взаимопомощь; геройство русского народа (например, «Сам погибай, а товарища выручай!», «Жить – Родине служить!» и др.).

Моя целенаправленная работа осуществляется не только на занятиях, но и на прогулках, повседневной жизни, на экскурсиях к обелиску В. Шплета, в сквере на проспекте Непокоренных, а также  посещении с родителями Пискаревского мемориального кладбища.

Организовывалась экскурсия в библиотеку. Мы с детьми посетили выставку книг по теме: «Блокада» и «Великая Отечественная война в художественной литературе». Библиотекарь читала детям произведения  о местных героях участвующих в ВОВ.

В рамках занятий по ознакомления с окружающим, природой, литературой дети слушали различные произведения, беседовали со мной, рассказывали свои впечатления, заучивали наизусть и пересказывали интересные моменты.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В дошкольном возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военного героизма) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух рассказов, я использовала наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии и открытки о Блокаде Ленинграда о Великой Отечественной войне.

27 января провели в детском саду совместно с музыкальным руководителем  мероприятие  «Никто не забыт и ничто не забыто», тем самым еще больше расширив представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в ВОВ. Дети прослушали песню А.Александрова «Священная война», из Ленинградской симфонии Д.Шостаковича прослушали первую часть «Нашествие», исполнили на муз. П. Краубнера и Л. Шенберга «Песню о Ладоге», как символ мужества людей.

Целенаправленной работой к 9 мая было проведено итоговое занятие, на котором дети продемонстрировали свои знания о Великой Отечественной войне. В конце занятия дети нарисовали праздничный салют, и мы оформили выставку детских рисунков для родителей. Был проведен ряд мероприятий посвященных дню Победы: посещение музея Пискаревского мемориала. Вместе с родителями дети готовили рассказ о своих родственниках, принимавших участие во второй мировой войне, вместе с музыкальным руководителем была подготовлена и проведена музыкально - литературная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто», возложение цветов к памятнику.

 В результате моей целенаправленной работы у детей появился  интерес к самостоятельному  рассматриваю книг по военной тематике, рассказыванию  историй о своих прабабушках и прадедушках.  

 Благодаря систематическому ознакомлению детей с художественными произведениями о войне я доказала воспитательную силу художественной литературы, направленную на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости. Примеры героических поступков главных героев литературных произведений способствовали пониманию того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними.

 Память о прошедшей войне мы  храним в наших сердцах! И, конечно, все что знаем о ней, мы должны передать нашим детям. Маленькие граждане нашей страны должны знать ее героические страницы и гордиться своей Родиной и своим народом. Тема Великой Отечественной войны находит живой отклик в сердцах ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 п.Радченко      ПЕДСОВЕТ « Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художе...

Тематический контроль «Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений художественной литературы» Цель: Выполнение годовой задачи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №1 п.Радченко         Тематический контроль«Развитие речи и речевого общения детей пос...

Методическая разработка "Развитие речи дошкольников через приобщение к произведениям художественной литературы в старшей группе по ФГОС"

Цель: расширение представления детей об устройстве и функционировании человеческого организма.Задачи:• учить измерять пульс человека• обратить внимание на взаимосвязь дыхания и сердцебиения...

Методическая разработка "КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ __6-7_ ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ".

Дидактическая сказка А. Каменчуковой «Рождественская сказка об ангелах». («Петербурговедение»)Технологическая карта  организации образовательной ценностно-ориентирова...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...

Методическая разработка:КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИТУАЦИИ С ДЕТЬМИ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Рассказ В. Драгунского заключается в том, что нужно бережно относиться к своим друзьям. И даже если друг отсутствует, и мы его долго не видим, он навсегда остается нашим другом. Рассказ учит нас добро...

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...